Тема 4. Проектирование систем управления




 

4.1. Содержание и методы проектирования систем управления

4.2. Установление рационального количества уровней управления

3.3. Распределение функций, прав и ответственности по уровням управления

4.4. Формирование структуры органов управления

4.5. Регламентирование деятельности аппарата управления

 

4.1. Содержание и методы проектирования систем управления

 

Проектирование систем управления осуществляется при создании новых организаций сферы ЖКХ, а также в процессе совершенствования существующих систем управления. Проектирование, проводимое в процессе со­вершенствования систем управления, может быть локаль­ным, охватывающим отдельные подсистемы, и комплекс­ным, охватывающим все подсистемы данной системы управления как единого целого. Комплексное проектиро­вание более эффективно, так как оно позволяет повысить организационный уровень системы в целом Значительный экономический эффект возможен и при локальном проек­тировании, однако возникающие здесь трудности совме­щения новых элементов системы с существующими могут снижать эффективность отдельных подсистем.

Проектирование систем управления является составной частью проектирования жилищных и коммунальных организаций в целом. Изменения производственной структуры жилищной организации или коммунального предприятия вызывают изменения в структуре управ­ления.

Проектирование систем управления осуществляется на основе системного подхода с помощью методов: аналогов, экспертного и аналитического.

Метод аналогов состоит в том, что в качестве основы для проектирования принимается наиболее эффек­тивная из известных систем управления, применяемая в сходных условиях. Система-аналог подвергается тщатель­ному анализу. Выявляются различия в условиях и харак­тере производства и обслуживания объектов ЖКК, присущие системе недостатки, тре­бующие модернизации, и недостающие элементы. По ре­зультатам анализа вносятся необходимые изменения и дополнения.

Экспертный метод основан на использовании знаний, опыта и интуиции руководителей, специалистов, научных работников, занятых в области управления. Мнения экспертов могут быть использованы для выявле­ния возможных вариантов построения системы и их оценки, для установления состава и численности работаю­щих в управленческих подразделениях и для решения других вопросов. Одной из форм работы экспертов могут служить управленческие (деловые) игры. Из экспертов создаются игровые органы управления, выполняющие роль моделей, на которых изучается проектируемая система.

Аналитический метод заключается в систем­ном анализе процессов и объекта управления, а также внешних условий деятельности органа управления и кон­струировании на этой основе проектируемого органа (системы) управления. При этом могут применяться це­левой и функциональный подходы.

 

Целевой подход акцентирует внимание па целях и за­дачах деятельности, на установлении иерархий моделей. Од­ним из инструментов целевого подхода является построе­ние так называемого дерева целей, которое облегчает рас­пределение целей по ступеням управления, между орга­нами управления на каждой ступени и между подразде­лениями и должностями внутри органов управления. Так, можно построить дерево целей управления ЖКК муниципального образования (ЖКК МО), включающее цель управления Комитета Ж и КХ МО, цели жилищно- коммунальных организаций (предприятий), технических подразделений (ПТО (производственная база), ЖЭУ, РСУ), подразделений механизированной уборки, эксплуатационных участков, участков спецработ и техобслуживания по договорам с арендаторами и собственниками нежилых помещений. Можно построить дерево целей органа управления, включающее цели руководителя, его заместителей, отделов и специалистов. Целевой подход дает возможность четко сформулировать задачи, поставленные перед органами управления, их подразделениями и должностями управленческого персонала.

Функциональный подход основывается на исследовании функций управления, определяющих деятельность аппарата управления. Проектирование начинается с установления полного перечня функций разрабатываемой системы управления. Затем функции распределяются по уровням, органам, подразделениям и должностям аппарата управления. Функции являются основой для установления объема работы и численности управленческого персонала.

На практике чаще пользуются сочетанием всех перечисленных методов проектирования систем.

Проектирование системы управления включает ряд этапов:

1. Предпроектная подготовка, в ходе которой изучается литература о научных достижениях и передовом опыте в области построения и функционирования систем управления, подбираются системы в качестве аналогов, нормативные и методические материалы, собираются исходные данные. Если стоит задача усовершенствовать существующую систему управления, то проводится ее изучение.

2. Разработка структуры системы в целом: генеральных схем управления министерств, схем управления жилищными и коммунальными организациями, предприятиями; определяется коли­чество ступеней (уровней) управления, количество и виды органов управления на каждой ступени, формируются их цели, распределяются функции, права и ответственность между ними; разрабатываются или уточняются положе­ния о них.

3. Проектирование структур органов управления: уста­новление их схем, т. е. наименования и количество под­разделений, целей деятельности, взаимоотношений между ними, распределение функций, прав и ответственности.

4. Составление проекта механизации и автоматизации процесса управления.

5. Проектирование организации и условий труда аппа­рата управления.

6. Разработка документов, регламентирующих процес­сы управления, деятельность подразделений и долж­ностных лиц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: