Типовая учебная программа
По учебному предмету «Физическая культура»
Для 5-9 классов уровня основного среднего образования
По обновленному содержанию
Глава 1. Общее положения
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Целью физической культуры является развитие всех систем организма, совершенствование свойственных каждому ученику физических качеств и связанных с ними способностей. Физическая культура играет большую роль в воспитании личности. Она способствует физическому развитию обучающихся, а также развитию социальных, личностных и духовных качеств. В контексте школьного образования физическая культура также направлена на пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся.
3. Целью учебного предмета «Физическая культура» является повышение мотивации обучающихся к укреплению физического и психического здоровья с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, приобретение обучающимися спортивно-специфических двигательных навыков и развитие физических способностей.
4. Учебная программа нацелена на:
1) формирование знаний по истории развития физической культуры и спорта;
2) совершенствование основных физических качеств, развитие спортивно-специфических умений и навыков;
3) развитие коммуникативных навыков, в частности, способности использовать информацию из различных источников, четко представлять ее в соответствующей форме;
4) развитие мыслительных и исследовательских навыков;
5) формирование морально-волевых качеств.
5. В процессе изучения предмета «Физическая культура», обучающиеся:
1) применяют приобретённые предметные знания, умения и навыки в повседневной жизни; оценивают необходимость в улучшении двигательных компетенций в своём физическом развитии;
2) развивают личные нравственные качества и осознают необходимость честной игры и непрерывного саморазвития;
3) понимают важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены;
4) знают о влиянии физических упражнений на физическую и энергетическую систему человека;
5) оценивают физическое состояние как свое, так и других;
6) развивают навыки критического и творческого мышления, навыки разрешения проблем и коммуникативные навыки.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета
«Физическая культура»
6. Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Физическая культура» составляет:
1) в 5 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
2) в 6 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
3) в 7 классе – 3 часа в неделю, 102 час в учебном году;
4) в 8 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
5) в 9 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.
7. Содержание учебной программы по учебному предмету «Физическая культура» организовано по разделам обучения. Разделы далее разбиты на подразделы, содержание которых представлено в виде учебных целей для определенного класса.
8. Цели обучения организованы последовательно внутри каждого подраздела, что позволяет учителям планировать свою работу, оценивать достижения обучающихся и информировать их о следующих этапах обучения.
9. Содержание учебного предмета включает 3 раздела:
1) Двигательная деятельность;
2) Творческие способности и критическое мышление через двигательные навыки;
3) Здоровье и здоровый образ жизни.
10. Раздел «Двигательная деятельность» включает:
1) развитие точности, контроля и маневренности при выполнении различных спортивно-специфических двигательных действий;
2) создание и применение комбинации движений и их последовательности в различных видах физических упражнений;
3) комбинирование навыков и последовательности движений при выполнении спортивно-специфических техник;
4) оценивание собственных умений и умений других для улучшения выполнения двигательных действий;
5) применение и оценивание тактики, стратегии и структурных идей в ряде физических упражнений;
6) развитие навыков преодоления трудностей и реагирования на риски, связанные с двигательной активностью.
11. Раздел «Творческие способности и критическое мышление через двигательные навыки» включает:
1) адаптацию приобретенных знаний, связанных с движением, для реагирования на изменяющиеся обстоятельства;
2) развитие и применение лидерских навыков и навыков работы в команде;
3) демонстрацию ряда навыков совместной и эффективной работы по созданию благоприятной учебной среды;
4) оценивание правил и структурных приемов для оптимизации деятельности и разработки альтернатив в рамках физических упражнений;
5) критическое оценивание собственных творческих способностей и способностей других, альтернативные решения;
6) знание правил соревновательной деятельности и правил судейства;
7) демонстрация поведения, отражающего честную игру, патриотизм, сотрудничество во время соревнований;
8) исполнение ролей, обусловленных различными контекстами движений, и осознание их различий.
12. Раздел «Здоровье и здоровый образ жизни» включает:
1) формирование знаний о личном здоровье и здоровом образе жизни;
2) разработку и проведение подходящих для видов деятельности разминок и техник восстановления;
3) изучение и испытание на практике упражнений различной физической нагрузки, их влияния и связи с энергетической системой организма;
4) разработка и применение стратегий управления рисками в ряде физических нагрузок, направленных на укрепление здоровья;
5) применение знаний и навыков для обогащения опыта физических упражнений других людей.
13. Настоящая программа отражает содержание всех основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического и нравственного воспитания в школе, и позволяет последовательно решать эти задачи на протяжении всех лет обучения. Каждый третий час направлен на увеличение двигательной активности обучающихся (за счет расширения количества спортивных и подвижных игр) и оздоровительный процесс.
14. В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом основного среднего образования учебной программой предусмотрено раздельное обучение по гендерному принципу (в городской местности – в каждой группе не менее 8 мальчиков (девочек), а в сельской местности – не менее 5 мальчиков (девочек).
15. Базовое содержание учебного предмета «Физическая культура». 5 класс.
1) Обучение навыкам бега, прыжкам и метаний. Техника безопасности. Изучение техники бега на короткие дистанции. Изучение техники бега на средние и длинные дистанции. Изучение техники прыжков в длину с места и с разбега. Техника бросков и метаний различных снарядов в цель и на дальность. Командная работа в эстафетах.
2) Модифицированые командные игры. Изучение технических приёмов в играх. Изучение основных тактических приёмов. Воспитание лидерских навыков в играх.
3) Укрепление организма через гимнастику. Техника безопасности. Основы составления комплексов общеразвивающих упражнений. Выполнение акробатических упражнений. Обучение техники гимнастических упражнений на снарядах. Основы составления гимнастических композиций.
4) Казахские национальные и интеллектуальные игры. Казахские национальные игры. Изучение ряда стратегий и тактик в рамках национальной игры.
5) Лыжная/ кроссовая/коньковая подготовка. Техника безопасности. Обзор техники разминки и восстановления для подходящих видов деятельности. Обучение элементов техники передвижения. Основы тактики прохождения дистанции.
6) Занимательные игры на взаимодействие. Взаимодействие и лидерство в играх. Обучение основным навыкам решения проблем посредством игр. Творческие способности для создания занимательных игр. Создание занимательных игр.
7) Обучение навыков и понимания в играх-вторжениях.Техника безопасности. Владение мячом в игровых ситуациях. Обучение навыкам ориентирования в игровом пространстве. Индивидуальные, командные действия в играх. Составление игр на развитие навыков стратегии.
8) Обзор и развитие легкоатлетических навыков. Развитие навыков лёгкой атлетики через игры. Разминка и средства восстановления. Укрепление здоровья через двигательную активность.
16. Базовое содержание учебного предмета «Физическая культура».
6 класс.
1) Развитие навыков бега, прыжков и метания. Техника безопасности. Реакция организма на различные физические нагрузки. Последовательность в беге и прыжках. Броски и метания различных снарядов. Командная работа в эстафетах.
2) Командные спортивные игры. Развитие навыков техники игры. Использование тактических действий в спортивных играх. Развитие лидерских навыков работы в команде.
3) Укрепление организма через гимнастику. Техника безопасности. Элементы строевых упражнений. Выполнение акробатических упражнений и комбинаций. Самоконтроль при выполнении упражнений на снарядах. Групповые композиции.
4) Казахские национальные и интеллектуальные игры. Казахские национальные игры. Изучение ряда стратегий и тактик в рамках национальной игры.
5) Лыжная/кроссовая/коньковая подготовка. Техника безопасности. Развитие специфических двигательных способностей. Упражнения на развитие силы и выносливости. Творческие задания на прохождение дистанции.
6) Приключенческие игры. Развитие навыков сотрудничества. Решение проблем посредством игр. Развитие критического мышления через приключенческие игры. «Честная игра» и сотрудничество.
7) Улучшение навыков посредством игр. Техника безопасности. Развитие основных элементов техники владения мячом. Навыки ориентирования в игровом пространстве. Основы тактических действий. Обзор и демонстрация собственных игр.
8) Улучшение навыков бега, прыжков и метания. Развитие адаптационных способностей организма. Элементы динамической разминки. Укрепление здоровья через двигательную активность.
17. Базовое содержание учебного предмета «Физическая культура».
7-класс.
1) Развитие и улучшение навыков бега, прыжков и метания. Техника безопасности. Бег на короткие дистанции. Бег на средние и длинные дистанции. Прыжки и их разновидности. Броски и метание различных снарядов. Модификации эстафетного бега.
2) Взаимодействие через командные спортивные игры. Улучшение техники игры. Тактика и тактические действия в спортивных играх. Лидерские навыки и навыки работы в команде.
3) Когнитивные навыки и навыки по управлению телом посредством гимнастики. Техника безопасности. Изучение строевых упражнений. Комплексы акробатических элементов. Разновидности упражнений на гимнастических снарядах. Процесс создания выступления и оценка в группах.
4) Национальные и интеллектуальные игры. Казахские национальные игры. Интеллектуальные игры.
5) Лыжная/кроссовая/коньковая подготовка. Техника безопасности. Разминки и техники восстановления для подходящих видов деятельности. Двигательные действия на улучшение силы и выносливости. Специально-специфические упражнения для преодоления препятствий.
6) Приключенческие и команднообразующие игры. Командная деятельность и лидерство в играх. Совершенствование навыков решения проблем посредством игр. Создание альтернативных игровых ситуаций. Создание в группах игр-приключений.
7) Развитие навыков и понимания в играх-вторжениях.Техника безопасности. Техника выполнения обработки мяча в игровых ситуациях. Развитие навыков ориентирования в пространстве и передачи мяча. Тактические действия: индивидуальные, групповые, командные. Разработка и проведение собственных игр-вторжений.
8) Активный образ жизни через лёгкую атлетику. Оздоровительный бег. Игры с мгновенной ответной реакцией на сигналы. Разминка и средства восстановления. Совершенствование движений при выполнении спортивно специфических техник. Укрепление здоровья через двигательную активность.
18. Базовое содержание учебного предмета «Физическая культура».
8 класс.
1) Здоровье и фитнес через легкоатлетическую деятельность. Техника безопасности. Низкий старт и стартовый разбег. Развитие навыков бега на средние дистанции. Деятельность, направленная на развитие прыгучести. Развитие силы и мышечной выносливости в бросках и метаниях.
2) Навыки решения проблем посредством игр. Реализация приемов в игровых ситуациях. Функция игры. Организация соревновательной игровой деятельности.
3) Элементы гимнастики и ее разновидности. Техника безопасности. Строевые приемы на месте и в движении. Соединение акробатических упражнений: прыжки и балансирование. Комбинации на гимнастических снарядах. Комплекс произвольных упражнений ритмической гимнастики.
4) Игры с акцентом на казахские народные традиции. Подвижные игры. Казахские народные игры.
5) Лыжная/ кроссовая/коньковая подготовка. Техника безопасности. Разминка и техники восстановления для развития физических качеств. Закрепление навыков техники специальных упражнений. Бег с преодолением различных препятствий.
6) Командные игры – как активная форма деятельности. Лидерские навыки в командных играх. Игры на развитие координации движений. Игры, развивающие логическое мышление. Игры, развивающие смекалку, внимательность и находчивость.
7) Основные навыки в командных играх. Техника безопасности. Техника игры. Тактика игры. Творческая активность в играх.
8) Укрепление здоровья через навыки легкой атлетики. Бег по пересечённой местности. Деятельность, направленная на развитие выносливости. Применение фаз прыжка. Компоненты фитнеса в метаниях и бросках.
19. Базовое содержание учебного предмета «Физическая культура».
9 класс.
1) Совершенствование техники бега, прыжков и метания. Техника безопасности. Совершенствование спринтерского бега. Улучшение навыков беговой выносливости. Различные модификации прыжков. Разработка комплексов упражнений для совершенствования навыков метания и бросков. Разработка и проведение беговой эстафеты.
2) Взаимодействие через командные спортивные игры. Техника игры. Тактика и тактические действия в спортивных играх. Лидерские навыки и навыки работы в команде.
3) Навыки по управлению телом посредством гимнастики. Техника безопасности. Строевые упражнения в группах. Разработка комбинаций акробатических элементов. Составление последовательности упражнении на гимнастических снарядах. Процесс создания выступления и оценка в группах.
4) Игры народов Казахстана. Международные игры. Интеллектуальные игры.
5) Лыжная/ кроссовая/коньковая подготовка. Техника безопасности. Разработка комплексов разминки и техники восстановления. Комплексы упражнений на улучшение силы и выносливости. Совершенствование специально-специфических упражнений для преодоления препятствий.
6) Команднообразующие игры. Командная деятельность и лидерство в играх. Совершенствование навыков решения проблем в спортивных играх. Разработка игровых комбинаций. Разработка альтернативной игры.
7) Социальные навыки и решение задач в командной деятельности. Техника безопасности. Техника владения мяча в игровых ситуациях. Совершенствование навыков ориентирования в игровом пространстве. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия. Разработка в группе занимательных игр.
8) Здоровье и фитнес через двигательную активность. Создание комплекса разминки и восстановления для разных групп мышц. Развитие навыков стайерского бега. Развитие навыков прыжка и метаний. Укрепление здоровья через двигательные способности.