Выращивать из действий в ответ на травму истории надежды




До сих пор я приводила здесь примеры действий в ответ на травматические ситуации, которые произошли в прошлом. Однако в моей индивидуальной, семейной, групповой и школьной практике мне также часто приходится разговаривать с теми, кто проходит через тяжёлые испытания в своей повседневной жизни и в настоящее время. К примеру, я работаю с несколькими детьми, подростками и семьями, живущими в нищете, для которых насилие в семье и на улицах того района, где они живут (и, в силу этого иногда потеря или смерть), маргинализация, злоупотребление психоактивными веществами и алкоголизм могут быть частью повседневного стресса и борьбы за выживание. Скорбь и отчаяние всегда рядом с ними. Кроме того, в моей работе в школах в мультикультурном контексте Торонто всегда занимает важное место тема расизма (см. Yuen, 2007a). И всё же я вижу, что даже когда люди погружены в пучину беспомощности и отчаяния, «случаются малые акты жизни и ежедневное сопротивление разным видам притеснения» (Wade, 1997). Хотя в этой небольшой статье не хватит места, чтобы подробно говорить об использовании нарративной терапии и нарративных коллективных практик (Denborough, 2008) в контексте последствий травмы и действий в ответ на нее, я надеюсь написать об этом в дальнейших статьях.

Вспомнив и описав малые поступки и действия в ответ на травму, мы можем вместе с теми, кто обращается на консультацию, предпринять исследования, восстанавливающие и/или формирующие их способность влиять на собственную жизнь. Мне исключительно любопытно,, каким образом мы можем вырастить из самого, казалось бы, незначительного ответа на травму предпочитаемые истории о надежде, ценностях, сопротивлении, любви, близости, инициативе, умениях и т.д. Например:
• Женщина подвергается насилию со стороны своего партнёра, она делает вид, что соглашается с ним в том, что виновата, но при этом внутренне стоит на своём – это можно воспринять как акт сопротивления.
• Четырёхлетнего мальчика избивают несколько обидчиков, он утешает собаку, тоже избитую – это может быть ключом к его стремлению заботиться – и к качествам любящего старшего брата (см. Yuen, 2007b, pp. 9–13).
• Молодой человек, в отчаянии из-за бедности, пишет в самое безнадежное время стихи, и через это письменное слово мы можем придти к тому, что для него ценно: “единственные сокровища – это женщины и дети”.
• Заключённый, который подвергается пыткам и испытывает невероятную боль, но не показывает этого палачу, а напротив, показывает, что ему всё равно, может стать символом сохранения собственного достоинства.

Как мы видим, даже один-единственный эпизод может стать точкой входа в развитие насыщенной второй истории, истории выживания.

В заключение

В данной статье я предприняла попытку предложить альтернативное представление о том, что «хорошо получится, если меньше мучиться» в противовес обычному для поля работы с травмой дискурсу: “хорошо получится, только если мучиться”. Я всегда придерживалась точки зрения, что ни один человек, рассказывая о том, через что ему пришлось пройти, не должен подвергаться ретравматизации. На практике я обнаружила, что исследование того, каким образом люди действовали в ответ на травму, оказывается крайне полезным и предоставляет им для опоры альтернативную, безопасную территорию идентичности. В этом контексте открывается возможность для разговора о том, что прежде невозможно было высказать… конечно, если сам человек того пожелает.

Подводя итоги, я вернусь теперь к поставленному в начале статьи вопросу, что стало бы возможным, если бы мы уделяли в своей работе больше внимания действиям людей в ответ на травму, а не только тому, какое влияние травма оказала на жизнь наших собеседников. Действие, которое с высокой вероятностью оказывается незамеченным, или которое считается совсем не важным, при должном внимании и бережном отношении может оказаться драгоценностью надежды среди жизненных умений человека, его лелеемых ценностей, находчивых поступков и предпочитаемых способов жизни. Наша задача в роли консультантов, терапевтов, специалистов по работе с сообществами может потребовать, чтобы мы вместе с теми, кто к нам обращается, отправились на поиски действий, совершенных ими в ответ на травму, чтобы мы задавали им “вопросы на смысл” и всегда оставались любознательными, чтобы обнаруживать доселе скрытые драгоценности.

Благодарности

Сьюзен за её готовность поделиться своей историей в надежде помочь другим людям, пережившим серьёзную травму людям. Я также благодарна Сьюзен за то, что она на протяжении нескольких сессий делилась со мной своим инсайдерским знанием о полезных способах говорить о травме.

Ханне Фоули, Шерил Уайт, Маисе Саид-Альбис, Хизер Джонсон и Рут Плазник, которые дали крайне полезные отклики на черновой вариант этой статьи. Я крайне высоко ценю и наш процесс творческого обмена идеями и историями, возникший в контексте работы над этой статьей.

И Майклу Уайту, вклад которого в нарративный подход к работе с травмой бесценен. Его идеи вдыхают надежду в мою работу каждый день.

Литература:

Adams-Westcott & J., Dobbins, C. (1997). Listening with your “Hearts Ears” and other ways young people can escape the effects of sexual abuse. In C. Smith, & D. Nylund, (Eds.), Narrative therapies with children and adolescents (pp. 193-220). New York: The Guilford Press.

Beaudoin, M-N. (2005). Agency and choice in the face of trauma: A narrative therapy map. Journal of systemic therapies, 2005(4), 32-50.

Coates, L., Todd, N. & Wade, A. (2005). Contrasting Representations. In A. Wade, (Ed.), Honouring resistance: a response-based approach to counselling (pp. 12-13). Vancouver, British Columbia: Viewers Guide Stepping Stone Productions.

Denborough, D. (2006). Trauma: Narrative responses to traumatic experience. Adelaide, Australia: Dulwich Centre Publications.

Denborough, D., Freedman, J. & White, C. (2008). Strengthening resistance: The use of narrative practices in working with genocide survivors. Adelaide, Australia: Dulwich Centre Foundation.

Dulwich Centre Project. (2008). Children, parents and mental health. International journal of narrative therapy and community work, 2008(4), 3-14.

Denborough, D. (2008). Collective Narrative Practice: Responding to individuals, groups and communities who have experienced trauma. Adelaide, Australia: Dulwich Centre Publications.

Kamsler, A. (1991). Her-story in the making: Therapy with women who were sexually abused in childhood. In M. Durrant, C. White (Eds.), Ideas for therapy with sexual abuse (pp. 9-36). Adelaide, Australia: Dulwich Centre Publications.

Ncube, N. (2007). The Tree of Life project: Using narrative ideas in work with vulnerable children in Southern Africa. International journal of narrative therapy and community work, 2007(1), 3-16.

Pluznick, R., Kis-Sines, N. (2008). Growing up with parents with mental health difficulties. International journal of narrative therapy and community work, 2008(4), 15-26.

Russell, S. (2006). Gathering stories about growing up with a parent with mental health difficulties. International journal of narrative therapy and community work, 2006(3), 59-67.

Wade, A. (1997). Small acts of living: Everyday resistance to violence and other forms of oppression. Contemporary family therapy 1997(19), 23-39.

Wade, A. (2007). Despair, resistance, hope: response-based therapy with victims of violence. In C. Flaskas, I. McCarthy, J. Sheehan, (Eds.), Hope and despair in narrative and family therapy (pp. 62-74). New York: Routledge Publishers.

White, M. (2006a). Working with people who are suffering the consequences of multiple trauma: A narrative perspective. In D. Denborough, (Ed.), Trauma: Narrative responses to traumatic experience (pp. 25-85). Adelaide, Australia: Dulwich Centre Publications.

White, M. (2006b). Children, trauma and subordinate storyline development. In D. Denborough, (Ed.), Trauma: Narrative responses to traumatic experience (pp. 143-165). Adelaide, Australia: Dulwich Centre Publications.

White, M. (2006c). Working with children who have experienced significant trauma. In M. White & A. Morgan (Eds.), Narrative therapy with children and their families (pp.85-97). Adelaide, Australia: Dulwich Centre Publications.

White, M. (2007). Maps of Narrative Practice. New York: Norton.

Yuen, A., (2007a). Young men and violence: For the love of mothers. In A. Yuen, & C. White (Eds.), Conversations about gender, culture, violence and narrative practice: Stories of hope and complexity from women of many cultures (pp. 181-193). Adelaide, Australia: Dulwich Centre Publications.

Yuen, A., (2007b). Discovering children’s responses to trauma: a response-based narrative practice. International journal of narrative therapy and community work, 2007(4), 3-18.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: