Методики изучения стилей деятельности и руководства




Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности»[24]

Методика создана на основе типологии, разработанной А. М. Марковой и А. Я. Никоновой.

Она позволяет выявить:

· эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС);

· эмоционально-методичный стиль (ЭМС);

· рассуждающе-импровизационный стиль (РИС);

· рассуждающе-методичный стиль (РМС).

Инструкция

Ответы на нижеследующие вопросы помогут вам выявить свой стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подхо­дящие вам (при совпадении 2-3 вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, вы можете определить, какой стиль рабо­ты у вас преобладает (это покажет колонка с наибольшим количеством галочек).

Вопросы ЭИС ЭМС РИС РМС
Вы составляете подробный план урока? - + - +
Вы планируете урок лишь в общих чертах? + - + -
Часто ли вы отклоняетесь от плана урока? + + + -
Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? - + + +
Вы отводите бульшую часть урока объяснению нового материала? + + - -
Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? - + + +
Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? - + + +
В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика? - - + +
Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? - + + +
Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? - - + +
Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? + + + -
Вы часто меняете темы работы на уроке? + + - -
Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? + - + -
Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? + - - -
Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? - + - -
Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести вас из равновесия? + + - -
Вы всегда укладываетесь в рамки урока? - - + +
Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок, не подглядывая в учебник? - + - +
Вы всегда подробно оцениваете каиедый ответ? - + + +
Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? + - - -
Часто ли вы поощряете за хорошие ответы? + + + -
Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы? - + - +
Часто ли вы контролируете знания учащихся? - + - +
Часто ли вы повторяете пройденный материал? - + + +
Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? + - + -
Как вы думаете, обычно учащимся интересно у вас на уроках? + + + -
Как вы думаете, обычно учащимся приятно бывать на ваших уроках? + + + -
Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? + + - -
Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? - + - -
Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? - + - +
Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? - + - -
Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? - + - +
Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? + + - -

Интерпретация полученных данных

Эмоционально-импровизационный стиль.Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний; артистизмом; контактностью; проницательностью; уме­нием интересно преподать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом; руководить коллективной работой; варьировать разнообразные фор­мы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсут­ствие методичности (недостаточная представленность закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно также недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требователь­ность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствитель­ность, что обусловливает вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недо­статочно сформированными навыками учения.

Преодолеть эти недостатки — в ваших силах. Рекомендуем вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к уча­щимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыду­щий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний сла­бых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя боль­шое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы — отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вы­звать у них интерес к особенностям самого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждого из учеников, доби­вайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть допус­тивший их сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполня­ли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и ана­лизировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний; контактность; проницательность; высокая методич­ность; требовательность; умение интересно преподать учебный материал и акти­визировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета; умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой позна­вательной активностью и сформулированными навыками ученика.

Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настрое­ния и подготовленности учащихся.

Рекомендуем вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться вашим учащимся, не исправлять сразу неправиль­ные ответы, а с помощью многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ, соб­ственные формулировки предлагайте лишь в том случае, когда это действи­тельно необходимо.

По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль.Вы обладаете очень многими до­стоинствами: высоким уровнем знаний; контактностью; проницательностью; тре­бовательностью; умением ясно и четко преподать учебный материал; вниматель­ным отношением к уровню знаний всех учащихся; объективной самооценкой; сдержанностью.

У ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако вашу деятельность ха­рактеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого из учеников, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения оп­роса обусловливает некоторый замедленный темп урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

Рекомендуем вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.

Также советуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на занятии. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, ив конечном счете вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль.Вы обладаете многими достоинствами: вы­сокой методичностью; внимательным отношением к уровню знаний всех учащих­ся; высокой требовательностью.

Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неуме­ние постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету; исполь­зование стандартного набора форм и методов обучения; предпочтение репродук­тивной, а не продуктивной деятельности учащихся; нестабильное эмоциональное отношение к ним.

В результате у ваших учеников сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На ваших занятиях нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Преодолеть эти недостатки — в ваших силах. Рекомендуем вам больше поощ­рять хорошие ответы, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального со­стояния ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьиро­вать разнообразные формы занятий. Если вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если вы будете использовать только их, ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное — их будет отличать сла­бая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, сти­хотворения, диафильмы. Если вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Методика «Самооценка стиля управления»[25]

Инструкция

По каждому пункту опросника ответьте, долго не задумываясь, «да» или «нет» в зависимости от того, согласны ли вы или же не согласны с высказанным в нем утверждением, и в бланке для ответов сделайте соответствующую пометку.

Текст опросника

1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.

2. В трудных ситуациях я, принимая решение, всегда думаю о других, а по­том о себе.

3. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.

4. Как правило, я не полагаюсь на своих помощников.

5. Я умею объективно оценивать своих подчиненных, выделяя среди них сильных и слабых.

6. Я часто советуюсь со своими помощниками, прежде чем отдать ответствен­ное распоряжение.

7. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у подчиненных раздражения.

8. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного выполнения моих рас­поряжений.

9. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.

10. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.

11. Чтобы не подорвать свой авторитет, я не признаю своих ошибок.

12. На грубость подчиненного я стараюсь реагировать так, чтобы не вызвать конфликта.

13. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.

14. Я всегда стремлюсь быть первым во всех начинаниях коллектива.

15. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем высту­пить против него.

16. Мне приходится чаще просить, чем требовать.

17. Я предоставляю хорошим специалистам большую свободу в решении слож­ных задач, особо их не контролирую.

18. Мне нравится обсуждать и анализировать с подчиненными проблемы кол­лектива.

19. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими обязан­ностями.

20. Мне легче избежать конфликта с руководством, чем с подчиненными, ко­торых всегда можно «поставить на место».

21. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений, даже наперекор об­стоятельствам.

22. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.

23. Самое трудное для меня — вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.

24. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы подчи­ненных.

25. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким; нельзя использо­вать ни железную непреклонность, ни панибратство.

26. Руководство людьми я представляю себе как мучительное занятие.

27. Я стараюсь развивать в коллективе сотрудничество и взаимопомощь.

28. Я с благодарностью отношусь к советам и предложениям подчиненных.

29. Иногда мне кажется, что в коллективе я — лишний человек.

30. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные являют­ся лишь исполнителями решений начальника.

31. Лучше всего предоставлять коллективу полную самостоятельность и ни во что не вмешиваться.

32. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.

33. Главное в руководстве — умело распределить свои обязанности между по­мощниками.

...





Читайте также:
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.025 с.