Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Центр педагогического мастерства
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЦПМ
________________ И.В.Ященко
«_____» ____________ 2017 г.
Программа
дополнительного образования детей
«Подготовка обучающихся общеобразовательных учреждений к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по биологии»
для обучающихся 10 классов
Автор программы: Ветрова Мария Алексеевна
Программа рассмотрена
на заседании НМС ГБОУ ЦПМ
Протокол № _ от
Москва, 2017
1.Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с программой заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Она служит основой для организации личностно-дифференцированного обучения одаренных школьников, предусматривает проектную и творческо-исследовательскую деятельность учащихся, направлена на достижение метапредметных результатов обучения, позволяет реализовать горизонтальные межпредметные связи.
Программа предполагает систематические занятие с группой мотивированных школьников в течение всего учебного года и рассчитана на 45 часов теоретических занятий и 55 часов практических и лабораторных работ. Теоретические занятия включают как знакомство с новым материалом, так и отработку навыков решения качественных и расчетных задач различного уровня сложности, включая задания различных этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии за последние 20 лет.
Актуальность данной программы дополнительного образования детей заключается в необходимости расширения границ развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, выполнении социального заказа родителей и их детей. Подготовка (теоретическая и практическая) к участию в этапах Всероссийской олимпиады школьников дает обучающимся возможность получить дополнительные знания, овладеть умениями и навыками на повышенном уровне, самореализоваться в творчестве, научиться передавать внутреннее эмоциональное состояние. Кроме того, программа является естественным продолжением, дополнением и углублением школьного курса по биологии.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что при условии выполнения учебно-тематического плана, реализация программы обеспечивает достижение ожидаемых результатов обучения, поставленных целей и задач, связанных с развитием творческих способностей ребенка, установленных показателей результативности освоения учебного материала.
Вид программы – экспериментальная.
Цель программы – освоение дополнительного учебного материала, соответствующего программам проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, с перспективой успешного выступления (занятия призовых мест) и развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение, расширение и углубление знаний в предмете «Биология».
Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс следующих задач:
- развитие навыков нестандартного творческого решения олимпиадных заданий;
- сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;
- формирование у школьников устойчивого интереса к обучению, развитие познавательной активности, индивидуальных творческих способностей, воображения, фантазии;
- приобщение обучающихся к основам коммуникативной культуры, формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
- создание основы продуктивной деятельности школьников, их творческого самовыражения, устранения проблемы неуспешности детей.
Данная программа отличается от других тем, что:
1. Позволяет через дополнительное образование расширить возможности предмета «Биология». Тематическая направленность программы наиболее полно реализует творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса общеучебных умений, совершенствованию навыков, помогает реализовать потребность в общении.
2. Ориентирована на развитие творческого потенциала и интеллектуальных способностей школьников разных возрастных групп соразмерно их личной индивидуальности.
3. Развивает интерес к соревновательной составляющей, ориентирует на достижение высоких результатов на этапах конкурса.
Программа рассчитана на мотивированных школьников 10 классов, интересующихся биологией.
Порядок набора групп – смешанный (по приглашению или по желанию обучающихся).
Состав групп – постоянный с возможностью частичной смены школьников в процессе обучения.
Этапами реализации программы являются:
- выявление одаренных и высокомотивированных детей, приглашение их на занятия;
- проведение теоретических занятий в группах с целью сообщения учащимся новых знаний;
- проведение практических занятий в группах с целью закрепления приобретенных знаний, развития практических умений и навыков;
- проведение тренировочных олимпиад;
- проведение учебно-тренировочных сборов;
- дистанционное консультирование;
- индивидуальная работа со школьниками, показывающими выдающиеся результаты;
- целевая подготовка школьников, являющихся кандидатами в Национальные сборные РФ
Прогнозируемым результатом обучения является получение школьниками знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выступать на региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников
В процессе занятий по программе обучающиеся должны приобрести:
Знания
о правилах организации письменного текста, культуре оформления олимпиадной работы, использовании графических элементов при оформлении заданий;
об организационных вопросах проведения разных этапов предметных олимпиад;
о способах работы в условиях дефицита времени,
Умения
систематизировать и длительное время сохранять полученную тематическую информацию по предмету;
понимать задания в различных формулировках и контекстах;
находить, исправлять и анализировать ошибки в ответах заданий;
работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать, оценивать достоверность полученной информации, делать выводы;
формировать и формулировать мысли, строить высказывания в заданном объеме в контексте олимпиадного задания;
быстро ориентироваться в олимпиадных заданиях, грамотно распределять время при выполнении всего объема заданий.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения включает в себя
- выполнение тестовых заданий,
- зачетов,
- проверочных работ.