Основные школы хатха-йоги




1. Шивананда йога
Основателем является Свами Шивананда (1887-1963). Он был врачом и йогином, помимо традиционного лечения, также применял знания аюрведы. Позже он отправился странствовать и получил посвящение в мистический орден Сарасвати. Его практика была рассчитана на простых людей, в том числе и на неприкасаемых, а не на элиту. Свами Шивананда издавал книги по йоге и Веданте, рассчитанные на простых людей. Он также отстаивал право женщин заниматься йогой. Он не приветствовал строгий аскетизм, говоря, что тело – это дом духа, и его не стоит разрушать суровыми лишениями. Помимо практики асан в этой школе также используются методы бхакти йоги, карма йоги и джняна йоги. Основные принципы школы Свами Шивананда: правильное упражнение, правильное, правильное расслабление, правильное и позитивное мышление и медитация.

2. Йога Б.К.С. Айенгара
Основателем является Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар (1918), ученик Кришнамачарьи. В детстве Айенгар был очень болезненным мальчиком и не мог высидеть даже получаса за учебниками. В возрасте 16 лет он начал заниматься йогой. Его учитель был очень строг и требователен, вследствие чего Айенгар получал очень много травм, но зато уже через два года он начал преподавать сам. Позднее йога Айенгара получила известность на Западе. Самые знаменитые книги автора «Йога-дипика», где он систематизировал более 200 асан, и «Пранаяма-дипика», где описаны различные пранаямы. Для негибких западных учеников Айенгар предложил пропсы. Он уделяет особое внимание правильной отстройке асан. По его словам, главное – расстелить коврик и начать заниматься.

3. Аштанга-Виньяса-Йога
Основателем является Шри Кришна Паттабхи Джойс (1915-2009). Единственной книгой, написанной Паттабхи Джойсом, является «Йога Мала». Это направление требует очень серьезной физической подготовки и не менее 1-2 лет практики асан, так как самая простая последовательность АВЙ уже содержит в себе довольно сложные элементы. Это направление йоги начало активно распространилось на Западе. В школу Паттабхи Джойса в Индии приезжает много учеников из США, и плата за нее здесь очень высока. В АВЙ существует 6 последовательностей: 1-я укрепляет спину, позвоночник и раскрывает таз. 2-я предназначена уже для тех, то решил посвятить себя йоге. Остальные 4 (A,B,C,D) предназначены для тех, кто решил посвятить себя Богу. Виньясы используются в качестве связки асан. Они предназначены для сильного разогрева тела, что способствует его «очищению». Обязательными элементами практики являются дыхание «уджайи» 5-8 раз на 1 асану и концентрация взглядом. Считается, что АВЙ лечит заболевания тела, психики и ума. Преемником Паттабхи Джойса является его внук Шарат.

4. Бихарская школы йоги
Основателем является Свами Сатьянанда Сарасвати (1923). Он был учеником Свами Шивананды. Во время странствий он учился у различных мастеров йоги и тантры, а в 1963 году основал свою школу. Является автором более 160 книг. В 1983 Свами Сатьянанда удалился в отшельничество, оставив руководство школой своему ученику. Здесь также проводятся исследования связанные с воздействием древних практик на организм человека. Занятия ориентированы на йогатерапию, и включают в себя синтез простых асан, мантр и пранаям. Большое внимание уделяется шаткармам, лекциям, религиозным ритуалам и работе по хозяйству. Особое место занимает йога нидра.

5. Школа Дхирендры Брахмачари
Основателем является Дхирендра Брахмачари (1925-1994). Его учитель Махариша Картикей прожил 327 лет. Это направление не очень известно на Западе, так как Дхирендра Брахмачари предпочитал учить на родине и редко выезжал за границу.В данной школе используются динамические практики Сукшма-вьяяма и Стхула-вьяяма, направленные на разогрев суставов и всего тела, а также на развитие гибкости перед непосредственно практикой асан. Это активные движения руками, ногами, прогибы, наклоны и приседания. Они помогают лучше подготовить тело к практике и избежать возможные травм. Во время практики используются задержки на вдохе. Подобная практика также направлена на проработку блоков и зажимов тела и психики посредством воздействия на физическое тело, которое в свою очередь влияет на тело тонкое. Дхирендра Брахмачари учил космонавтов СССР, а на основе его книги «Йога-сукшма-вьяяма» строилась советская гимнастика. Его последняя книга «Мудра и пранаяма» хранится в архиве в Индии и никогда не издавалась.

6. Универсальная Йога Андрея Лаппы
Основателем является Андрей Лаппа. он провел много лет в странах востока, где учился у известных мастеров и скрытых эзотериков различным практикам. Таким образом, владея ключевыми принципами йоги, он использует свой «стиль отсутствия стиля», который является набором техник из различных направлений. Он использует теорию и практическую методику Танца Шивы — древнеиндийского шиваитского искусства йоги, который помимо качественной разминки суставов, хорошо тренирует и концентрирует ум.

Две его написанные книги «Динамические практики в классической йоге» и «Йога: Традиция Единения» стали бестселлерами.

7. Йога 23
Основателем является Андрей Сидерский. Учился у учеников Б.К.С. Айенгара. Позже знакомится с мастером цигуна Чен Ван Пэном, который учит его и этой технике. Еще позже он знакомится с Кали Рэй, у которой заимствует многие динамические переходы и движения. В основе его подхода к йоге лежат 23 набора упражнений, на основе которых составляются индивидуальные практики. В них сохраняется строгая последовательность. В результате этих упражнений ум должен успокоиться.Сидерский написал несколько известных книг: «Третье открытие силы», «Йога восьми кругов. Омнио-тренинг-технология. Последовательности нулевого цикла».

8. Трай Йога (Трийога)
Основателем является Кали Рэй. В 20 лет она попала в сильный шторм и чуть не погибла, после чего у нее стали проявляться мистические способности. Она обучает людей йоге по всему миру уже более 30 лет. Ее стиль сочетает в себе восточную мудрость и западную традицию. Она систематизировала и разделили асаны, пранаямы и техники концентрации от базового до 7 уровня. Она также представила более 1000 мудр. Трийога руководствуется 3 принципами, а именно триединством дыхания, концентрации и медитации, для того чтобы достичь блаженства тела, ума и духа. В 2006 году Шри Свамиджи и Датта Питхам удостоили ее премии Вишва Бандху, то есть друг вселенной, заботящийcя о человечестве.

Йога-сутра Патанджали

Перевод с санскрита Свами Вивекананды. Вивекананда Свами (псевдоним; настоящее имя Нарендранатх Датт) (12.1.1863, Калькутта, - 4.1.1902, Белур), индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель; ученик Рамакришны.

В 1880-84 изучал философию в Калькуттском университете; в 1893 выезжал в США, Великобританию, Японию с целью пропаганды веданты. В 1897 основал религиозно-реформаторское общество «Миссию Рамакришны». Был крупнейшим представителем йоги. Вивекананда - идеолог так называемого индийского Возрождения, выражавшего стремление Индии к национальной независимости и социальному благоденствию. Выступал против угнетения, расизма и экспансионистских тенденций. Причины колониального положения страны видел в потере ею национальной индивидуальности.

 

Йога-сутры — базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший, зачастую опосредованно, огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире.

Их автором традиционно считается Патанджали, отождествляемый некоторыми исследователями с известным лингвистом. Если принять такое тождество (как делает Сурендранат Дасгупта), то создание текста нужно датировать II веком до н. э. Однако чаще текст датируют позднее, вплоть до IV века н. э. (на основании текста IV 16, где находят полемику с виджнянавадой, сутры либо датируют не ранее V века, либо считают этот стих интерполяцией).[Текст сутр носит монологический характер, но в комментарии иногда появляются диалоги с условным учеником.

Содержание

Состоит из четырёх разделов (глав) и 196 сутр.

Глава 1. О сосредоточении (самадхи-пада), 51 сутра

Определение йоги (1), трех гун и пуруши (2-5),

источники познания (праманы), сон и память (6-11),

сознательное сосредоточение (12-17),

бессознательное сосредоточение (18-23),

Ишвара, то есть бог-творец (24-29),

девять препятствий сосредоточению (30-32),

семь способов очищения сознания (33-40),

объекты и ступени сосредоточения (самапатти) (41-49), санскары (50-51)

Глава 2. О способах осуществления (садхана-пада), 55 сутр

Йога действия (1-2), пять базовых аффектов и их устранение (3-11),

проявление кармы и её связь с добродетелью и пороком (12-14),

страдание, его причина и освобождение от него (15-24), высшее избавление (хана) (25-28),

вспомогательные средства йоги, названы её 8 средств (29-34),

йогические совершенные способности (35-45),

йогические позы (асаны) (46-48), регуляция дыхания (пранаяма) (49-51), концентрация манаса-разума (52-53) и подчинение органов чувств (54-55).

Глава 3. О совершенных способностях (вибхути-пада), 56 сутр

Три внутренних способа йоги: дхарана, дхьяна и самадхи (1-7); санъяма (8-15),

Санъяма на различных объектах и достижение различных сверхспособностей (16-34),

различение содержания сознания и пуруши (35-37),

продолжение характеристики сверхспособностей (в частности, всеведения, телесного совершенства и бесстрастности), их достижения (38-55)

Глава 4. Об абсолютном освобождении (кайвалья-пада), 34 сутры

Классификация сверхспособностей (1-6),

карма и её следы (7-11),

проблема прекращения бессознательных впечатлений (12-28),

достижение состояния «облака дхармы» (29-32) и абсолютного освобождения (33-34).

Махабха́рата » (санскр. महाभारतम्, mahābhāratam «Великое сказание о потомках Бхараты», по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) — древнеиндийский эпос. Одно из крупнейших литературных произведений в мире, «Махабхарата» представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. «Махабхарата» — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нём есть всё на свете. Авторство «Махабхараты» приписывается мудрецу Вьясе

Бхагавадги́та (Бхагавад-гита, или просто «Гита»; санскр. भगवद्‌ गीता, Bhagavad Gītā IAST «Песнь Го́спода»[1]) — памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, часть шестой книги «Махабхараты» (Бхишмапарва, главы 23—40), состоит из 18 глав и 700 стихов.[2][3] Является основой индуистской философии.[3]

«Бхагавадгиту» часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада», утверждая её статус как упанишады и её принадлежность к веданте. В философии индуизма, наряду с упанишадами и «Веданта-сутрами», «Бхагавадгита» является одним из трёх основополагающих текстов веданты.[4] Так как «Бхагавадгита» является частью «Махабхараты», она относится к писаниям категории смрити, но указания на «Бхагавадгиту» как на упанишаду дают ей статус, близкий к шрути. [5] Стихи написаны с использованием насыщенной метафоричности в традиционной санскритской метрике: такие стихи, написанные размером шлока, обычно поют, отсюда и название «Бхагавадгита», которое переводится как «Божественная песнь».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: