Основные социально-экономические функции субъектов малого и среднего бизнеса в современной макроэкономической системе




 

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это не побочная сфера экономики. Малый бизнес неотъемлемо вписывается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и общественное распределение труда. Причем роль его в нынешней динамической жизни постоянно возрастает. Как показывает опыт многих развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались в основном из-за желания предпринимателей открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Под функцией малого предпринимательства в рыночной экономики как живой саморазвивающейся хозяйственной подсистемы в рамках национальной экономики мы понимаем их предназначение, роль в решении социально-экономических проблем общества на основе использования всех видов ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных и общественных потребностей.

При определении системы функций малого предпринимательства в рыночной экономике, более образованы взгляды тех экономистов, которые выделяют и исследуют его отдельные экономические или социальные функции: а) конкурентную (Афанасьев В., Молибог Ю., Хаек Ф., Юданов А. и др.); б) инновационную (Шумпетер Й. и его последователи); в) обеспечение занятости (Афанасьев В., Шулус А., и др.); создание условий для формирования среднего класса (Аганбегян А., Афонин Ю., и др.). Рубе В.А. выделяет как экономические, так и социальные функции малого бизнеса в рыночной экономике, причем, в качестве главной экономической функции она рассматривает его роль «…в создании широкого спектра товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса».

Говоря о малом бизнесе, мы можем наглядно проследить его роль и функции в период становления этого сектора в нашей стране, при переходе от административно-командной экономики к рыночному хозяйству. Уже в одном из первых документов-постановлений №790 от 8 августа 1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» - говорится, что переход к регулируемым рыночным отношениям требует ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменение потребительского спроса.

Развитие малых предприятий должно было способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Они позволяют расширить сферу приложений труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий.

В. Афанасьев в статье, посвященной становлению малого бизнеса в России, отмечает следующие функции малого бизнеса в рыночной экономике.

Малый бизнес:

- придает рыночной экономике необходимую гибкость;

- мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые);

- вносит вклад в формирование конкурентной среды (особенно для нашей высоко монополизированной экономики);

- осуществляется прорыв по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса;

- решает проблемы занятости;

- смягчает социальную напряженность и способствует демократизации рыночных отношений.

Не менее важны социальные функции малого бизнеса:

- смягчение социальной напряженности;

- демократизация рыночных отношений;

- формирование активного среднего класса общества;

- ослабление имущественной дифференциации;

- расширение социальной базы реформ;

- многие люди раскрывают и используют свой творческий потенциал;

- используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров и др.)

- осуществляется произвольное обучение, «обкатка» молодых кадров;

- в сфере услуг удовлетворяются потребности людей в общении.

Отличительной особенностью малого предпринимательства в ряду других форм организации предпринимательской деятельности является его более высокая социальная значимость по сравнению с другими категориями бизнеса.

Малое предпринимательство может выступать особой формой предпринимательства, основанной на новаторстве, риске и саморазвитии личности. Многие известные предприниматели, создавшие новые финансовые империи, начали свою карьеру как представители малого бизнеса. Примером может служить Стив Джобс и Стивен Возняк, создавшие компанию «Apple Inc».

Очевидно, что значение способности малого предпринимательства выступать в качестве механизма социальной адаптации, безусловно, возрастает в периоды роста социальной напряженности, вызванной переходным состоянием экономики или кризисами. Однако помимо этого в переходных экономиках становление и развитие данного сектора тесно связано с такими трансформационными процессами, как формирование среднего класса и становление частного сектора, когда появляются новые категории занятых (работающие не по найму, самостоятельно занятые и т.д.)

В качестве основного экономического признака малого предпринимательства можно выделить его особую роль в модели рыночной экономической экономике.

Основное экономическое свойство малого предпринимательства обусловливает следующие экономические функции, производные от него:

- обеспечение значительной части налоговых поступлений;

- мобилизация разрозненных финансовых и материальных ресурсов и включение их в общественное производство;

- обеспечение динамизма рыночной экономической системы;

- обеспечение конкурентной среды;

- создание рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами;

- улучшение прямых и обратных связей между секторами экономики, имеющие экономические, социальные и географические различия;

- повышение уровня использования природных и трудовых ресурсов;

- снижение совокупных издержек на производство того или иного продукта за счет развития субподрядных отношений между крупными и мелкими предприятиями;

- повышение разнообразия предлагаемых потребителем товаров и услуг;

- развитие техники и технологий, приспособленной к потребностям незначительных по масштабам производств.

Основное социальное свойство малого предпринимательства вполне можно определить как возможность для широких слоев населения реализовать свои организаторские, предпринимательские и творческие способности, а также обеспечить себя работой по найму. Основное социальное свойство малого предпринимательства определяет ряд его функций:

- развитие таких форм занятости, как самозанятость и занятость по найму как средств социальной защиты;

- развитие занятости по найму для тех, кто нуждается в работе;

- создание трудозатратных рабочих мест, обусловленных ориентацией малого предпринимательства на индивидуализированный продукт;

- создание системы рабочих мест с гибким режимом оплаты и работы, что позволяет получать доход социально уязвимых группам населения: студентам, женщинам с маленькими детьми, инвалидам; (не случайно в условиях кризиса Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев обратил внимание на создание малого предпринимательства в высших учебных заведениях для получения доходов студентов и закрепления навыков предпринимательства и управления.)

- создание системы рабочих мест и возможностей социальной адаптации для этнических меньшинств (этническое предпринимательство);

- укрепление и использование различных типов социальных связей (родственных, дружеских, соседских и т.д.) в целях мобилизации ресурсов;

- развитие системы ученичества как одной из форм получения профессиональной подготовки для некоторых видов квалифицированных и полуквалифицированных работ;

- создание условий для приобретения и закрепления навыков предпринимательства и управления;

- уменьшение диспропорций в доходах различных социальных групп;

- рост доходов, сбережений и капиталовложений населения;

- обеспечение более полного удовлетворения потребительского спроса.

И экономические, и социальные свойства малого предпринимательства играют важную роль в рыночной экономической системе, однако опыт свидетельствует о том, что в условиях переходных экономик малый бизнес приобретает некоторые дополнительные свойства, которые в значительной мере нивелируют социальные издержки реформ, а именно:

- в период структурной коррекции экономики малое предпринимательство действует как «губка» в отношении высвобождаемых трудовых ресурсов; особенно в условиях кризиса;

- малый бизнес способствует сокращению неравенства, являясь источником дополнительных доходов для низкооплачиваемых групп населения и способствует тем самым удовлетворению их основных жизненных потребностей;

- малый бизнес создает условия для обучения предпринимательству и развитию частнопредпринимательской традиции в обществах, приступивших к осуществлению рыночных реформ;

- малый бизнес отличается гибкой организацией и вместе с более крупными предприятиями образует экономические структуры с большей возможностью адаптации к рынку, вследствие того, что выпускает продукцию мелкими партиями и может выполнять «завершающие операции», дополняющие деятельность крупных промышленных предприятий.

К числу недостатков малого предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так и вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50%, через 3 года 7-8%, через 5 лет не более 3%.

Характерными чертами малого бизнеса, по мнению многих западных и российских экономистов является взаимосвязь понятий «выживаемости» и неустойчивости». В развитых странах в течение пяти лет больше половина предприятий уходит с рынка и столько же приходит.

Экономические свойства малого предпринимательства позволяют хозяйственной системе функционировать в более динамичном и гибком режиме и с меньшими капитальными затратами. Социальные свойства малого предпринимательства расширяют возможности трудоустройства населения, сокращая при этом безработицу, и делают существующую в экономике систему рабочих мест более гибкой и разнообразной, что позволяет малому бизнесу выступать одним из факторов подержания социальной стабильности. С учетом всего выше сказанного социально-экономическая роль малого предпринимательства состоит в поддержании экономического и социального равновесия. Особо эту роль может сыграть малое предпринимательство в условиях экономического кризиса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: