Тема. Слепое пятно на сетчатке глаза (опыт Мариотта).





ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРЫ)

В постоянно изменяющихся условиях живой организм может существовать только в том случае, если он непре­рывно получает и анализирует информацию, поступаю­щую как из окружающего мира, так и из внутренней среды собственного тела. Вся информация поступает в цен­тральную нервную систему, где перерабатывается и ана­лизируется. Функцию восприятия внешней и внутренней информации, передачу ее и анализ в высших отделах моз­га осуществляет система анализаторов.

РАБОТА 1.

Тема. Глазные мышцы.

Цель: определение функций глазных мышц.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: указка, карандаш или ав­торучка.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь просит испытуемого внимательно сле­дить за движением карандаша, который располагается на расстоянии 20 см от его глаз. Исследователь перемещает карандаш вверх, вниз, вправо, влево, затем описывает им окружность. Все это время он внимательно наблюдает за движением глаз испытуемого.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Ответьте на вопросы: Почему происходит движение глазного яблока? Какие мышцы глаз обеспечивают это движение? Сколько мышц может одновременно приводить в движение глазное яблоко?

РАБОТА 2.

Тема. Аккомодация глаза.

Цель: познакомить с физиологическими причинами ак­комодации.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: деревянная рамка разме­ром 15x20 см с хорошо натянутой на ней марлей. Лист бумаги с печатным текстом.

1.Под аккомодацией понимают способность глаза к яс­ному видению разноудаленных предметов. В основе акко­модации лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривиз­ны хрусталика. Для ясного видения предмета лучи, отра­жающиеся от предмета, должны быть сфокусированы на сетчатке. Если смотреть вдаль, то близкие предметы вид­ны неясно, расплывчато, так как лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой. Одинаково ясно видеть раз­ноудаленные от глаз предметы невозможно.

ХОД РАБОТЫ

Через тонкую марлю, натянутую на деревянную рамку, посмотрите на печатный текст, находящийся на расстоя­нии около 50 см от ваших глаз. Если вы фиксируете свой взгляд на буквах, то нитки марли становятся плохо види­мыми. Если же вы фиксируете взгляд на нитях марли, то невозможно ясно видеть текст, буквы постоянно расплы­ваются. Следовательно, нельзя одинаково ясно видеть и сетку, и буквы.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Нарисуйте схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании близко и далеко расположенных пред­метов, объясните физиологические механизмы аккомодации.

РАБОТА 3.

Тема. Астигматизм.

Цель: познакомиться с одной из методик обнаружения астигматизма.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: для работы необходим ри­сунок (чертеж для выявления астигматизма).

Астигматизм зависит от неодинаковой кривизны раз­личных участков преломляющих поверхностей глаза, осо­бенно роговицы. Поэтому лучи, идущие от одной точки, но через разные участки преломляющих поверхностей, будут по-разному преломляться и вследствие этого схо­диться не в одной точке. В результате возникает некоторая неясность, расплывчатость изображения.

 

ХОД РАБОТЫ

Для наблюдения астигматизма предложите испытуе­мому рассмотреть рисунок, на котором одни линии расположены вертикально, а другие - горизонтально, толщина всех линий обязательно должна быть одинако­вой. Испытуемый отмечает, какие линии, горизонтальные или вертикальные, более отчетливы.

Приближая рисунок к глазу и отодвигая его, определи­те, впереди сетчатки или за ней сходились лучи, идущие от менее ясно видимых линий. Если, например, при прибли­жении рисунка горизонтальные линии стали более отчет­ливыми, то это означает, что лучи, идущие от этих линий, при начальном положении рисунка сходились впереди сетчатки, а при приближении рисунка к глазу точки схож­дения лучей переместились на сетчатку, т.е. изображение оказалось в фокусе.

Вращая рисунок, отметьте, что представление о тол­щине линий все время меняется соответственно изменению их положения.

 

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Объясните наблюдаемое явление. Предложите возмож­ные способы устранения явления астигматизма.

РАБОТА 4.

Тема. Острота зрения.

Цель: научиться определять остроту зрения с помощью типовых таблиц.

Материалы и оборудование: таблицы для определения остроты зрения, указка.

Объект исследования: человек.

Острота зрения человека определяется способностью его глаза различать две близко расположенные друг от друга точки как раздельные. Таблица состоит из несколь­ких рядов букв или незамкнутых окружностей, по-разному расположенных. В каждой строке знаки одинаковы по размеру, в каждой нижней строке они меньше, чем в верх­ней, т.е. величина знаков уменьшается сверху вниз. У каж­дой строки стоит число, обозначающее расстояние (в мет­рах), на котором нормальный глаз должен видеть детали знаков данной строки. Справа от каждой строки указана острота зрения, которая рассчитывается по формуле, где V - острота зрения, 6 - расстояние исследуемого глаза до таблицы, Д - расстояние, с которого данная строка пра­вильно читается нормальным глазом.

Формула расчета остроты зрения

ХОД РАБОТЫ

Таблицу вешают на стену. Испытуемому предлагают сесть на расстоянии 5 м от таблицы и закрыть один глаз специальным щитком, темной повязкой или рукой. Указ­кой показывают ту или иную букву или незамкнутую ок­ружность, выясняя, какую из строк испытуемый отчетливо видит. Затем эту процедуру повторяют с другим глазом.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Опишите методику определения остроты зрения. Запи­шите результаты исследования. По результатам измерения дайте индивидуальную характеристику остроты зрения различных испытуемых. (Средние показатели остроты зрения у человека: нормальная - 1,0 и выше, пониженная -от 0,8 и ниже, повышенная - 1,5-2,0.)

РАБОТА 5.

 

Тема. Слепое пятно на сетчатке глаза (опыт Мариотта).

Цель: познакомиться с одним из методов обнаружения слепого пятна у человека.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: рисунок для выявления слепого пятна, лист бумаги, карандаш, обернутый белой бумагой, линейка.

Участок сетчатки, на котором сходятся волокна, обра­зующие зрительный нерв, носит название слепого пятна. При попадании лучей на слепое пятно изображение не возникает вследствие отсутствия в этом участке светочув­ствительных элементов. В норме площадь слепого пятна колеблется от 2,5 до 6 мм2.

 

Рис. 2 Рисунок для выявления слепого пятна

ХОД РАБОТЫ

Поместите перед глазами заранее подготовленный ри­сунок (рис. 2). Закрыв левой рукой левый глаз и держа карточку в вытянутой правой руке, медленно приближай­те ее к открытому правому глазу. При этом вы должны фиксировать взгляд на левом изображении (крестике). На расстоянии 20-25 см от глаза правое изображение (круг) исчезнет. Это является доказательством наличия на сет­чатке слепого пятна.

Затем опыт повторяется, в этом случае вы закрываете правый глаз и фиксируете левым глазом правое изображе­ние на карточке.

 

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Сделайте краткое описание опыта и укажите расстояние от глаза до карточки в момент, когда второе изображение исчезнет.

РАБОТА 6.

Тема. Цветное зрение.

Цель: отработать одну из методик исследования цвет­ного зрения.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: полихроматические табли­цы Е.Б.Рабкина (можно заменить их самодельными), спе­циальный экран для поочередного закрывания каждого глаза, сантиметровая линейка, секундомер либо часы с секундной стрелкой.

Глаз человека может не только различать оттенки бе­лого, серого и черного цветов, но и способен видеть все цвета радуги и различать их оттенки. Однако встречаются люди, у которых имеется то или иное нарушение цветного восприятия. Полная цветная слепота встречается редко. Люди, страдающие этой формой расстройства цветового зрения, видят только различные оттенки серого цвета. Частичная цветовая слепота встречается чаще. Различают три вида частичной слепоты. Люди с первым видом не способны различать оттенки красного и зеленого. Со вто­рым - также не различают красный и зеленый цвета, но они, в отличие от первых, путают также светло-зеленые тона с темно-красными и фиолетовые с голубыми. Люди с третьим видом частичной слепоты не способны различать синий и фиолетовый цвета. Это расстройство зрения встречается крайне редко.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемый садится спиной к свету, экспериментатор показывает поочередно 25 таблиц. Они должны быть рас­положены на уровне глаз испытуемого, на расстоянии 1 м от него. При демонстрации таблиц у испытуемого спра­шивают, что на них изображено. Продолжительность экс­позиции одной таблицы - около 5 с. Каждый глаз обсле­дуется раздельно, при этом второй глаз закрывается спе­циальным экраном.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Запишите результаты исследования вашего цветовосприятия.

 

РАБОТА 7.





Читайте также:
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.046 с.