Управление жилыми многоквартирными домами управляющей организацией




Управляющая организация – это, как правило, коммерческая организация, которой по решению общего собрания собственников помещений дома могут быть переданы полномочия по управлению общим имуществом многоквартирного дома, созданию благоприятных и безопасных условий проживания граждан и предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Стоит помнить, что управляющая организация – это бизнес, нацеленный на извлечение прибыли. В лучшем виде это цивилизованный, честный и социально ответственный бизнес, необходимый обществу и государству.

Собственники жилья в многоквартирном доме сами должны выбирать цену и качество жилищных услуг, определять их перечень, должны научиться «торговаться» с управляющей компанией, быть попросту здравомыслящими и по-хорошему жадными. Рассмотрим это на примере. Клиент пришел в магазин, купил батон, бутылку кефира, палку колбасы, коробку спичек, ананас и заплатил за это в соответствии с теми ценниками, что наклеены на товаре. Не нравится цена и качество товара? Это повод посетить другой магазин. Не хватает денег на все? Значит, приходится выбирать и отказаться, например, от колбасы или ананаса. С одной стороны, никому не придет в голову

требовать весь этот набор продукции, внеся в кассу плату только за батон. С другой стороны, трудно представить ситуацию, когда Вы оплатили товар, например, бутылку кефира в магазине, но дома обнаружили, что бутылка без кефира.

В отношениях с управляющей компанией должен постоянно работать принцип «Кто платит деньги – тот и заказывает музыку». Что же нужно для практической реализации этого принципа? Ключи к понятным отношениям заказчиков жилищно- коммунальных услуг с управляющей компанией – защищающий права и интересы собственников жилья договор и понятный, прозрачный прейскурант цен на услуги и работы управляющей компании.

При выборе управляющей организации одним из главных критериев следует признать ее стаж на рынке жилищно- коммунальных услуг, перечень и состояние жилого фонда, находящегося в управлении (обслуживании) этой организации. Не лишним будет предварительно узнать о штате сотрудников управляющей организации, прежде всего руководителе, а также учредителях организации. Из открытых источников желательно узнать показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации. Большое значение имеет сложившееся общественное мнение в отношении управляющей организации. Эти элементарные действия необходимы, чтобы быть уверенным, что завтра управляющая организация не обанкротится.

Конечно, не следует сразу же после встречи с руководящим составом управляющей организации ставить вопрос о ее выборе. Нужно, как минимум, тщательно проанализировать и сравнить 3–5 организаций, предварительно заказав у каждой из них калькуляцию цен на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Важное место в деятельности управляющей компании должно быть отведено постоянному контакту с собственниками жилья (заказчиками жилищно-коммунальных услуг) и отчетности перед ними за проделанную работу. Образно говоря, в этом

аспекте управляющая компания – это, прежде всего, директор, который всегда открыт к диалогу, сам «полезет» на крышу или в подвал дома для оценки и организации ликвидации аварийной ситуации, и всегда готовый отчитаться перед своими заказчиками за каждый рубль. Решить данный вопрос возможно разными способами: регулярно проводить встречи с представителями домов и инициативными жителями, вывешивать информацию на специально оборудованных стендах и т. п. Жители сами должны оговорить в договоре на управление домом способ предоставления информации. Эффективным представляется выпуск управляющей компанией периодического информационного издания. Это можно делать в виде ежемесячного печатного издания и/или в виде корпоративного интернет-сайта. Содержание и направленность этого информационного издания (интернет-сайта) за висит от выдумки команды управляющей компании. Главное, чтобы издание (сайт) включало в себя рассказы о проделанной работе, планируемых работах, ценах на данные работы, событиях на обслуживаемом жилом фонде и др.

Наша жизнь неотделима от многочисленных справок, актов и других документов. Оформить самую простую справку иногда не так-то просто. Получить бланк в одном кабинете, заполнить – в другом, подписать – в третьем, зарегистрировать – в четвертом, печать поставить – в пятом. И каждый раз: «приходите завтра», или «сегодня не приемный день». Хорошо, если эти кабинеты находятся на разных этажах здания, а не в разных концах города. Поэтому управляющую компанию выгодно выделяет работа в режиме «единого окна», когда все необходимые документы можно заказать и получить в одном месте. Руководители управляющих компаний должны предпринять все меры для удобства людей – их обслуживания в «едином окне», а не «гонять» собственников жилья по кабинетам. Ведь офис управляющей компании – это лицо компании.

Управляющие организации осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами действующего законодательства, а также на основании договоров управления многоквартирным домом.

Решение общего собрания о выборе способа управления, согласно статье 161 ЖК РФ, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Заказчиками услуг управляющей организации могут быть:

– собственники помещений в многоквартирном доме (физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, в собственности которых находится часть помещений в доме);

– ТСЖ, ЖК, ЖСК (объединения собственников);

– РФ в лице органов государственной власти, субъекты РФ в лице органов региональной власти, муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, в собственности которых находятся все помещения в доме.

Если заказчиком услуг управляющей организации на управление домом выступает ТСЖ (ЖК, ЖСК), то это не относится к способу управления домом «управление управляющей организацией». Способ управления в этом случае – управление домом ТСЖ (ЖК, ЖСК).

Между выбранной управляющей организацией и собственниками помещений заключается договор управления, который является основанием для оказания услуг по управлению многоквартирным домом.

Договор управления домом – это единственный юридический документ, связывающий правами и обязанностями управляющую компанию и собственников жилья. Это единственный документ, регламентирующий взаимодействие сторон. К процедуре его составления и заключения следует отнестись с особой тщательностью и щепетильностью.

С проектом договора управления собственникам жилья следует знакомиться до того собрания, на котором будут утверждены условия заключения этого договора. Если собственников жилья что-то не устраивает в проекте договора, то они могут выдвинуть свои соображения относительно договорных положений.

В том случае, если выбор управляющей организации осуществлен общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, то договор управления заключается на условиях, указанных в решении этого общего собрания, оформленном протоколом. Если выбор управляющей организации осуществлен органом местного самоуправления на основании конкурсного отбора (в случаях, когда собственники не избрали ни один из предложенных ЖК РФ способов управления домом), то договор управления заключается на условиях, изложенных в конкурсной документации.

Управляющая организация ежегодно в течение I квартала текущего года, если иное не установлено договором управления, представляет собственникам помещений многоквартирного дома отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Для достижения целей по договору управления управляющая организация:

– оказывает услуги по управлению;

– организовывает оказание или самостоятельно оказывает жилищные услуги;

– заключает договоры с предприятиями-поставщиками жилищных услуг;

– заключает договоры с предприятиями-поставщиками коммунальных услуг;

– совершает иные действия, направленные на управление многоквартирным домом.

Размер платы за управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется решением общего собрания собственников помещений с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее одного года. Если на общем собрании собственников помещений решение об установлении размера платы за управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не принято, то размер данной платы устанавливается органом местного самоуправления.

Установление размера платы за жилищные услуги – это сегодня полностью прерогатива собственников помещений в многоквартирном доме. Размер указанной платы – итог торговых переговоров между управляющей компанией в лице руководства и собственников жилья в лице Совета дома. Отсюда каждый многоквартирный дом должен иметь индивидуальный размер этой платы, обусловленный проблемами и потребностями этого дома. Нижний порог этой суммы обусловлен требованиями безопасности и функциональности многоквартирного дома. Данной суммы должно быть достаточно для планирования, организации и исполнения минимального и необходимого перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Верхнего порога размера платы за жилое помещение нет и не будет, т. к. комфортность дома можно повышать бесконечно за счет дополнительных услуг (ра- бот), что требует денежных вложений.

Управляющая организация должна составить годовой план управления многоквартирным домом, в котором отражается весь перечень оказываемых услуг и работ на текущий год, выполняемых собственными силами и силами подрядных организаций. Этот план – основа для определения размера платы за жилое помещение. Данный план подлежит утверждению на общем собрании собственников помещений. Базовый перечень жилищных услуг, оказываемых управляющей компанией населению, приведен на рис. 6. Объем выполняемых своими силами работ и услуг управляющая организация определяет самостоятельно, исходя из принципа экономической целесообразности.

Услуги (работы) по управлению многоквартирным домом могут состоять из деятельности по:

– составлению перспективных и текущих планов управления домом, включающих в себя объемы работ, источники финансирования текущего календарного периода и планируемые на будущие периоды, инвестиционные и прочие программы и мероприятия, позволяющие достичь поставленных целей управления в определенные сроки;

– изучению рынка поставщиков жилищно-коммунальных услуг, заключению договоров на поставку услуг, работ и контролю над исполнением договорных обязательств подрядными организациями;

– начислению, учету и сбору платежей за жилищно- коммунальные услуги с собственников помещений;

– организации регистрации граждан по месту жительства, месту пребывания и снятия с такой регистрации;

– оформлению первичных документов на указанную регистрацию (снятие);

 
 

осуществлению иной деятельности, направленной на управление многоквартирным домом (работа с должниками, по учету и ведению технической документации по управляемому дому, созданию и ведению базы данных по текущему и капитальному ремонту общего имущества дома) и др.

 

Рис. 6. Структура жилищных услуг

Таким образом, что управляющая организация – это профессиональное управление, это команда людей, обладающих специальными знаниями в области управления многоквартирными домами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: