II серия заданий
Задание № 1. «Эталоны»
*Ошибкой считается, если ребенок не соединил какой-то предмет с фигурой или соединил не верно.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок правильно соединяет все шесть предметов с фигурами. |
2 балла | Ребенок делает одну, две ошибки. |
1 балл | Ребенок делает три и более ошибок. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 2. «Машина»
* Ошибкой считается, если ребенок не отметил нужные детали конструктора (куб, полукуб, полуцилиндр, пластину), зачеркнул лишние.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок отмечает куб, полукуб, полуцилиндр, пластину. |
2 балла | Ребенок допускает одну - две ошибки, пропускает нужную деталь или зачеркивает лишнюю. |
1 балл | Ребенок делает три и более ошибок. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 3. «Классификация»
* Правильным считается, если ребенок обвел линией всех домашних животных и диких животных; зачеркнул одну «лишнюю» фигуру в группе «дикие животные».
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок выполняет все правильно (объединяет животных в группы), сравнивает на основе счета или путем установления взаимно однозначного соответствия, зачеркивает одну фигуру в группе «дикие животные». |
2 балла | Ребенок делает одну - две ошибки (пропускает или объединяет неверно). |
1 балл | Ребенок делает три и более ошибок (обводит линией каждую картинку). |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 4. «Составь предложение»
* Задание выполнено правильно, если каждому слову соответствует отдельная картинка.
* Задание выполнено неправильно, если несколько слов обозначаются одной картинкой; одно слово обозначается несколькими картинками.
Критерии оценки | |
3 балла | Ошибки допущены не более чем в одном задании. |
2 балла | Ошибки допущены в двух заданиях. |
1 балл | Ошибки допущены во всех заданиях. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Обработка данных по заданию «Пальчики здороваются» и «Игра в мяч»
См. в «Протоколах наблюдения за поведением детей во время выполнения диагностических заданий».
III серия заданий
Задание № 1. «Продолжи узор»
* Успешно выполненным считается вариант продолжения рисунка, когда ребенок четко удерживает последовательность, не привносит дополнительных элементов.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок четко удерживает последовательность в первом узоре, не привносит дополнительных углов при написании «острого» элемента и не делает второй элемент похожим на трапецию (допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша). В работе нет пропусков, сдвоенных элементов (четко удерживается их последовательность). |
2 балла | Ребенок выполняет задание с единичными ошибками (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу и т.п.) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допустим несколько больший разброс величины элементов, а также наличие ошибок выполнения. |
1 балл | Ребенок делает ошибки в выполнении первого узора (лишние элементы, нижние прямые углы). Во втором узоре ритмично повторяет сочетание равных по количеству больших и маленьких элементов (например, маленьких пиков может быть два, а больших – один), или использует чередование большого и маленького пика (упрощение графической программы и уподобление ее первому узору), не доводит узор до линии, включает дополнительные элементы, допускает частые отрывы карандаша, выраженные изменения размера узора или полное отсутствие какой-либо определенной ритмики. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 2. «Квадрат»
* Задание выполнено правильно, если геометрические фигуры расставлены в точном соответствии с инструкцией (соответствие формы, размера, расположения в пространстве).
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок правильно выполняет задание (ориентируется на плоскости листа, учитывает размер и форму геометрических фигур). |
2 балла | Ребенок делает одну, две ошибки (не более двух фигур нарисованы не на своих местах). |
1 балл | Ребенок делает три и более ошибок. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 3. «Слова»
* Задание выполнено правильно, если квадраты заполнены буквами (галочками) в необходимом количестве и без пропусков, отсутствуют заполнения лишних квадратов.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок безошибочно заполняет квадраты буквами или замещает отдельные «сложные» буквы «галочками» в необходимом количестве и без пропусков. В работе отсутствует заполнение лишних квадратов, которые в соответствии со звукобуквенным анализом слова должны оставаться пустыми, допускает единичные самостоятельные исправления. |
2 балла | Ребенок заполняет квадратики и буквами, и «галочками». В работе допускаются две ошибки (в том числе - пропуски букв, заполнение лишних квадратов), одно- два самостоятельных исправления. |
1 балл | Ребенок неправильно заполняет квадратики буквами или «галочками». В работе допущены три и более ошибки, заполнение лишних квадратов, которые должны оставаться пустыми, большое количество исправлений. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
IV серия заданий
Задание № 1. «Эскизы»
* Задание считается выполненным, если ребенок понял инструкцию и нарисовал несколько рисунков.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок изображает разнообразные классы объектов (цветы, фрукты головы живых существ, целые фигурки, бытовые предметы, транспортные средства); синтетические рисунки (состоящие из нескольких кружков) и сюжетные рисунки. |
2 балла | Ребенок изображает предметы одного класса (вида). Рисунки предметные, простые. |
1 балл | Ребенок изображает повторяющийся рисунок (мяч или солнышко) шесть раз подряд. |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Задание № 2. «Лесенка»
* Задание считается выполненным, если ребенок отметил крестиком одну из ступенек.
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок осуществляет адекватную самооценку, которая соответствует его реальной успешности (выбирает 3 или 4 ступеньку). |
2 балла | Ребенок осуществляет завышенную самооценку (выбирает верхнюю ступеньку, оценка не соответствует реальной успешности). |
1 балл | Ребенок осуществляет заниженную самооценку (выбирает первую или вторую ступеньку лесенки, оценка значительно ниже, не соответствует реальной успешности). |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |
Заключительный этап.
Задание № 1. Рисунок «Я иду в школу»
Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям: 1) цветовая гамма, 2) линия и характер рисунка, 3) сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
Цветовая гамма
Критерии оценки | |
3 балла | Ребенок использует в рисунке преимущественно яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло/зеленый, голубой и т.д.). |
2 балла | Ребенок в равной степени использует светлые и темные тона. |
1 балл | Ребенок использует в рисунке темные тона (темно-коричневый, темно-зеленый, черный). |
0 баллов | Ребенок отказался от выполнения задания, или оценить результаты невозможно. |