Билет № 16
Форма государственного (политического) режима - это способ реализации государственной власти, проявляющийся в том, кем и каким образом она осуществляется.
Основой для квалификации государственных (политических) режимов служит:
· степень развитости политической демократии;
· реальный политико-правовой статус личности.
демократический | антидемократический | |||
либерально-демократический | авторитарный: | |||
консервативно-демократический | революционный | стабилизационный | ||
радикально-демократический | тоталитарный: | |||
расистский | фашистский | военно-диктаторский | ||
Демократический режим характерен для правового государства.
Важнейшими признаками демократии являются:
§ юридическое признание верховной власти народа;
§ периодическая выборность основных органов власти;
§ всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
§ равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
§ принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
§ контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
§ подотчетность выборных органов своим избирателям.
При антидемократическом режиме происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, не исключается упразднение представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т.п.
Термин (и понятие) «тоталитаризм» появился в западной науке в 30-е годы XX ст. для характеристики фашистских и коммунистических режимов, а специальные исследования увидели свет в 50-е гг. XX ст. (X. Арендт, Р. Арон и др.). Х.Арендт в книге «Происхождение тоталитаризма» (1951 г.) усматривала отличие тоталитаризма от более ранних форм абсолютизма, тирании или диктатуры в: 1) тотальности контроля, достигаемого с помощью современных технологий; 2) создании с помощью системы террора психологической ситуации полной незащищённости и безысходности личности, ощущения собственной ничтожности.
Р. Арон сводил содержание тоталитаризма к трем компонентам:
1) рекламирование тоталитарного режима в качестве спасителя общества;
2) превращение государства во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии с неограниченной властью;
3) установление общепризнанной и обязательной идеологии, оправдывающей и легитимирующей тоталитарный режим.
«Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.
Авторитарный режим не столь резок в крайних, реакционных проявлениях, как тоталитарный режим. Он соединяет в себе черты тоталитарного и демократического режимов. В соответствии с демократическим режимом он сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; не стремится ввести плановое управление экономикой и установить всеобщий контроль над населением, ограничивается жёстким политическим контролем; может базироваться на праве, моральных началах.(Чили, Бразилия, Южная Корея во второй половине 20в.)
В отличие от демократического режима, при котором источником власти является народ, авторитарный режим характеризуется:
1) неограниченной властью одного лица или группы лиц, неподконтрольной народу, формирующейся, главным образом, не путем конкурентной выборной борьбы, а с помощью навязывания чьей-либо воли сверху;
2) наличием обладающего властными полномочиями центра управления, который действует по своему усмотрению, в том числе и с нарушением норм закона;
3) осуществлением управления, как правило, централизованно; концентрацией власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов, решения которых должны выполняться беспрекословно;
4) использованием насилия и внесудебных методов принуждения людей;
5) опорой на полицейский и военный аппарат;
6) субординацией субъектов общественных отношений, действием принципа приоритета государства над личностью, отсутствием гарантий осуществления конституционно провозглашенных прав и свобод личности, особенно во взаимоотношениях личности с властью.