Направление
на стажировку слушателя программы переподготовки «Специальная психология и педагогика»
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования факультета психолого-педагогического образования Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» направляет
_____________________________________________________________________________
ФИО слушателя
на стажировку в
_____________________________________________________________________________
название ОУ, город/поселок
_____________________________________________________________________________
Длительность стажировки слушателей программы переподготовки «Дошкольное образование» – 1 неделя.
Руководитель программы – Зубарева Е.С., заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования факультета психолого-педагогического образования Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», к.п.н.
Телефон: 8 3435 25 55 44
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет психолого-педагогического образования
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАЖИРОВКЕ
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫПЕРЕПОДГОТОВКИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Разработчик: Трубина Е.Н.
Нижний Тагил
СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТАЖИРОВКИ
Сроки проведения стажировки. Стажировка «Знакомство с профессиональной деятельностью» проводится в течение 1 недели.
Базами стажировки могут быть школы, гимназии, детские дома, социально-реабилитационные центры и др. образовательные учреждения, в которых предусмотрена штатным расписанием должность педагога-психолога либо практического психолога.
Для программы «Специальная психология и педагогика» рекомендуется прохождение стажировки в специализированных образовательных учреждениях, имеющих контингент детей с особыми потребностями (школы-интернаты VII вида, школа-интернат для слабослышащих детей, центры социальной реабилитации и т.д.) либо в образовательных учреждениях, имеющих логопедические группы, коррекционные классы.
Прохождение стажировки организуется по месту жительства.
Каждый слушатель ведет дневник, где фиксируются результаты выполненных заданий.
Содержание деятельности в период стажировки
Содержание деятельности слушателя в период стажировки определяют задания 1-4. По итогам стажировки оформляется дневник.
Задание 1. Составить совместно с педагогом-психологом образовательной организации примерный индивидуальный план предстоящей работы.
Индивидуальный план работы
Дата | Планируемые мероприятия | Задачи | Форма отчетности |
Форма отчетности: составленный и подписанный индивидуальный план слушателя на отчетный период.
Задание 2. В процессе беседы с представителями администрации и педагогом-психологом ознакомиться со структурой и спецификой работы учреждения, характеристикой контингента детей. Описать в дневнике структуру учреждения, круг проблем, решаемых специалистами.
Примерные вопросы:
- название учреждения, на базе которого организована практика;
- задачи, решаемые образовательным учреждением;
- модель деятельности образовательного учреждения (планирование и организация работы, структура и стиль управления, кадровое обеспечение, основные направления и содержание работы);
- нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и специалистов, работающих в нем;
- категории детей, которым оказывается психологическая помощь;
- основные функции психологической службы в образовательном учреждении.
Форма отчетности: характеристика образовательного учреждения (составляется в свободной форме, заносится в дневник).
Задание 3. Изучить нормативные документы, регламентирующие работу педагога-психолога (Положение об организации психологической службы; должностные права и обязанности педагога-психолога в данном ОУ; квалификационную характеристику умений педагога-психолога по разрядам оплаты труда и др.). Проанализировать должностную инструкцию педагога-психолога в ОУ (копия должностной инструкции прилагается в дневнике практики).
Формой отчетности является составление и оформление в дневнике схемы (таблицы) «Основные задачи и содержание работы педагога-психолога ОУ».
Задание 4. Посетить одно групповое занятие педагога-психолога с детьми. Проанализировать занятия по одной из предложенных ниже схем.
Схема анализа посещенного занятия (вариант 1):
- возраст детей;
- тема группового занятия;
- цель занятия (развивающая, коррекционная);
- предмет коррекции;
- этапы занятия;
- результат.
Ответить на вопросы:
- Как педагог-психолог мотивирует детей на занятие?
- Какие способы организации внимания, активизации познавательной деятельности детей использует педагог-психолог?
- Опирается ли на интересы, жизненный опыт детей?
- Можно ли сказать, что дети с желанием участвовали в выполнении заданий?
- Имеет ли место акцентирование мыслей и чувств детей: внимателен ли психолог к их высказываниям, соглашается ли с предложениями детей, комментирует их, дополняет, разрабатывает, тактично опровергает?
- Склонен ли психолог одобрять, хвалить или как-то иначе эмоционально поощрять детей (учащихся) за ответ?
- Как выражает неудовольствие фактами нарушения дисциплины?
- Уделяется ли должное внимание на занятии рефлексивному обсуждению: проводится ли рефлексия после каждого упражнения либо только в конце занятия; каждый ли ребенок (ученик) высказывается?
- Чувствуют ли дети эмоциональную поддержку со стороны психолога?
Каково общее впечатление о стиле педагогического общения?
Примерная схема анализа психологического занятия (вариант 2):
- Цели и задачи занятия.
- Вид занятия (психогимнастика, занятие с элементами тренинга, развивающее занятие и др.).
- Форма занятия (групповая либо индивидуальная).
- Этапы занятия, их связь.
- Продолжительность занятия.
- Соответствие игр и упражнений целям занятия.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при проведении занятия.
- Использование педагогом – психологом невербальных приемов в общении с детьми.
- Доступность, логичность, эмоциональность речи педагога- психолога.
- Темп, громкость, правильность, интонированность, четкость артикуляции речи педагога – психолога.
- Уместность применения наглядного материала.
- Эстетичность наглядного материала.
- Эмоциональное состояние детей во время занятия.
- Отношение детей к педагогу-психологу (позитивное, негативное).
- Психологическая дистанция между педагогом-психологом и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»).
- Использование всех каналов восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический.
- Реакции педагога – психолога на проявления детей:
- на нарушение дисциплины;
- на высказывания;
- на юмор.
Форма отчетности: анализ посещенного занятия в дневнике.
Примечание: В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, ответственность за психическое здоровье детей несут родители, поэтому при написании отчета стажер обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности.
По результатам стажировки каждый стажер предъявляет следующие отчетные документы:
1. Дневник стажировки, в котором содержатся:
- индивидуальный план деятельности на отчетный период;
- краткая характеристика ОУ;
- схема (таблица) «Основные задачи и содержание работы педагога-психолога ОУ»;
- анализ одного посещенного группового занятия педагога-психолога с детьми;
2. отчет (бланк) о прохождении стажировки (приложение 2), заверенный руководителем образовательного учреждения (подпись, печать).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец титульного листа дневника
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет психолого-педагогического образования
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
ДНЕВНИК СТАЖИРОВКИ