II. Жалобы на момент курации.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Занятие № 1

1. Тема: Классификация, диагностика и клиника сахарного диабета (СД). Сахарный диабет 2 типа.

 

2. Лекция: Этиология, патогенез, классификация и клиника СД 1 и 2 типа.

 

3. Продолжительность занятия: 4 часа.

 

4. Цель занятия:

n научиться осуществлять диагностику СД, нарушенной толерантности к глюкозе и нарушенной гликемии натощак у взрослых и у детей;

n научиться проводить дифференциальный диагноз при различных типах СД, синдромах гипергликемии и глюкозурии;

n научиться организовывать профилактику СД в группах высокого риска;

n познакомиться с принципами питания и медикаментозного лечения пациентов с СД 2 типа.

 

5. При изучении темы следует обратить внимание:

n на классификацию и диагностические критерии СД 1998 гг;

n на показания, противопоказания и методику проведения теста на толерантность к глюкозе;

n на факторы риска развития СД;

n на особенности патогенеза и клинического течения СД 2 типа;

n на принципы лечения больных СД 2 типа с относительной и абсолютной недостаточностью инсулина.

 

6. Самостоятельная работа под контролем преподавателя:

n Курация больных с эндокринной патологией в отделении;

n Сбор анамнеза и объективное обследование больного СД 2 типа с обоснованием диагноза и определением плана дальнейшего обследования (клинический разбор пациента с преподавателем);

n Интерпретация функциональных исследований по теме: тест толерантности к глюкозе, гликемический и глюкозурический профиль, уровень инсулина, С-пептида, гликированного гемоглобина, липидограмма;

n Тестовый контроль знаний по теме занятия;

n Решение ситуационных задач.

 

7. Самостоятельная внеаудиторная работа:

n Работа с рекомендуемой литературой;

n Составление плана обследования курируемых больных с синдромом гипергликемии.

 

8. Для успешного освоения темы Вы должны знать из предшествующих курсов обучения:

n важнейшие этапы обмена углеводов в организме и их гормональную регуляцию (2-й курс);

n основные биохимические и патофизиологические изменения в организме при инсулиновой недостаточности (2-й и 3-й курс);

n основные методы исследования: расспрос, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, используемые в клинике внутренних болезней (3-й курс);

n фармакодинамику и фармакокинетику основных групп пероральных сахароснижающих препаратов (3-й курс).

 

Вы должны уметь:

n собирать анамнез у больного и выявлять объективные признаки болезни;

n выделять ведущий клинический синдром;

n составлять план дальнейшего обследования с использованием лабораторных и инструментальных методов.

 

9. Вопросы для самоконтроля с проверкой преподавателем:

9.1. Инсулин и контринсулярные гормоны. Основные физиологические эффекты инсулина.

9.2. Методы оценки углеводного обмена и инсулинпродуцирующей функции поджелудочной железы.

9.3. Дифференциальный диагноз при глюкозурии. Почечный порог для глюкозы.

9.4. Определение СД (по ВОЗ).

9.5. Классификация СД 1998 гг.

9.6. Диагностические критерии СД 1998 гг.

9.7. Клинические симптомы СД.

9.8. Особенности патогенеза, клинического течения и диагностики СД 1 и 2 типа. Дифференциальный диагноз при СД 1, 2 типа и при других типах СД.

9.9. Группы риска по СД 1 и 2 типа. Профилактика СД.

9.10. Степени тяжести СД.

9.11. Критерии компенсации СД 2 типа.

9.12. Принципы питания при СД 2 типа.

9.13. Таблетированные сахароснижающие препараты: производные сульфонилмочевины, прандиальные регуляторы, бигуаниды, глитазоны, акарбоза: механизм действия, показания и противопоказания к назначению, основные препараты.

 

10. Практические навыки по теме:

n методика проведения и интерпретация теста на толерантность к глюкозе;

n интерпретация гликемического, глюкозурического профиля и уровня гликированного гемоглобина;

n интерпретация уровня инсулина и С-пептида в крови;

n интерпретация липидограммы у больного СД.

 

11. Краткие индивидуальные задания студенту с проверкой преподавателем:

n Дать оценку теста на толерантность к глюкозе у пациента с эндокринной патологией;

n Составить план обследования больного с гипергликемией;

n На основании клиники, результатов исследования гликемического, глюкозурического профиля сформулировать диагноз у разбираемого больного;

n Определить тактику сахароснижающей терапии у разбираемого больного с СД 2 типа с учетом возраста, уровня гликемии, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний.


Занятие № 2

1. Тема: Хронические осложнения сахарного диабета (СД). Лечение СД 1 типа.

 

2. Лекции: 1) Этиология, патогенез, классификации и клиника СД. 2) Лечение СД и его осложнений.

 

3. Продолжительность занятия: 4 часа.

 

4. Цель занятия:

n научиться диагностировать хронические осложнения СД: микро- и макроангиопатии, нефропатию, нейропатию, синдром диабетической стопы и осуществлять их лечение;

n научиться рассчитывать питание и проводить терапию инсулином больным СД 1 типа.

 

5. При изучении темы следует обратить внимание:

n на методы диагностики и патогенетические методы лечения диабетической ретинопатии, нефропатии и нейропатии;

n принципы обучения больных детей, подростков и их родителей методам самоконтроля;

n на особенности оценки компенсации СД 1 типа у детей, подростков и взрослых;

n на принципы питания при СД 1 типа, систему хлебных единиц;

n показания и противопоказания к традиционной и интенсифицированной инсулинотерапии;

n принципы подбора доз инсулина в зависимости от возраста, массы тела, уровня гликемии, режима питания и физических нагрузок.

 

6. Самостоятельная работа под контролем преподавателя:

n Курация больных с поздними осложнениями СД с постановкой клинического диагноза и назначением лечения;

n Доклад курируемых больных СД во время обхода с обоснованием диагноза осложнений, определением тактики дальнейшего обследования и лечения;

n Интерпретация функциональных исследований по теме: тест на микроальбуминурию, суточную протеинурию, проба Реберга, Нечипоренко, ренография, реовазография, УЗДГ сосудов конечностей и почек, ЭКГ с вегетативными пробами, УЗИ внутренних органов;

n Тестовый контроль знаний по теме занятия;

n Решение ситуационных задач.

 

7. Самостоятельная внеаудиторная работа:

n Работа с рекомендуемой литературой;

n Работа с методическим пособием по инсулинотерапии;

n Составление плана обследования курируемых больных с поздними осложнениями СД;

n Составление плана питания и медикаментозного лечения для больного СД.

 

8. Для успешного освоения темы Вы должны знать из предшествующих курсов обучения:

n методы диагностики заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем (3-й курс);

n методы исследования периферических сосудов: физические и инструментальные (3-й курс);

n физиологические и биохимические эффекты инсулина (2-й курс);

n классификацию инсулинов по происхождению, степени очистки и длительности действия, фармакокинетику основных препаратов инсулина (3-й курс);

 

Вы должны уметь:

n собирать анамнез у больного с поражением сосудов и внутренних органов, определять объективные признаки болезни;

n выделять ведущий клинический синдром;

n составлять план дальнейшего обследования с использованием лабораторных и инструментальных методов.

 

9. Вопросы для самоконтроля с проверкой преподавателем:

9.1. Диабетическая ретинопатия: классификация, диагностика, лечение. Другие поражения органа зрения при диабете.

9.2. Диабетическая нефропатия: классификация, диагностика, лечение.

9.3. Клиника и диагностика периферической и автономной формы диабетической нейропатии. Принципы патогенетического лечения.

9.4. Клиника и диагностика диабетической макро- и микроангиопатии. Принципы патогенетического лечения.

9.5. Синдром диабетической стопы: профилактика, принципы лечения.

9.6. Поражения внутренних органов при СД (гепатоз, миокардиодистрофия, пиелонефрит).

9.7. Особенности клинического течения СД 1 типа у детей и подростков. Синдром Мориака.

9.8. Цели лечения СД. Критерии компенсации СД 1 типа у детей и подростков. Критерии компенсации СД 1 типа у взрослых.

9.9. Методы лечения СД. Роль обучения больных детей, подростков и их родителей методам самоконтроля.

9.10. Принципы диетотерапии при СД 1 типа. Система хлебных единиц.

9.11. Классификация инсулинов. Основные современные препараты инсулина. Фармакокинетика инсулинов короткого и продленного действия.

9.12. Интенсифицированная и традиционная инсулинотерапия: сравнительная характеристика, показания и противопоказания к назначению.

9.13. Принципы подбора дозы инсулина.

9.14. Осложнения инсулинотерапии: гипогликемия, липодистрофии, аллергия к инсулину, инсулинрезистентность. Принципы лечения.

9.15. Основные принципы диспансерного наблюдения и профессиональной ориентации детей и подростков, больных СД.

 

10. Практические навыки по теме:

n ортостатическая проба у больных СД: методика проведения, интерпретация результатов;

n вегетативные ЭКГ-пробы: методика проведения, интерпретация результатов;

n оценка уровня альбуминурии и протеинурии, пробы Реберга, Нечипоренко у больных СД;

n определение тактики обследования и лечения при диабетической нефропатии, микро- и макроангиопатии, нейропатии;

n интерпретация гликемического, глюкозурического профиля, липидограммы, ионограммы у больных СД;

n расчет диеты больного СД по системе хлебных единиц;

n определение тактики инсулинотерапии в зависимости от возраста, уровня гликемии, режима питания и физической нагрузки.

 

11. Краткие индивидуальные задания студенту с проверкой преподавателем:

11.1 Составить план обследования пациента с диабетическими ангиопатиями;

11.2 Назначить лечение больному с диабетической нефропатией;

11.3 Назначить лечение больному СД с нейропатией;

11.4 Рассчитать диету заданному пациенту с СД 1 типа по системе хлебных единиц;

11.5 Определить режим инсулинотерапии у конкретного больного с СД 1 типа;

11.6 Оценить эффективность проводимой сахароснижающей терапии по истории болезни.


Занятие № 3

1. Тема: Неотложные состояния при сахарном диабете (СД).

2. Лекция: Неотложные состояния при СД.

3. Продолжительность занятия: 4 часа.

 

4. Цель занятия: научиться осуществлять диагностику, дифференциальную диагностику и лечение неотложных состояний при СД у взрослых и у детей.

 

5. При изучении темы следует обратить внимание: на причины, приводящие к развитию ком, патогенетические механизмы, диагностику и дифференциальную диагностику, лечение коматозных и прекоматозных состояний у больных СД.

 

6. Самостоятельная работа под контролем преподавателя:

n Обследование больных СД с кетоацидозом и комами с интерпретацией клинических и лабораторных данных. Анализ причин развития комы, оценка предыдущего лечения, составление плана дальнейшего обследования и лечения больного;

n Доклад курируемых больных во время обхода с обоснованием диагноза и лечения, оценкой эффективности терапии, определением прогноза, дальнейшей тактики лечения;

n Проведение исследований гликемии, глюкозурии и ацетонурии экспресс-методами;

n Тестовый контроль знаний;

n Решение ситуационных задач.

 

7. Самостоятельная внеаудиторная работа:

n Работа с рекомендуемой литературой;

n Работа с методическим пособием по неотложным состояниям в эндокринологии;

n Составление плана обследования больного в прекоматозном и коматозном состоянии;

n Составление таблицы дифференциальной диагностики коматозных состояний при СД.

 

8. Для успешного освоения темы Вы должны знать из предшествующих курсов обучения:

n Патофизиологию диабетического кетоацидоза, гиперосмолярного, гиперлактацидемического синдромов при СД (3-й курс);

n Патологические и компенсаторные изменения, происходящие в организме при гипогликемии (3-й курс).

 

Вы должны уметь: интерпретировать данные исследований гликемии, ацетонурии, кислотно-щелочного равновесия и электролитов крови, рассчитывать осмолярность плазмы.

 

9. Вопросы для самоконтроля с проверкой преподавателем:

9.1. Факторы, провоцирующие развитие коматозных состояний при СД.

9.2. Патогенез, клиника и лабораторная диагностика диабетического кетоацидоза, кетоацидотической комы.

9.3. Инсулинотерапия при кетозе, кетоацидозе, кетоацидотической коме (режим малых доз).

9.4. Регидратационная терапия, коррекция электролитного обмена и рН при диабетической коме.

9.5. Осложнения кетоацидотической комы, их диагностика и лечение.

9.6. Гиперосмолярная кома: патогенез, клиника, особенности лечения.

9.7. Лактацидемическая кома: патогенез, клиника, особенности лечения.

9.8. Дифференциальный диагноз коматозных состояний при СД.

9.9. Клиника, диагностика и неотложная помощь при гипогликемии и гипогликемической коме. Причины развития гипогликемий при СД.

9.10. Гипогликемии у лиц без СД. Дифференциальный диагноз гипогликемических состояний у новорожденных, детей и у взрослых. Инсулинома, ее клинические проявления и диагностика.

 

10. Практические навыки по теме:

n обследование больных СД в коматозных состояниях;

n определение экспресс-методами уровня гликемии, глюкозурии и ацетонурии;

n расчет осмолярности плазмы крови;

n диагностика и дифференциальная диагностика диабетических и гипогликемической ком;

n оказание неотложной помощи больным с диабетическими комами, кетоацидозом, гипогликемией на догоспитальном и госпитальном этапах.

 

11. Краткие индивидуальные задания студенту с проверкой преподавателем:

11.1 Определить уровень гликемии и ацетонурии экспресс-методом;

11.2 Рассчитать осмолярность плазмы крови;

11.3 Провести коррекцию диеты и инсулинотерапии при диабетическом кетозе, кетоацидозе у конкретного больного;

11.4 Определить дозу инсулина, объем инфузионной терапии у больного с диабетической комой;

11.5 Проанализировать факторы, которые ранее приводили к коме у курируемых больных.


Занятие № 4

1. Тема: Диффузный токсический зоб (ДТЗ).

 

2. Лекция: Диагностика и лечение заболеваний щитовидной железы (2 лекции).

 

3. Продолжительность занятия: 4 часа.

 

4. Цель занятия:

n овладеть основными методами диагностики заболеваний щитовидной железы;

n научиться осуществлять диагностику, дифференциальную диагностику и лечение ДТЗ и его осложнений, оказывать неотложную помощь больным с тиреотоксическим кризом.

 

5. При изучении темы следует обратить внимание:

n на роль гормонов щитовидной железы в различные периоды жизни человека;

n на диагностическую ценность и дифференцированное использование различных методов исследования щитовидной железы;

n классификации размеров щитовидной железы (ВОЗ и О. В. Николаева);

n дифференциальную диагностику ДТЗ;

n тактику лечения ДТЗ в зависимости от степени тяжести тиреотоксикоза, характера осложнений, размеров зоба, возраста больных;

n профилактику и лечение тиреотоксического криза.

 

6. Самостоятельная работа под контролем преподавателя:

n Курация больных ДТЗ с составлением плана обследования, формулировкой диагноза, определением тактики лечения;

n Доклады курируемых больных во время тематического обхода с обоснованием диагноза и проводимой терапии;

n Интерпретация результатов методов исследования щитовидной железы: УЗИ, радиоизотопные методы, исследования гормонов (ТТГ, свободный и общий Т3, Т4), антитиреоидные антитела, тиреоглобулин крови;

n Тестовый контроль знаний;

n Решение ситуационных задач по теме.

 

7. Самостоятельная внеаудиторная работа:

n Работа с рекомендуемой литературой;

n Работа с методическими пособиями по заболеваниям щитовидной железы и неотложным состояниям в эндокринологии;

n Составление плана обследования и лечения курируемых больных с ДТЗ.

 

 

8. Для успешного освоения темы Вы должны знать из предшествующих курсов обучения:

n физиологическую роль и биосинтез тиреоидных гормонов, регуляцию функции щитовидной железы (2-й курс);

n патофизиологические изменения в организме в условиях избытка тиреоидных гормонов (3-й курс);

n фармакодинамику и фармакокинетику основных тиреостатиков (3-й курс).

 

9. Вопросы для самоконтроля с проверкой преподавателем:

9.1 Гормоны щитовидной железы, их физиологические эффекты. Значение щитовидной железы для роста и развития ребенка. Регуляция работы щитовидной железы.

9.2 Методы визуализации щитовидной железы: УЗИ, сканирование, рентгенологические методы, ЯМР-томография.

9.3 Методы оценки функционального состояния щитовидной железы.

9.4 Клиника ДТЗ. Степени тяжести тиреотоксикоза. Особенности течения гипотиреоза у новорожденных и детей.

9.5 Дифференциальный диагноз ДТЗ с нейроциркуляторной дистонией, ревматизмом, пороком сердца, туберкулезом, тиреотоксической аденомой.

9.6 Лечение ДТЗ. Тиреостатические препараты, механизмы их действия, побочные эффекты, противопоказания к назначению. Показания к прекращению тиреостатической терапии.

9.7 Показания к оперативному лечению ДТЗ. Предоперационная подготовка.

9.8 Тиреотоксическая миокардиодистрофия: клиника, лечение.

9.9 Эндокринная офтальмопатия: клиника, лечение.

9.10 Другие осложнения ДТЗ.

9.11 Клиника, диагностика и неотложная помощь при тиреотоксическом кризе. Профилактика.

 

10. Практические навыки по теме:

n пальпация щитовидной железы;

n выявление глазных симптомов тиреотоксикоза (Грефе, Кохера, Мебиуса, Жоффруа);

n интерпретация результатов инструментальных и лабораторных методов исследования, используемых в диагностике заболеваний щитовидной железы: УЗИ, сканирование, уровень гормонов: ТТГ, св. Т3, св. Т4, общ. Т3, общ. Т4, антитела к тиреоглобулину, тиреопероксидазе и микросомальной фракции, тиреоглобулин крови;

n осуществление диагностики, лечения и диспансеризации больных ДТЗ;

n оказание неотложной помощи при тиреотоксическом кризе.

 

11. Краткие индивидуальные задания студенту с проверкой преподавателем:

11.1 Составить план дифференциальной диагностики у больного с ДТЗ;

11.2 Определить тактику лечения у конкретного пациента с ДТЗ;

11.3 Назначить лечение больному ДТЗ с мерцательной аритмией и сердечной недостаточностью;

11.4 Назначить лечение больному с эндокринной офтальмопатией;

11.5 Назначить предоперационную подготовку больному с ДТЗ;

11.6 Оценить эффективность антитиреоидной терапии у больного ДТЗ.


Занятие № 5

1. Тема: Диагностика и лечение наиболее распространенных заболеваний щитовидной железы.

 

2. Лекция: Диагностика и лечение заболеваний щитовидной железы (2 лекции).

 

3. Продолжительность занятия: 4 часа.

 

4. Цель занятия:

n научиться осуществлять диагностику, дифференциальную диагностику и лечение наиболее распространенных заболеваний щитовидной железы (гипотиреоза, тиреоидитов, эндемического, узлового зоба) у взрослых и у детей;

n научиться оказывать неотложную помощь больным с гипотиреоидной комой, гипо- и гиперпаратиреоидным кризом;

n овладеть методами популяционной, групповой и индивидуальной йодной профилактики.

 

5. При изучении темы следует обратить внимание:

n на диагностическую ценность и дифференцированное использование различных методов исследования щитовидной железы;

n на особенности течения и лечения гипотиреоза у лиц разного возраста;

n на организацию скрининга врожденного гипотиреоза;

n дифференциальную диагностику при узловом зобе;

n профилактику и лечение заболеваний, обусловленным дефицитом йода;

n неотложные состояния при патологии кальциевого обмена.

 

6. Самостоятельная работа под контролем преподавателя:

n Курация больных с заболеваниями щитовидной железы с составлением плана обследования, формулировкой диагноза, определением тактики лечения;

n Доклады курируемых больных с тиреоидной патологией во время тематического обхода с обоснованием диагноза и тактики проводимой терапии;

n Интерпретация результатов методов исследования щитовидной железы: УЗИ, радиоизотопные методы, исследования гормонов (ТТГ, свободный и общий Т3, Т4), антитиреоидные антитела, тиреоглобулин крови, морфологические исследования щитовидной железы;

n Тестовый контроль по теме занятия;

n Решение ситуационных задач.

 

7. Самостоятельная внеаудиторная работа:

n Работа с рекомендуемой литературой;

n Работа с методическими пособиями по гипотиреозу и неотложным состояниям в эндокринологии;

n Составление плана обследования и лечения курируемых больных с патологией щитовидной железы;

n Составление таблицы дифференциальной диагностики при узловом зобе.

 

8. Для успешного освоения темы Вы должны знать из предшествующих курсов обучения:

n обмен йода в организме (2-й курс);

n физиологическую роль и биосинтез тиреоидных гормонов, регуляцию функции щитовидной железы (2-й курс);

n патофизиологические изменения в организме в условиях недостатка тиреоидных гормонов (3-й курс);

n фармакодинамику и фармакокинетику препаратов гормонов щитовидной железы (3-й курс).

 

Вы должны уметь:

n выявлять анамнестические и объективные признаки патологии щитовидной железы;

n выделять ведущий клинический синдром, формулировать предварительный диагноз, определять тактику обследования больного с патологией щитовидой железы;

n интерпретировать результаты исследования показателей углеводного и липидного обмена, ионограммы.

 

9. Вопросы для самоконтроля с проверкой преподавателем:

9.1 Гипотиреоз первичный, вторичный и третичный. Этиология и патогенез.

9.2 Клиника гипотиреоза. Клинические особенности гипотиреоза у новорожденных, грудных детей и у детей раннего возраста.

9.3 Диагностика гипотиреоза у взрослых и у детей. Организация скрининга новорожденных на гипотиреоз. Транзиторный гипотиреоз у новорожденных.

9.4 Дифференциальный диагноз гипотиреоза с болезнью Дауна, рахитом, хондродистрофией, патологией почек.

9.5 Заместительная терапия гормонами щитовидной железы: тактика проведения, основные препараты, расчет дозы в зависимости от возраста и массы тела, оценка эффективности у взрослых и у детей.

9.6 Гипотиреоидная кома: клиника, неотложная помощь.

9.7 Аутоиммунный, острый и подострый тиреоидиты: принципы дифференциальной диагностики и лечения.

9.8 Заболевания, обусловленные дефицитом йода. Эндемический кретинизм: неврологический, микседематозный. Эндемический зоб и его лечение. Йодная профилактика: индивидуальная, групповая, популяционная.

9.9 Узлы щитовидной железы. Дифференциальная диагностика (узловой зоб, киста, рак щитовидной железы, тиреотоксическая аденома, аутоиммунный тиреоидит). Клинические признаки доброкачественности и злокачественности узла. Показания к проведению пункционной биопсии щитовидной железы. Тактика лечения узлового зоба.

9.10 Патогенетическая сущность и основные клинические проявления гипо- и гиперпаратиреоза.

9.11 Гипо- и гиперкальциемический криз: клиника, неотложная помощь.

 

10. Практические навыки по теме:

n пальпация щитовидной железы;

n интерпретация результатов инструментальных и лабораторных методов исследования, используемых в диагностике заболеваний щитовидной железы: УЗИ, сканирование, уровень гормонов: ТТГ, св. Т3, св. Т4, общ. Т3, общ. Т4, пролактин, антитела к тиреоглобулину, тиреопероксидазе и микросомальной фракции, тиреоглобулин крови, оценка результатов морфологических исследований щитовидной железы;

n интерпретация результатов исследования кальция и фосфора в крови и в моче;

n осуществление диагностики, лечения и диспансеризации больных с гипотиреозом и нетоксическим зобом;

n оказание неотложной помощи при гипотиреоидной коме, гипо- и гиперкальциемическом кризе.

 

11. Краткие индивидуальные задания студенту с проверкой преподавателем:

11.1 Провести дифференциальный диагноз у больного с клиникой гипотиреоза;

11.2 Оценить эффективность заместительной терапии у пациента с гипотиреозом;

11.3 Выписать в рецептах препараты, содержащие тиреоидные гормоны;

11.4 Провести дифференциальную диагностику у пациента с узловым зобом.

 

 


Занятие № 6

1. Тема: Болезнь и синдром Иценко-Кушинга.

 

2. Лекция: Заболевания коры надпочечников. Синдром гиперкортицизма.

 

3. Продолжительность занятия: 4 часа.

 

4. Цель занятия:

n научиться оценивать функциональное состояние надпочечников и выявлять синдром гиперкортицизма, гиперальдостеронизма, синдром вирилизации;

n научиться осуществлять диагностику, дифференциальную диагностику болезни и синдрома Иценко-Кушинга, синдрома эктопической продукции АКТГ, гормонально-активных опухолей надпочечников и определять тактику лечения и диспансеризации этих заболеваний;

 

5. При изучении темы следует обратить внимание:

n на методы визуализации гипоталамо-гипофизарной области и надпочечников;

n на методы оценки функционального состояния гипоталамо-гипофизарно- надпочечниковой системы;

n на дифференциальную диагностику синдрома гиперкортицизма;

n на диагностику и лечение осложнений гиперкортицизма: стероидного сахарного диабета, артериальной гипертензии, остеопороза;

n на клинические формы и диагностику феохромоцитомы;

 

6. Самостоятельная работа под контролем преподавателя:

n Курация больных с болезнью и синдромом Иценко-Кушинга и опухолями надпочечников с составлением плана обследования и лечения;

n Доклад курируемых больных во время обхода с обоснованием диагноза, лечения, оценкой эффективности терапии;

n Интерпретация функциональных исследований по теме: краниография, компьютерная, ЯМР-томография головного мозга и надпочечников, УЗИ надпочечников, исследование уровня электролитов, кортизола, АКТГ, альдостерона, дегидроэпиандростерона в крови, проведение и интерпретация большой и малой дексаметазоновой пробы, 17-КС, 17-ОКС, ванинилминдальной кислоты, метанефринов в моче;

n Тестовый контроль знаний;

n Решение ситуационных задач по теме.

 

7. Самостоятельная внеаудиторная работа:

n Работа с рекомендуемой литературой;

n Составление плана обследования и лечения курируемых больных по теме занятия.

 

8. Для успешного освоения темы Вы должны знать из предшествующих курсов обучения:

n физиологическую роль и регуляцию секреции гормонов гипофиза, надпочечников и половых желез (2-й курс);

n патофизиологичекие изменения в организме при избытке глюко-, минералокортикоидов и андрогенов (3-й курс);

n основные методы гормонального анализа (2-й и 3-й курс);

 

Вы должны уметь:

n собирать анамнез и выявлять объективные признаки болезни у пациентов с заболеваниями надпочечников;

n интерпретировать данные исследований электролитов крови, показателей углеводного обмена;

n выявлять признаки нарушений электролитного обмена на электрокардиограмме.

 

9. Вопросы для самоконтроля с проверкой преподавателем:

9.1. Строение надпочеников. Глюкокортикоиды, минералокортикоиды и надпочечниковые андрогены: регуляция биосинтеза, физиологические эффекты.

9.2. Этиология, патогенез, классификация гиперкортицизма. Основные клинические проявления гиперальдостеронизма. Первичный и вторичный гиперальдостеронизм.

9.3. Основные клинические проявления гиперкортицизма. Методы визуализации надпочечников и гипофиза (УЗИ, компьютерная, ЯМР-томография).

9.4. Методы оценки функционального состояния гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.

9.5. АКТГ-зависимый и АКТГ-независимый гиперкортицизм (болезнь и синдром Иценко-Кушинга): принципы дифференциальной диагностики.

9.6. Методы лечения болезни и синдрома Иценко-Кушинга: фармакотерапия, лучевая терапия, оперативное лечение.

9.7. Диагностика и лечение осложнений гиперкортицизма: стероидного сахарного диабета, артериальной гипертензии, остеопороза.

9.8. Гипоталамический синдром пубертатного периода (пубертатно-юношеский диспитуитаризм): клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз.

9.9. Гормонально-активные опухоли надпочечников. Синдромы гиперальдостеронизма, вирильный, феминизации. Принципы диагностики и лечения.

9.10. Феохромоцитома: клиника, диагностика, тактика лечения, неотложная помощь при кризе.

 

 

10. Практические навыки по теме:

n оценка результатов рентгенограммы черепа, УЗИ, компьютерной и МР-томографии надпочечников;

n интерпретация лабораторных тестов, отражающих функцию надпочечников и половых желез:

- уровень кортизола, АКТГ, тестостерона, эстрадиола, прогестерона,

дегидроэпиандростерона в крови;

- 17-КС, 17-ОКС в моче;

- ионограмма;

- дексаметазоновая проба (показания к проведению, интерпретация результатов);

- экскреция катехоламинов, ванинилминдальной кислоты, метанефринов с мочой;

n оказание неотложной помощи при феохромоцитомном кризе.

 

11. Краткие индивидуальные задания студенту с проверкой преподавателем:

11.1 Составить план обследования разбираемого пациента с синдромом гиперкортицизма;

11.2 Провести дифференциальный диагноз между болезнью и синдромом Иценко-Кушинга;

11.3 Определить тактику лечения больного с гиперкортицизмом;

11.4 Разработать план лечения стероидного сахарного диабета;

11.5 Составить план диагностического поиска при подозрении на опухоль надпочечников.


Занятие № 7

9. Тема: Надпочечниковая недостаточность.

 

10. Лекция: Острая и хроническая недостаточность надпочечников. ВДКН.

 

11. Продолжительность занятия: 4 часа.

 

12. Цель занятия:

n научиться осуществлять диагностику, дифференциальную диагностику, лечение и диспансеризацию пациентов с хронической надпочечниковой недостаточностью и врожденной дисфункцией коры надпочечников;

n научиться оказывать неотложную помощь при острой надпочечниковой недостаточности.

 

13. При изучении темы следует обратить внимание:

n на методы оценки функции надпочечников;

n на современную этиологическую структуру первичной и вторичной хронической надпочечниковой недостаточности;

n на дифференциальную диагностику при хронической надпочечниковой недостаточности;

n на основные принципы заместительной терапии хронической надпочечниковой недостаточности;

n на методы оценки адекватности заместительной терапии глюко-, минералокортикоидами и андрогенами;

n на причины развития, клинику и лечение острой недостаточности коры надпочечников;

n на диагностику, лечение и профилактику врожденной дисфункции коры надпочечников.

 

14. Самостоятельная работа под контролем преподавателя:

n Курация больных с патологией надпочечников с составлением плана обследования и лечения;

n Доклад курируемых больных во время обхода с обоснованием диагноза, лечения, оценкой эффективности терапии;

n Интерпретация функциональных исследований по теме: компьютерная, ЯМР-томография надпочечников, УЗИ надпочечников, исследование уровня электролитов, кортизола, АКТГ, альдостерона, дегидроэпиандростерона в крови, 17-КС, 17-ОКС, ванинилминдальной кислоты в моче, определение костного возраста;

n Тестовый контроль знаний;

n Решение ситуационных задач по теме.

 

15. Самостоятельная внеаудиторная работа:

n Работа с рекомендуемой литературой;

n Составление плана обследования и лечения курируемых больных по теме занятия.

 

16. Для успешного освоения темы Вы должны знать из предшествующих курсов обучения:

n физиологическую роль и регуляцию секреции гормонов гипофиза, надпочечников и половых желез (2-й курс);

n патофизиологичекие изменения в организме при недостатке глюко-, минералокортикоидов и андрогенов (3-й курс);

n основные методы гормонального анализа (2-й и 3-й курс);

n фармакодинамику и фармакокинетику препаратов глюко- и минералокортикоидов, андрогенов, анаболических стероидов (3-й курс).

 

Вы должны уметь:

n собирать анамнез и выявлять объективные признаки болезни у пациентов с заболеваниями надпочечников;

n интерпретировать данные исследований электролитов крови, показателей углеводного обмена;

n выявлять признаки нарушений электролитного обмена на электрокардиограмме.

 

9. Вопросы для самоконтроля с проверкой преподавателем:

9.1. Этиологическая структура первичной и вторичной недостаточности коры надпочечников.

9.2. Патогенез надпочечниковой недостаточности.

9.3. Клинические проявления недостаточности глюко-, минералокортикоидов и андрогенов.

9.4. Дифференциальный диагноз при хронической надпочечниковой недостаточности (ХНН).

9.5. Заместительная терапия препаратами глюко-, минералокортикоидов и андрогенов: препараты, режимы введения, оценка адекватности дозы. Диспансеризация больных с ХНН, профориентация.

9.6. Аутоиммунные полиэндокринные синдромы I и II типа: клиника, принципы диагностики.

9.7. Острая надпочечниковая недостаточность: причины развития, патогенез, клиника, неотложная помощь. Профилактика адиссонических кризов.

9.8. Врожденная дисфункция коры надпочечников. Патогенез. Основные клинические формы: простая вирильная, сольтеряющая, гипертензивная, неклассические. Принципы диагностики. Диф. диагноз сольтеряющей формы и пилоростеноза. Лечение. Пренатальная диагностика и профилактика.

 

11. Практические навыки по теме:

n оценка результатов УЗИ, компьютерной и МР-томографии надпочечников;

n интерпретация лабораторных тестов, отражающих функцию надпочечников и половых желез:

- уровень кортизола, АКТГ, тестостерона, эстрадиола, прогестерона,

дегидроэпиандростерона в крови;

- 17-КС, 17-ОКС в моче;

- ионограмма;

n оказание неотложной помощи при острой надпочечниковой недостаточности.

 

11. Краткие индивидуальные задания студенту с проверкой преподавателем:

11.6 Составить план обследования разбираемого пациента с хронической надпочечниковой недостаточностью;

11.7 Провести дифференциальный диагноз у конкретного больного с хронической надпочечниковой недостаточностью;

11.8 Оценить адекватность заместительной терапии у больного с хронической надпочечниковой недостаточностью



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: