Живопись.
Материалы живописи. Выразительные средства живописи: цвет, тон, контраст, колорит, композиция и т. д. Виды живописи: станковая, монументальная.
Жанры станковой живописи: исторический, батальный, религиозный, мифологический, бытовой, пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический.
Виды монументальной живописи: фреска, мозаика, витраж, панно.
Графика.
Связь графики с живописью по тематике и содержанию. Материалы графики. Выразительные средства: линия, штрих, тон, пятно, контраст.
Условность графического языка.
Гравюра, как техническая разновидность графики. Линогравюра, ксилография, гравюра на металле (резцовая, офорт), литография, монотипия.
Виды графики: станковая, книжная, газетно-журнальная, прикладная, каррикатура, плакат.
Скульптура.
Вид искусства, дающий объемно – пространственное изображение материального мира. Разнообразие материалов. Их свойства и возможности. Круглая скульптура. Рельеф (барельеф, горельеф). Контррельеф.
Техники изготовления скульптуры: ваяние, лепка, формовка, отливка, чеканка и т. д.
Виды скульптуры: монументальная, станковая, декоративно – монументальная.
Архитектура.
Историческое происхождение архитектуры. Архитектура и окружающая среда. Архитектура и общество.
Выразительные средства архитектуры: масштаб, размер, ритм, форма, пропорции, фактура и цвет поверхностей, декор.
Виды архитектуры: объемные сооружения, ландшафтная архитектура, градостроительство.
Формирование архитектуры как авторского искусства в Древней Греции. Понятие ордера.
Ордерная система.
Сложение и эволюция ордера, как эстетической конструктивной системы. В период архаики в Древней Греции происходит процесс сложения системы архитектурных ордеров, вырабатывается типология греческих храмов.
|
В переводе с латинского ордер (ordo) означает "строй, порядок", термин применяли к пропорциям древних храмов между несущими и несомыми частями: колоннами и антаблементом (верхним перекрытием).
Ордер в архитектуре — это стоечно — балочная система или система колонн и перекрытий (антаблементов). Основное различие архитектурных ордеров заключалось прежде всего в формах колонн и антаблемента, а также в различных декоративных деталях и соотношении пропорций.
В архитектуре древней Греции использовались три основные ордера:
Дорический
Ионический
Коринфский
Различались ордеры соотношением и размерами базы, капители, фриза.
При этом планировка пространства зданий была одинаковой для всех ордерных систем. И дорический, и ионический ордера использовались в процессе строительства не только культовых, но и светских сооружений, а также мест общественного посещения.
Лучшими образцами построек стали храмы, которые изначально возводились из древесины, а позднее — из природного камня.
Классическим типом греческого храма признан «периптер» – храм, прямоугольной формы в плане, окруженный со всех сторон колоннадой.
Дорический ордер
Дорический ордер — наиболее массивный из всех, но при этом отличается простотой декоративных деталей и строгостью отделочных элементов. Дорический ордер сформировался в VI веке до нашей эры. Ярким примером можно считать храм Геры в Олимпии.
|
Дорические колонны не имеют базы. Они состояли из капители (эхин, абака) и ствола с гранями (каннелюрованного), имевшего небольшое утолщение. Антаблемент дорического ордера был трехчастным. На колоннах размещался архитрав с фризом. Крыша была двускатной с небольшим уклоном.
Ионический ордер
Ионические храмы раннего периода имели большие размеры и более роскошное убранство, чем тяжеловесные и строгие дорические храмы
Но главной отличительной особенностью можно считать внешний облик колонн: они гораздо стройнее и тоньше. К тому же, имеют базу и капитель с волютами.
В Греции сооружения ионического ордера представлены небольшими изящными постройками. Из сохранившихся образцов можно назвать храм Ники- Аптерос в ансамбле Акрополя в Афинах.
Коринфский ордер
Изысканный и пышный коринфский ордер появляется только лишь в классический период, во 2/пол. 5 в. до н.э. Его название, как считается, происходит от г. Коринф в Греции. Коринфский ордер близок к ионическому ордеру, но имеет более высокую колонну с базой и отличается более вытянутыми пропорциями. Главное отличие коринфского ордера от ионического заключалось в наличие капители с четырьмя сторонами, украшенными скульптурным изображением листьев аканта. Капитель состоит из двух рядов листьев аканта, с четырёх сторон, из-за листьев аканта, выступают стебли, образующие вверху небольшие завитки - волюты. На них опирается абак. Антаблемент близок ионическому. Коринфский ордер получил свое развитие на основе ионического и окончательно сформировался только в римской архитектуре.
|
Среди наиболее значительных образцов коринфского ордера в Греции можно назвать капитель памятника Лисикрата в Афинах. Еще одним примером использования коринфского ордера является незаконченный афинский Олимпейон.
Внесение утилитарного начала в архитектуру древними римлянами.
Отражение в архитектуре идеалов определенного исторического периода. Архитектурные стили: романский готический, барокко, классицизм, ампир, модерн.
Декоративно – прикладное искусство.
Искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными качествами. Утилитарность предметов декоративно- прикладного искусства. Образность содержания, условность, подчинение сюжетных мотивов декоративным задачам.
Древнейшее происхождение декоративно – прикладного искусства
К области декоративно – прикладного искусства относятся художественно выполненные одежда, мебель, посуда, ювелирные украшения, а также народные художественные промыслы. Основные виды народных промыслов: художественная обработка дерева (Хохломская роспись, Городецкая роспись, Богородская игрушка); русские художественные лаки (Федоскино, Палех, Жостово); художественная керамика (Гжель, Глиняная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская); художественная обработка металла (литье, ковка, чеканка, гравирование, чернь филигрань); художественная обработка кости; ковроткачество; кружевоплетение; вышивка и др.