Таким образом, якуты, прежде всего, старались защищать одежду от увлажнения, чтобы не ухудшились ее теплозащитные свойства в процессе носки. ПОДРОБНЕЕ......




На наш взгляд, особенности национальной одежды народов Севера должны быть положены в основу разработки СИЗ от пониженных температур.

 

 

Объектом исследования нами выбрана национальная одежда народов, проживающих на территории Якутии: якутов, эвенков, эвенов, долган, юкагиров и чукчей. Их одежда по конструкции и материалам представляет собой все разновидности одежды народов Севера. При этом выбрана одежды, бытовавшая в конце 19 - нач. 20 в. В более поздний и период времени национальные особенности в одежде стали постепенно исчезать, уступая место единому европейскому типу одежды. Исключение составляет одежда народностей, занимающихся оленеводством. Но и она в последнее время претерпела значительные изменения.

 

Анализ одежды якутов.

 

Основу хозяйственно-культурной деятельности якутов составляли скотоводство и ручное земледелие с тягловым скотом. Зимняя трудовая деятельность якутов в основном была связана с длительной ездой на средствах передвижения инее требовала большой физической активности. Поэтому в качестве объекта исследования нами выбран зимний дорожный костюм зажиточного якута, состоящий из большого количества утпленных предметов. (рис.2)

 


Головной убор в этом костюме состоял из двойной меховой шапки (а,б) или платка и шапки.

 

Поверх мехового пальто (в) носили шубу или доху из волчьего, лисьего, рысьего илиоленьего меха (г).

 

Нательную плечевую одежду (рубаху) изготовляли из ткани или ровдуги (замша из оленьей шкуры).

Одежда ниже пояса представляла собой штаны или заменяющие их меховые натазники и ноговицы (наколенники) волосяным покровом наружу.


Низки брюк и наколенником (д) заправляли в торбаса (верхняя обувь) высотой до колен(е). иногда роль верхних наколенников выполняли высокие голенища охотничьих торбасов.

 

 

Ноги утепляли чулками на подкладе из заячьего, телячьего или собачьего меха (о) с носками из того же материала (н). В торбаса вкладывали стельку из сухой травы.

 

 


Дорожные рукавицы изготовляли больших размеров из медвежьего, оленьего или любого другого длинноворсного меха с наладонником из ровдуги. Рабочие рукавицы шились меньших размеров на заячьем или беличьем меху, покрытые ровдугой, кожей или тканью и с разрезами у запястья для выманивания кистей рук (м).

 

 

В комплект якутской одежды входили налобник с цельнокроеными и выкроенными отдельно наушниками (ж), наносник (з) и утеплитель подбородка (и). эти предметы были на подкладке из заячьего меха, покрытые тканью, и имели на концах тесьму для фиксации их на затылке или темени. Из беличьих хвостов шили боа – меховой шарф, которым 2-3 раза обматывали шею (к).

Обязательной деталью якутской одежды являлся пояс, надеваемый под пальто (л).

Для якутской одежды были характерны определенные принципы и способы защиты от холода. Исследователь северо-восточной части Азии А.Ф. Миддендорф пишет: «Мягкость (вопреки сильнейшей стуже) и сухость меховой одежды составляют необходимые условия для того, чтобы человек мог перенести сильнейшую степень мороза».

 

Исследователь Вилюйского округа Якутской области дореволюционного периода Р. Маак отмечал следующее» «Одеваясь в дорогу, якут, прежде всего, переменит в обуви подстилку из сухой травы, затем наденет на голую ногу чулки из заячьей или телячьей кожи шерстью вниз, на них мелкие туфельки из того же меха шерстью наружу, и поверх натянет сапоги Сары или торбаса. Наколенники штанов засовываются всегда в голяшки; а на них натягивают дорожные меховые наколенники сутуруо, шерстью наружу. Последний стягиваются крепко под коленом, а вверху подвязываются к медным кольцам штанов. Они достигают паха и свободно обхватывают бедро и не допускают ни снега, ни дождя, ни ветра до нижнего платья, о котором якут старается, чтобы оно было сухое. Приехавши на место прежде всего снимает сутуруо».

 

Таким образом, якуты, прежде всего, старались защищать одежду от увлажнения, чтобы не ухудшились ее теплозащитные свойства в процессе носки. ПОДРОБНЕЕ......

 


1. Национальная одежда якутов представляет собой многопредметный, многослойный комплект одежды сложной конструкции, обеспечивающий комплексную за щиту человека от самых суровых климатических условий, характерных для IV пояса, в состоянии длительного относительного покоя.

2. Основными материалами являются мех пушного зверя и домашнего скота (олень,теленок, жеребенок, корова, бык, лошадь).

3. Основным условием поддерживания теплоизоляции одежды и эластичности её материиалов в процессе носки является состояение нормальной влажности материалов одежды, особенно средств защиты нижних конечностей.


4. Наиболее утепляемыми участками тела являются голова, плечи, поясница, бедра и конечности.

5. Удобство в эксплуатации одежды достигается благодаря её конструктивным элементам.

 

Анализ одежды чукчей.

 


Основу хозяйственно-культурной деятельности чукчей подразделяется на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание

чаучу — "оленный человек") и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — "береговой"), живущих

совместно с эскимосами.

 

Комплект национальной одежды чукчей состоит из:

мехового капора (в) и верхней шапки с накидкой, защищающей от снега и ветра;

 

пелерины из длинноворсного меха; меховой двойной кухлянки (а);

меховых двойных брюк (г);

камлеи с капюшоном из ровдугии для защиты кухлянки (а) и брюк от ветра мокрого снега и атмосферной влаги (б);

 

верхней обуви высотой до колен (д) или чуть выше лодыжек (плеки); меховых чулок; дорожных галош из меха зимнего оленя, волосяным покровом внутрь.

 


Конструкция чукотской одежды отличалась большим объемом, широкой проймой, глубоким вырезом горловины как со стороны спины, так и спереди. Половина нижней кухлянки опушивалась длинноворсным мехом росомахи или собаки. Вырез кухлянки прикрывали нагрудником размером 25 х 5 см из меха со лба оленя или лапок со баки, иногда на подкладке из меха неблюя (молодого оленя). Нагрудник носили поверх воротника.

Длина изделий доходила до колен, но укорачивалась с помощью пояса. Носили одежду с большим напуском на пояснице, что создавало дополнительную теплоизоляцию. Низ изделия с внутренней стороны имел опушку из длинноворсного собачьего или медвежьего меха.

Наиболее высокая теплоизоляция создавалась на бедрах благодаря наложению плечевых изделий на пояснице.

Отправляясь в дорогу, дополнительно утепляли плечевой пояс с помощью пелерины из собачьего или волчьего меха.


Головные уборы плотно облегали голову. Одеваемый каждый день капор имел широкий борт по лицевому вырезу, защищающий лицо от мокрого снега и сильных ветров.

Конструкция рукавиц, пришитых к рукавам, наиболее важное значение приобретает в районах проживания чукчей, где в условиях сильных арктических ветров утеря рукавиц может стоить не только пальцев, но и жизни.

Обувь изготовляли из камасов (меха с ног оленя), чулки - из собачьего или оленьего меха с подстриженной шерстью.

В чукотской одежде также имелись предметы, входящие в комплект одежды других народов Якутии: боа из беличьих хвостов для защиты органов дыхания и лица; очки, предохраняющие от ветра, мокрого снега и его яркости весной; стелька из сухой травы для поглощения влаги и повышения тепло изоляции обуви. ПОДРОБНЕЕ.....

Из изложенного выше следует, что чукот­ская одежда поддерживает оптимальное тепловое состояние организма, независимо от изменений параметров окружающей сре­ды и энергозатрат организма благодаря сле­дующим своим особенностям:

наличию в пакете одежды трех автоном­ных зон микроклимата, постоянно обеспе­чивающих оптимальную теплоизоляцию одежды;

топографии локальной теплоизоляции, согласно которой наиболее утепленными участками тела являются голова, плечевой пояс (в дорожном костюме), поясница, бедра и конечности;

сохранению нормальной влажности ма­териалов одежды в процессе носки;

На основании проведенного анализа одежды народов Якутии можно сделать за­ключение, что в национальной одежде под­держивается оптимальное комфортное со­стояние организма при изменении парамет­ров окружающей среды и физической ак­тивности человека.

Общим для одежды всех народов независимо от национальной при­надлежности являются: комплексность за­щиты человека от холода, включая защиту органов дыхания, туловища, лица и конеч­ностей; многопредметность, позволяющая изменять костюм в зависимости от его функ­ционального назначения и климатических условий.

 

https://milamax.ru/istoriya-odezhdy-severa.-tradicii1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: