Тема «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»




Контрольная работа по дисциплине

«Психофизиология профессиональной деятельности»

Тема «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

Направление подготовки 38.03.03 (080400) Управление персоналом,

профиль «Управление персоналом организации»

 

Исполнитель: Мергасова

Юлия Сергеевна,

студентка Нт-321 УПо группы

заочного отделения СГФ

 

Проверил: Калашникова О.В.,

доцент кафедры социальной работы,

управления и права, к.п.н.

 

 

Нижний Тагил

План контрольной работы

 

1. Психофизиологические процессы и состояния человека, их проявление в трудовой деятельности. ……………………………………………………………стр 4

2. Общая характеристика психических свойств личности, их влияние на эффективность труда в конкретных условиях работы, на эффективность определенных трудовых процессов. Значение учета психических свойств личности для успешной мотивации работника. ………………………………………………………………стр 7

3. Роль психических особенностей личности в процессе труда и их учет при расстановке кадров (на примере конкретной организации). ………………… стр 10

 

 

Вариант 1.

Особенности психических явлений в трудовой деятельности человека

Вопрос 1.Психофизиологические процессы и состояния человека, их проявление в трудовой деятельности.

 

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

Психические процессы:

1. Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека.

2. Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма.

3. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.

4. Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны.

5. Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности.

6. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.

Психические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д.

Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

Виды психических состояний:

1. Целостность. Каждое состояние проявляет себя в единстве своих структурных компонентов на конкретном временном промежутке.

2. Лабильность. Любое состояние подвержено изменениям во времени, имеет в своем развитии начальную, пиковую и конечную фазы.

3. Устойчивость. По сравнению с процессами, находящимися в постоянной динамике, состояния – относительно стабильны.

4. Наличие антипода. У любого состояния есть пара с противоположным знаком: удивление – безразличие, радость – печаль и т.д.

Мотивационный механизм - это комплексная система применяемых инструментов и способов воздействия на работающий персонал для обеспечения достижения целей мотивационной политики.

Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

Сущность мотивации реализуется через функции:

Обосновывающая функция - аргументированная целесообразность поведения субъекта.

Регулятивная функция - блокирующая одни действия и разрешающие другие.

Коммуникативная функция - объясняющая и прогнозирующая общение в сфере труда.

Функция социализации - путем осознания своей социальной роли в микро и макросреде в трудовом коллективе.

Мотивационный механизм включает в себя: потребности, притязания, ожидания, установки, оценки, стимулы.

Исходным звеном, механизма является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Виды потребностей были рассмотрены в первой главе диплома, и мы имеем представление об их многообразии.

Для востребования эффективной трудовой деятельности следует выделить определенный виды психологического явления. Основным востребованным психологическим явлением можно выделить Внимание. Потому как внимание к определенному предмету, к вещи, к оборудованию. Может нам дать хорошую трудовую деятельность. Можно добавить такое явление как память. Это можно сказать не отделимое звено эффективной трудовой деятельности. За счет памяти можно вспомнить определенные знания которые мы получили, и восполнить их в трудовой деятельности.

 

Вопрос 2. Общая характеристика психических свойств личности, их влияние на эффективность труда в конкретных условиях работы, на эффективность определенных трудовых процессов. Значение учета психических свойств личности для успешной мотивации работника.

 

Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Психологические свойства личности:

- темперамент

- характер

- способности

- направленности

Темперамент(лат.temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развитияхарактера.

В психологии выделяют четыре типа темперамента:

1) Сангвиник

Сангвинический темперамент обусловливается стабильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в которой процесс торможения уравновешивает процесс возбуждения. Личности, обладающие сангвиническим темпераментом, отличаются высокими темпами психических процессов, быстрыми реакциями на внутренние и внешние раздражители. Такие люди общительны, обладают богатой мимикой, быстрыми и выразительными движениями, быстрым темпом речи. Им присущи высокая и осознанная дисциплинированность, обдуманные поступки, оптимизм и в то же время изменчивость чувств, интересов, взглядов и привязанностей. Они ярко выраженные экстраверты, в большей мере обращают внимание на внешние факторы, чем на субъективное представление о прошлом и будущем.

2) Флегматик

Флегматический темперамент характеризуется сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Личности с данным типом темперамента демонстрируют замедленную реакцию на раздражители, инертность; проявление эмоций всегда сдержанное, флегматика сложно вывести из состояния равновесия. Мимика, движения и взгляды в большинстве своем безэмоциональны, а лишь информативны. Люди с флегматическим темпераментом в меру общительны, ровны в отношениях с другими, необидчивы, малоразговорчивы, не любят вести абстрактные беседы, менять друзей, распорядок жизни и привычки, отличаются социальной пассивностью и являются яркими интровертами.

3) Холерик

Холерический темперамент соотносится с неуравновешенной нервной системой, отличающейся повышенной возбудимостью и преобладанием процесса возбуждения над процессами торможения. Неуравновешенность проявляется в поведении личности, сопряжена с высокой скоростью реакции на раздражители, что проявляется в резких движениях, нетерпеливости, вспыльчивости и необдуманности действий. В то же время личности с холерическим темпераментом обладают выразительными мимикой и жестами. Холерики легко вступают в контакт с окружающими, без особых затруднений адаптируются к новым условиям жизни и деятельности. При общении с другими склонны перебивать собеседников, в разговоре захватывают инициативу, горячо отстаивая свои взгляды и позиции.

4) Меланхолик

Меланхолический темперамент обусловлен слабостью процессов возбуждения и торможения, отсутствием равновесия между ними с преобладанием торможения и повышенной инертностью нервных процессов. Личность с меланхолическим темпераментом характеризуется восприятием даже слабых раздражителей как сильного воздействия, которое способно затормозить деятельность меланхолика вплоть до стрессового состояния. Меланхолик отличается замкнутостью и необщительностью. Ему сложно сближаться с людьми, на это затрачивается много времени. В общении ведет себя настороженно, старается быть в «тени», при взаимодействии с новыми людьми смущается и теряется при установлении с ними контакта, застенчив и нерешителен. Для таких людей характерны: сдержанная и неуверенная мимика, тихая речь и осторожные.


Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся во взаимодействиях, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Характер человека проявляется:

В отношении к другим людям. Родным и близким, товарищам по учебе и работе, знакомым и малознакомым. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность или беспринципность, общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичное или грубое отношение.

В отношении к себе. Самолюбие и чувство собственного достоинства, приниженность или неуверенность в своих силах. Эгоцентризм - самоотверженность.

В отношении к делу. Добросовестность, исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность.

В отношении к вещам. Аккуратное - небрежное.

 

Способности- это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Классификация способностей:

1. Природные или естественные способности. Биологическое развитие человека. Формируются через условно-рефлекторные связи.

2. Специфические.Общественно-исторические корни, развитие индивида в социальной среде.

· общие (сложные и элементарные, отвечающие требованиям различного рода деятельности)

· специальные (успех в отдельных видах деятельности)

· теоретические (абстрактно-логическое мышление)

· практические (конкретно практические действия)

· учебные (успешность обучения, усвоения знаний, умений)

· творческие (открытия, изобретения, создание предметов материальной и духовной культуры)

Направленность личности- психическое свойство представляющее собой ценностно-ориентационную систему, иерархию базовых потребностей и устойчивых мотивов поведения.

Из определения следует, что основным элементом направленности личности являются её потребности.

Сущностью мотивационного механизма заключается в созданий определенных условий для работника. Тем самым можно понять, что мотивационный механизм подталкивает человека, для его самореализаций.

На мой взгляд можно выделить для эффективной трудовой деятельности:

Темперамент- так как от темперамента зависит будет ли человек поддаваться мотивационному механизму или нет. Можно даже привести пример, если мы паре людей дадим одно и тоже задание. Можно заметить то что при помощи мотиваций один сделает ее быстрее чем другой.

Можно выделить такой психологический фактор как характер работника.

Потому так как работник будет относиться к своим родным, к сотрудникам, к себе. Можно сказать то что способен ли он дать эффективное производство.

 

Вопрос 3.Роль психических особенностей личности в процессе труда и их учет при расстановке кадров (на примере конкретной организации).

 

Организация, которую я буду рассматривать – это газовая котельная.

Должности, которые я рассмотрю, будут оператор котельной и аппаратчик химводоочистки.

Для оператора котельной важны такие требования как:

Оператор котельной должен знать: правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов; инструкции по эксплуатации паровых котлов; правила безопасной эксплуатации газового оборудования.

Оператор котельной должен уметь:

· обслуживать водогрейные и паровые котлы с соблюдением нормативов времени и мер предосторожности;

· регулировать горение топлива, выполнять переключения в схемах теплопроводов;

· регулировать работу (нагрузку) котлов в соответствии с графиком потребления пара;

· проводить профилактический осмотр котлов, их вспомогательных механизмов;

· оценивать степень аварийности обстановки и незамедлительно принимать экстренные меры.

Наиболее важными личностными качествами, которыми должен обладать оператор котельной, являются терпение, склонность к выполнению однообразных и монотонных действий, аккуратность, ловкость, личная организованность и ответственность, методичность и последовательность при реализации работ.

К профессионально важным качествам оператора котельной относятся:

· физическая сила, выносливость;

· способность интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности;

· устойчивое внимание;

· хорошая память, собранность, внимательность, дисциплинированность;

· отличное зрение и точный объемный глазомер;

· хорошая координация рук, высокая тактильная чувствительность пальцев;

· хороший слух;

· дисциплинированность.

Для аппаратчика химводоочистки важны такие требования как:

Аппаратчик химводоочисткидолжен знать: основные сведения об устройстве обслуживаемых аппаратов и фильтров; расположение водопаропроводов, кранов и вентилей; состав и свойства основных фильтрующих материалов; основные способы механической и химической очистки воды; назначение пароструйного инжектора; правила очистки и промывки фильтров, емкостей и аппаратуры.

Аппаратчик химводоочисткидолжен уметь:

· вести процесс химической очистки воды: хлорирование, обессоливание, обескремнивание, натрий-катионирование, известкование и др.;

· обслуживать и регулировать работу водоподготовительных агрегатов и аппаратов конденсатоочистки: подогревателей, отстойников, сатураторов, деаэраторов, катионитовых и механических фильтров;

· делать очистку и промывку аппаратуры;

· определять: жесткость, щелочность и прозрачность воды;

· вести журнал

Наиболее важными личностными качествами, которыми должен обладать аппаратчик химводоочистки, являются такие же как и для оператора котельной терпение, склонность к выполнению однообразных и монотонных действий, аккуратность, ловкость, личная организованность и ответственность, методичность и последовательность при реализации работ.

К профессионально важным качествам относятся:

· физическая сила, выносливость;

· способность интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности;

· устойчивое внимание;

· хорошая память, собранность, внимательность, дисциплинированность;

· отличное зрение и точный объемный глазомер;

· хорошая координация рук, высокая тактильная чувствительность пальцев;

· хороший слух;

· дисциплинированность.

Исходя из того, что в котельной оператор и аппаратчик химводоочистки работают в паре (в одной смене) и в одном помещении очень важно подбирать людей по психологическим качествам и темпераменту. Что бы в котельной не произошло аварии нужно, чтоб оператор и аппаратчик хорошо взаимодействовали друг с другом.

Если отдел кадров не будет проверять рабочего по психологическим особенностям, и будет составлять пары, как попало, работы не выйдет. В первую очередь темперамент не должен быть совсем разным. Важно, чтоб рабочие были активные, внимательные, быстрые, стрессоустойчивые и умели взаимодействовать друг с другом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: