Государственный бюджет и его структура. Проблема дефицита госбюджета




СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Инфраструктура рынка ……………………………………..……………..3

2. Государственный бюджет и его структура. Проблема дефицита госбюджета ………………………………………………………..…….....9

3. Практическое задание…………………………………………………….18

Список использованных источников……………………………….………20

 


Инфраструктура рынка

 

 

Происходящие в последние годы в отечественной экономике процессы структурной перестройки и диверсификации, активизации инновационной и инвестиционной деятельности обуславливают необходимость интенсивного развития различных звеньев, элементов и продуктов инфраструктуры рынка.

Рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей - основное предназначение институтов инфраструктуры.

Инфраструктура рынка выполняет целый ряд функций, среди которых можно выделить:

- обеспечение непрерывного процесса купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов;

- распределение товарных потоков по отраслям, регионам;

- формирование рыночной конъюнктуры;

- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

- достижение сбалансированности рынка.

Инфраструктура рынка представляет собой систему специализированных институтов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. В нее включаются сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д.

Рисунок 1.1 - Рынок и рыночная инфраструктура

 

На рисунке 1.1 выделены частная и общая инфраструктура.

Частная инфраструктура - это система узкоспециализированных организаций, призванных содействовать функционированию конкретного рынка (например, рынок сахара, свежемороженой рыбы и т. д.).

Общая инфраструктура - это система организаций, которые обслуживают потребности развития всего национального рынка. Общая инфраструктура обеспечивает формирование и сохранение единого рыночного пространства.

Рынок (вид) Частная инфраструктура
Рынок товаров Биржи Ярмарки Посредники Предприятия оптовой торговли
Рынок труда Биржи труда Центры занятости Конторы найма
Рынок инвестиционных товаров Биржи, ярмарки
Общая инфраструктура
Банковская система. Страховые компании. Рекламные агентства, СМИ. Аудиторские, консалтинговые фирмы
Органы экономического самоуправления Торговые Палаты, третейские суды Государственные финансовые фонды Правовое обеспечение

 

Рисунок 1.2 - Частная и общая инфраструктура рынка

Ядром рыночной инфраструктуры выступает банковская система, представляющая собой мощную финансовую организацию, состоящую из ряда соподчиненных звеньев, осуществляющих финансовые операции в стране. В банковскую систему входит прежде всего государственный (национальный) банк, коммерческие, ипотечные (осуществляют кредитование под залог недвижимости), инновационные и инвестиционные банки.

Национальный банк страны осуществляет эмиссию денежных знаков, регулирует денежное обращение, ведет кредитование коммерческих банков, выполняет расчетные операции. Коммерческие банки выполняют кредитование и расчетные операции. Необходимые для этих целей денежные средства отчасти получают от центрального банка, отчасти - посредством аккумулирования временно свободных денежных средств, имеющихся у частных лиц, учреждений, организаций, иностранных вкладчиков.

В современных условиях банки все чаще выступают в роли инвесторов, вкладывая свои средства в ценные бумаги, и таким образом кредитуя государство. Коммерческие банки предоставляют гражданам ссуды для приобретения товаров длительного пользования, строительства домов, дач и т.д., проводятся трастовые, или доверительные, операции, заключающиеся в том, что они на доверительной основе, выполняя роль опекуна, распоряжаются имуществом физических и юридических лиц. Кроме того, коммерческие банки, как и центральный, выполняют расчетно-кассовые операции для населения, предприятий и организаций.

Цели банковской системы подчинены приоритетам социально экономического развития и определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни народа. Исходя из этого целями развития банковского сектора определены, во-первых, повышение его устойчивости и эффективности функционирования и, во-вторых, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.

На достижение этих целей будет направлено решение основных задач Программы. Это укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, повышение эффективности механизмов аккумулирования денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции. В числе задач также расширение состава и улучшение качества предоставляемых услуг до уровней, соответствующих международным стандартам банковской деятельности, повышение эффективности государственного регулирования параметров развития банковского сектора, интеграция в мировую банковскую систему. В качестве важнейшего условия эффективного и безопасного функционирования банковского сектора, а также его динамичного развития, названо поддержание банками собственного капитала на уровне, достаточном для покрытия принимаемых ими рисков, с одной стороны, и обеспечивающем инвестиционную привлекательность банковского сектора, с другой стороны. Поставлена также задача улучшения качества собственного капитала.

Наряду с банковской системой важным звеном рыночной инфраструктуры выступают биржи - товарные, фондовые и биржи труда. Биржа - это организованный оптовый рынок с аукционной куплей-продажей товаров, ценных бумаг и валюты. Различают товарные, фондовые и валютные биржи. Товарные биржи могут быть специализированными (торгуют одним-двумя товарами) и универсальными (продаются разнообразные товары), национальными и международными. На фондовой бирже осуществляются операции с ценными бумагами. В настоящее время в мире функционирует свыше 200 фондовых бирж, размещенных более чем в 60 странах. Что касается валютных бирж, то они не получили достаточного распространения (имеются только в Германии и Франции). В большинстве государств валютные операции осуществляются на межбанковском валютном рынке.

Через финансовую систему государство формирует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения своих функций. Данная система представлена финансовыми службами предприятий, государственными финансовыми органами и государственной налоговой инспекцией.

Необходимым элементом рыночной инфраструктуры является система государственного и коммерческого страхования. Она включает в себя общества Госстраха и частные страховые компании, которые за плату (страховой взнос) оказывают услуги предприятиям по возмещению ущерба от потерь, связанных с непредвиденными неблагоприятными явлениями для их бизнеса. Страховые организации также страхуют имущество населения от противоправных действий третьих лиц, ущерба, нанесенного стихийными действиями, осуществляют пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и болезней.

Лизинговые компании - это коммерческие организации, предоставляющие за плату в долгосрочную аренду различные технические средства. Они входят в финансовую инфраструктуру, так как представляют собой новый способ финансирования инвестиций, альтернативный традиционному банковскому кредитованию.

Инфраструктура рынка труда в нашей стране представлена кадровыми службами предприятий, занимающихся наймом рабочей силы, профсоюзными организациями, а также государственными службами и коммерческими центрами занятости. Государственная служба занятости имеет сеть региональных центров занятости, которые являются по своей сути биржами труда. Биржи труда в западных странах представляют собой учреждения, аккумулирующие информацию о динамике трудовых ресурсов и наличии рабочих мест, и бесплатно оказывают гражданам услуги, связанные с обеспечением их занятости. Важные функции на рынке труда выполняют профсоюзные организации, основной задачей которых является заключение выгодных для работников контрактов на продажу рабочей силы и контроль за их исполнением.

Ряд звеньев инфраструктуры рынка предназначен для обслуживания рыночного хозяйства в целом. Это юридические службы, аудиторские и консалтинговые компании, специальные рекламные агентства. К общей инфраструктуре также относят таможенные и транспортно-складские системы, центры деловой коммуникации, системы высшего и среднего экономического образования.


Государственный бюджет и его структура. Проблема дефицита госбюджета

 

 

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодна должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в рукахгосударства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

-государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

-с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

-пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

-область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через раcпределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости “помощь”. Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами - дефицит бюджета, превышение доходов над расходами - профицит бюджета.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом”.

Дефицит (от лат. Deficit - недостает) - 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2) недостаток, нехватка чего-либо.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Если обозначить государственные расходы буквой G, налоги и прочие сборы - буквой T (Tax), то бюджетный дефицит в абсолютных цифрах это разница: G - T.

Определение бюджетного дефицита может быть также следующим: бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются, главным образом, в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Очевидно, что в интересах правительства разработка и проведение мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия. Общий объем финансирования дефицита равен величине дефицита с противоположным знаком.

Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Бюджетный дефицит отражает также определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. В соответствии с этим можно также встретить следующее определение дефицита бюджета - категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. [4, с. 203]

Из этого следует, что одна из причин возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

Для понимания сущности дефицита важно уяснить, что речь не идет об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета - это сложная финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения вновь созданной стоимости через бюджетную систему страны. Одновременно дефицит бюджета - это инструмент финансовой политики, с помощью которого регулируется совокупный спрос, потребность государственного сектора экономики в заимствованиях на рынке капитала, величина государственного долга. Дефицит бюджета служит объектом управления в целях достижения устойчивого экономического роста.

Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.

Так, основные причины бюджетного дефицита можно объединить в три группы:

1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.

3. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3%. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ. Хочется также отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.


Практическое задание

 

 

Продавец роз решил увеличить объём продаж путём снижения цены за цветок с 25 рублей до 20 рублей. При этом объём продаж увеличился со 150 до 200 штук в день. Рассчитайте коэффициент эластичности спроса по цене. Оправдано ли экономически снижение цены, если продавец роз закупает их оптом по 12 рублей за штуку?

 

Решение:

 

Ed =

Еd =

Где Еd – эластичность спроса по цене (степень реакции спроса потребителя на изменение цены);

Q – объем спроса (количество товара, на который предъявлен спрос);

Р – цена спроса (та цена, за которую покупатель готов купить товар).

1 – было; 2 – стало.

Ed = -1,29; Ed < 1, это значит, что величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена (неэластичный спрос)

При таком спросе цена и доход изменяются в одном направлении (если цена увеличиться, то увеличиться и доход; если цена уменьшиться – доход так же уменьшиться).

Продавец закупает на сумму:

1) 150 * 12 = 1 800 рублей.

2) 200 * 12 = 2 400 рублей.

Продавец продает на сумму:

1) 150 * 25 = 3 750 рублей.

2) 200 * 20 = 4 000 рублей.

 

Продавец получит прибыль:

1) 3 750 – 1 800 = 1 950 рублей.

2) 4 000 – 2 400 = 1 600 рублей.

1 950 рублей > 1 600 рублей

1 > 2

Вывод: экономически снижение цены не оправдано т.к. продавец при закупочной цене 12 рублей за штуку получит меньше прибыли при снижении цены, чем до снижения на 350 рублей.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: