Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»

Факультет коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов

 

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор по учебной работе

(декан факультета)

"____"______________20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Направление подготовки

Экономика

 

Профиль подготовки

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Заочная

Иваново

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации ФГОС №______ от _______ и учебного плана по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», утвержденного решением ученого совета ИГАСУ от _____________ (протокол № ___)

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Менеджмент, экономический анализ и учёт» «_____» __________ _____ (протокол №____)

 

 

Одобрено советом (методической комиссией) факультета КПиПКС

Протокол № _______ от«___ » __________________ 20_____ г.

Заведующий кафедрой ________________ Н.А. Квашнина
     
Автор ________________ В.А.Новиков
Рецензент    
СОГЛАСОВАНО:    
Декан факультета коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов ________________ Н.Ю. Матвеева  
Заведующий выпускающей кафедры ________________ Н.А. Квашнина

 

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является углубление представлений студентов о многообразии экономических школ и научных взглядов по вопросам о способах регулирования общественных процессов, закономерностях и определяющих факторах экономического развития.

Задачами дисциплины являются: ознакомление с основными этапами развития экономических воззрений, условиями формирования научных представлений о закономерностях развития экономики; исследование теоретических положений основных экономических школ; рассмотрение особенностей современного этапа развития экономической науки; овладение основами применения в экономических исследованиях исторического метода.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История экономических учений» относится к базовой (общепрофессиональной) части Б.3. «Профессиональный цикл». Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать следующими компетенциями:

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения данной дисциплины, необходимы для освоения таких последующих дисциплин, как ….

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории (ОК-3);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня (ПК-14).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные положения существующих в мировой науке экономических школ и направлений, содержание важнейших микроэкономических и макроэкономических теорий, историю развития и достижения российской экономической науки, вклад отдельных ученых в развитие мировой науки;

уметь: раскрыть предпосылки возникновения, предмет и объект, особенности методологии и вклад в мировую экономическую науку основных экономических школ, провести сравнительный анализ подходов различных экономических школ к рассмотрению экономических явлений;

владеть: историческим методом анализа экономических процессов, сравнительным методом исследования вклада различных школ в разработку экономических проблем.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы          
           
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет        
Общая трудоемкость:          
часы          
зачетные единицы          

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УЧЕНИЙ КАК НАУКИ

 

Цели и задачи курса. Предмет исследования и место курса в системе экономических дисциплин. Факторы развития и особенности метода исторического анализа. Понятие научной школы.

Роль исторических исследований в раскрытии проблем современной переходной экономики.

 

 

ТЕМА 2. ДОНАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭКОНОМИКЕ

В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

 

Предпосылки зарождения экономических взглядов. Необходимость осмысления и регулирования социально-экономических процессов в раннеклассовом обществе.

Экономическая мысль Древнего Востока. Кодекс законов старовавилонского царя Хаммурапи (Месопотамия). Трактат об искусстве политики и управления государством "Артхашастра" (Древняя Индия). Учение Конфуция (Древний Китай).

Экономическая мысль античного мира (эпохи рабовладения).

Экономическая мысль Древней Греции. "Домострой" Ксенофонта. Экономические взгляды Платона. Экономические взгляды Аристотеля. Исскусство ведения хозяйства ("экономия") и искусство накопления денег ("хрематистика"). Справедливость при обмене. Справедливая цена. Критика ростовщичества. Деньги как функциональное средство обмена.

Земельная собственность, рабство, разделение труда, товарно-денежные отношения как основные объекты экономического анализа в античном обществе.

Экономическая мысль средневековья (эпохи феодализма). Экономика в религиозном учении. Учение Фомы Аквинского.

Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту).

 

 

ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КАК НАУКИ.

МЕРКАНТИЛИЗМ КАК ПЕРВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

 

Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм).

Меркантилизм как первая экономическая школа. "Трактат политической экономии" А. Монкретьена. Т. Ман. Кольбер. Исторические предпосылки становления меркантилизма. Развитие разделения труда, торговли и образование наций. Проблема богатства наций. Роль внешней торговли в обеспечении притока денег в страну. Начало разработки количественной теории денег.

Предмет исследования. Особенности метода. Разработка принципов экономической политики. Политика протекционизма.

Ранний и поздний меркантилизм. Система денежного баланса. Система торгового баланса.

Меркантилизм в России. "Книга о скудости и богатстве" И.Т. Посошкова.

 

ТЕМА 4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

 

Предпосылки формирования политической экономии как науки.

У. Петти. П. Буагильбер. "Трактат о налогах и сборах" У. Петти.

Школа физиократов. Ф. Кенэ. А. Тюрго. "Экономическая таблица" Ф. Кенэ. Кругооборот годового продукта и доходов. Основные классы общества (производительный и "бесплодный" класс). Характеристика производства и использования национального продукта. Распределение "чистого продукта". Деление капитала на основной и

оборотный ("первоначальные авансы", "ежегодные авансы").

"Исследование о природе и причинах богатства народов" А. Смита. Разработка основ модели "экономического человека". Либерализм. Объективные экономические законы и принцип "невидимой руки" (учение о естественном порядке) А. Смита. Теория рыночного

хозяйства и свободы предпринимательства. Подходы к определению ценности товаров. Теория разделения труда и теория денег. "Догма Смита". Теория производительного труда. Учение о доходах.

"Начала политической экономии и налового обложения" Д. Рикардо. Развитие трудовой теории стоимости. Теория заработной платы и прибыли. Теория земельной ренты Д. Рикардо. Учение о капитале и воспроизводстве. Эволюция учения А. Смита.

Исследование экономических проблем в работах Т. Мальтуса.

Германская историческая школа. В. Рошер. Б. Вильдебранд.

"Трактат политической экономии" Ж.Б. Сэя. Закон Сэя.

Концепция Дж.С. Милля.

 

 

ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА

 

Исторические, социально-экономические и идейные предпосылки становления теоретической системы марксизма. Предмет и особенности методологии экономической теории марксизма.

Трудовая теория стоимости и ее отличие от трудовой теории стоимости классиков политической экономии. Теория прибавочной стоимости. Теория производительного труда. Теория прибыли, средней прибыли и цены производства Теория воспроизводства. Теория экономических кризисов. Социально-экономические прогнозы. Теория социализма. Взгляды на регулирование общественных процессов.

Вклад марксизма в развитие экономической теории.

Неомарксисты, О. Ланге. Экономическая теория К. Маркса в России.

Развитие положений экономической теории марксизма в современной экономической науке.

 

ТЕМА 6. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

 

Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм.

Исторические, социально-экономические и идейные предпосылки становления неоклассической экономической школы. Предмет и особенности методологии маржинализма. Взгляды на регулирование социально-экономических процессов.

Ранняя неоклассическая школа. Австрийская школа. К. Менгер. Е. Бем-Баверк. Ф. Визер.

Англо-американская школа рыночного хозяйства.

Кембриджская школа. А. Маршалл. Ф. Эджуорт. А. Пигу.

Американская школа. Дж.Б. Кларк.

Теория предельной полезности. Теория производительных благ.

Английский вариант теории предельной полезности. Синтез теории предельной полезности и классической теории стоимости. "Новая классическая ситуация". Исследование экономических законов рынка.

Математическая школа. Л. Вальрас. С. Джевонс. В. Парето. Развитие теории стоимости Л. Вальраса. Математические концепции.

Неолиберализм. Западно-германский неолиберализм. "Основы национальной экономии" В. Ойкена. "Благосостояние для всех" Л. Эрхарда. Идеальные типы экономического порядка. Теория социального рыночного хозяйства.

Монетаризм. М. Фридмэн. "Новая классическая макроэкономика".

Теория экономики предложения (сапласайдеров). А. Лаффер. М. Фелдстайн. Дж. Гилдер. М. Эванс.

Экономика рациональных ожиданий. Дж. Мут. Р. Лукас. Т. Сарджент. Н. Уоллес. Б. Барро. Р. Таундсенд.

Проблемы и теории рыночного равновесия. Экономические теории благосостояния.

Вклад неоклассической школы в развитие экономической теории и методологии. Критика метода. Развитие неоклассического экономического анализа в современных условиях. Синтез неоклассической экономической школы и институционализма. "Экономический империализм". Экономическая теория дискриминации. Экономическая теория преступности. Экономическая теория домашнего хозяйства (семьи).

Экономическая теория общественного выбора.

 

 

ТЕМА 7. КЕЙНСИАНСТВО

 

Исторические и социально-экономические предпосылки становления кейнсианства как системы теоретических взглядов.

Предмет и особенности методологии кейнсианства. Теория "эффективного спроса". Теория занятости. Теория рынка. Теория мультипликатора. Теория денег. Взгляды на регулирование социально-экономических процессов. Теория "управления спросом".

Неокейнсианство. Р. Харрод, Е. Доммар.

Посткейнсианство. Дж. Робинсон, Н. Калдор, А. Хансен.

Теории экономического роста.

Вклад в развитие экономической теории. Критика кейнсианства.

Переход к ординалистским концепциям. Дж. Хикс.

Развитие идей кейнсианства в современной экономической науке.

 

ТЕМА 8. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

 

Предпосылки возникновения институционально-социологического направления экономической теории. Междисциплинарный подход к объяснению явлений экономической жизни. Модель "социологического человека". Предмет и методология исследования.

Американский институционализм. Социально-психологическое направление институционализма (Т. Веблен). Рассмотрение эволюции общественно-экономических структур как процесса естественного отбора.

Социально-правовое направление в институционализме (Р. Коммонс). Исследование роли разработки правовых основ хозяйствования и правильного применения законов.

Эмпирическое (конъюнктурно-статистическое) направление институционализма (У. Митчелл). Исследование циклического характера развития экономики. Обоснование необходимости макроэкономического индикативного планирования.

Современный институционализм. Рассмотрение "институтов" современного общества и их роли в обеспечении функционирования и развития экономики.

Новая институциональная теория (неоинституционализм). Р. Коуз. Д. Норт. О. Уильямсон.

Теория общественного выбора. Дж. Бъюкенен. Г. Таллок. М. Олсон.

Теория прав собственности. Контрактный подход. Р. Коуз. А. Алчиян. Г. Демсец.

Институционально-эволюционная теория.

 

 

ТЕМА 9. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Особенности развития экономической науки в России. Трагедия русской экономической мысли.

Общая характеристика русской буржуазной экономической мысли второй половины 19 века. А.И. Чупров, А.А. Чупров, Н.И. Зибер.

Полемика о перспективах развития капитализма в России. Народничество. Экономические идеи Г.Н. Плеханова. "Легальный марксизм". С.Н. Булгаков. П.В. Струве.

Экономические работы В.И. Ленина.

Экономические взгляды М.И. Туган-Барановского.

Организационно-производственная школа. Учение А.В. Чаянова о трудовом крестьянском хозяйстве. Исследование проблем кооперативного движения.

Экономические разработки Н.Д. Кондратьева. Теория больших циклов конъюнктуры.

Теория народнохозяйственного планирования.

Традиции экономико-математической школы в России и СССР.

В.К. Дмитриев. Е.Е. Слуцкий. Г.А. Фельдман. В.В. Новожилов. Л.В. Канторович. В.С. Немчинов.

Дискуссии в отечественной экономической науке в 1920-1980-е годы. Обоснование необходимости перестройки модели социально-экономического развития.

 

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                 
  Маркетинг           х   х  
  Экономика труда       х х   х х х

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: