Объем какого понятия в следующих парах больше?




VI. ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. В следующих примерах выделите понятия:

а) Планета.

б) Равенство между мужчинами и женщинами закреплено в Конституции.

в) Свобода прессы - важный признак демократии.

г) Дорогой, хорошо сшитый костюм.

д) Недоверие - мудрость дураков.

е) Сложноподчиненное предложение.

 

Содержание какого понятия больше в следующих парах?

а) Старательный студент. Студент.

б) Человек. Преподаватель.

в) Наука. Логика.

г) Административное право. Право.

д) Юрист. Адвокат.

 

Объем какого понятия в следующих парах больше?

а) Шахматист. Спортсмен.

б) Город. Город Донецк.

в) Мебель. Стол.

г) Машина. Автомобиль.

д) Понятие. Форма мышления.

 

4. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, какие - абстрактными: гражданин, ответственность, равенство, законность, ответственное лицо, вина, неприкосновенность депутата, преступник, граница.

 

5. Какие из приведенных понятий являются положительными, а какие– отрицательными: справедливость, несправедливость, обвиняемый, виновность, невиновность, коррумпированный чиновник, неподкупный судья, независимость суда, неприкосновенность депутата, несвобода в экономической деятельности предприятия, необходимая оборона, крайняя необходимость.

6. Какие из приведенных понятий является собирательными, а какие - несобирательными: Солнечная система, Земля, человечество, избирательное право, юрист, акция шахтеров, декларация, компьютер, специалист, структура, железнодорожный состав.

 

7. Какие из следующих понятий являются соотносительными и безотносительными: стол, причина, случайность, свидетель, прокурор, копия, смартфон, наставник, племянник, кумир, тетрадь, начало, конец.

 

8. Какие из приведенных понятий являются общими, а какие - единичными: преподаватель, директор, ООН, депутат, Россия, биосфера, спутник, естественный спутник Земли.

 

9. Определите, какие из перечисленных понятий являются регистрационными, а какие – нерегистрационными: Человек, человечество, акт, нормативный акт, звезда, незаконное предпринимательство, гражданин, оружие, Земля.

10. Дайте полную логическую характеристику понятиям: книга, правительство, учитель, бессовестный продавец, приговор, незначительная ошибка.

 

11. Укажите типы отношений между совместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:

• музыка, классическая музыка;

• преступление, уголовное правонарушение;

• европейское государство, федеративное государство;

• хулиганство, злостное хулиганство;

• юрист, преподаватель;

• республика, форма правления;

• студент, отличник;

• сельское поселение, село;

• воздушный флот, авиация.

 

12. Укажите типы отношений между несовместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:

• виновность, невинность;

• истина, ложь;

• зависимость, независимость;

• прошлое, будущее;

• право, гражданское право, экологическое право;

• пресса, телевидение, средства массовой информации;

• известный, неизвестный;

• прямая линия, кривая линия;

• честь, бесчестие.

 

13. Нарисуйте отношения между данными понятиями при помощи круговых схем:

• юрист, прокурор, следователь, адвокат;

• норма, правовая норма, правовед;

• писатель, политик, депутат;

• женщина, бабушка, мама, дочка;

• человек, преподаватель, студент;

• действие, бездействие;

• следователь, шахматист, чемпион мира по шахматам, спортсмен;

• офицер, спортсмен, орденоносец;

• музыкант, автомобилист, спортсмен, боксер;

• преподаватель, молодой преподаватель, пожилой человек;

• преступник, предприниматель, законопослушный гражданин.

14. Подберите понятия, тождественные данным по объему: квадрат, Конституция, автор поэмы «Евгений Онегин», рука, суждение, первый космонавт, феномен.

15. Подберите понятия, находящиеся с данными понятиями в отношении пересечения: отличник,художник, телефон, автомобиль, деревянный стул, интересная книга.

16. Подберите к данным понятиям подчиненные и подчиняющие понятия: форма мышления, следователь, человек, логика, народная песня, фотоальбом.

17. Подберите понятия, соподчиненные данным: куртка, валенки, музыка, понятие, шкаф, тарелка, карандаш, школьник.

 

18. Подберите понятия, которые являются противоположными и противоречащими данным: низкий, законный, смелый, друг, холодный климат, легкая работа, острый нож, красивый поступок.

19. Обобщите понятия, если это возможно: студент, следователь, судоустройство, валютный счет, человек, изучающий логику, теория государства и права, конституция, словарь, согласная буква, банк, денежная система, криминология, повесть, министр, нотариус, сделка.

 

20. Ограничьте понятия, если это возможно: государство, преступление, планета, юрист, наука, огнестрельное оружие, лекарство, право, революция, закон, культура, терроризм.

21. Установите вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления:

• Науки делятся на общественные, естественные, формальные;

• Приговор суда может быть обвинительным и оправдательным;

• Рефлексы делятся на условные и безусловные;

• Члены предложения делятся на главные и второстепенные;

• Книги бывают интересные и неинтересные;

• Простые категорические суждения делятся на утвердительные и отрицательные;

• Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной;

• По темпераменту люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов;

• Умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные, традуктивные, умозаключения по аналогии и прочие.

 

22. Проверьте правильность деления понятий. В неправильных, определите, какие правила нарушены:

• Озера делятся на сточные, бессточные, ледниковые и соленые;

• К ценным бумагам относятся акции и чеки;

• Преступления делятся на умышленные, по неосторожности и против личности;

• Политические режимы государств могут быть демократические и недемократические;

• Приговоры является обвинительными, оправдательными и несправедливыми;

• Различают четыре стороны горизонта: север, юг, восток, запад;

• Управление делится на эффективное и неэффективное;

• Учебные дисциплины бывают обязательные и необязательные;

23. Установите правильность следующих определений. В неправильных, укажите, какие правила нарушены:

• Логика - это наука о мышлении.

• География - это геология.

• Планета - это космический объект, на котором существует жизнь.

• Физика не является гуманитарной наукой.

• Истина - дочь разума, мать мудрости.

• Народ - автор и актер собственной жизненной драмы.

• Реформа - преобразование определенной стороны общественной жизни, не ломающее основ существующей социальной системы.

• Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

• Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой.

 

24. Найдите предложения, выражающие суждения:

а) Что ждет человечество в XXI веке?

б) Спрос рождает предложение.

в) «Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» (Пифагор).

г) «В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная» (Ш. Монтескье).

д) В чем смысл жизни?

е) «Комната без книг подобна телу без души» (Цицерон).

ж) Звезда по имени Солнце.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: