Системный подход как метод исследования систем




Вопросы организации перевозок в транспортных системах необходимо рассматривать с учетом многообразия явлений, процессов и связей, возникающих между различными входящими в них подсистемами. Такой учет представляет собой достаточно сложную задачу, которая решается на основе метода, получившего название «системный подход».

А что означает не системный? Это – ситуативный, спонтанный, сиюминутный, и всегда в ущерб установленным правилам.

Многие транспортные проблемы, связанные с различными транспортными системами - так называемые «системные проблемы», требуют системных решений. Это значит, что необходимо найти такие решения проблем более крупных систем, которые бы не только удовлетворяли целям входящих в них подсистем, но и обеспечивали сохранение глобальной системы.

Системный подход – это метод исследования объектов как систем. Его применяют при изучении больших многофункциональных систем. Изучают внешнее окружение системы, связи системы с внешней средой, входные и выходные потоки; изучают внутреннюю структуру и протекающие в системе процессы; изучают систему управления Системой, т.е. методы и механизмы воздействия субъекта управления на объект, другими словами – изучают в целом переработку входных потоков в выходные для достижения целей системы.

Системный подход как метод исследования основывается на следующих основных положениях:

1. Проблема данной системы определяется с учетом взаимосвязи с суперсистемами, в которые она входит и с которыми она связана общностью целей.

2. Цели данной системы, как правило, определяются не в рамках подсистем, а их следует рассматривать в рамках более крупных систем (суперсистем).

Прежде чем говорить более детально о применении метода «системный подход» при исследовании СВТ, необходимо сказать о построении системы, которой будем в последствии управлять или которую будем в последствии реформировать.

Итак, суть построения системы, в которой происходит процесс производства продукции:

1. Определить цель системы.

2. Для реализации цели необходимо решить конкретные задачи - должен быть сформулирован перечень решаемых задач.

3. Под каждую задачу необходимо построить свою структуру. В рамках решения каждой конкретной задачи должна быть определена последовательность конкретных действий. Эти действия должны быть обеспечены лицами или структурными подразделениями, между которыми устанавливаются конкретные отношения в виде технологий.

4. В системе должны быть предусмотрены механизмы, обеспечивающие совершенствование (развитие) системы или ее перестройку в связи с изменением условий функционирования. Речь идет о создании системы управления Системой, а она в свою очередь предполагает наличие двух подсистем:

- подсистемы отображения информации о состоянии системы,

- человека-оператора (субъекта управления).

Система, план построения которой мы только что описали, относится к виду «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА». Такие системы называются эргатическими или полиэргатическими, если много людей участвуют в управлении системой. Примером может служить система «экипаж-воздушное судно».

Эргатические системы относятся к классу сложных систем, характеризуются большим количеством разнообразных элементов, иерархичностью строения (т.е. многоуровневостью и соподчиненностью уровней) и, самое главное, наличием в системе фактора неопределенности. Последнее означает, что в такой системе ее внутренние и внешние реакции никогда не бывают до конца известны, поэтому, забегая вперед нужно сказать, что никакой метод, применяемый для анализа таких систем, не позволяет до конца детерминировать реакции системы. Это означает, что в такой системе всегда существует риск принятия решения.

Последовательность действий при применении метода «системный подход» к исследованию многофункциональной системы (на примере СВТ).

1 шаг. Определение границ системы и границ окружающей ее среды.

Выделяем из системы более высокого уровня ту часть, которую хотим исследовать, и даем ей характеристику (использовать классификацию систем).

СВТ – открытая, большая сложная, социально-экономическая, относительно самостоятельная, долговременная, вероятностная система.

2 шаг. Установление целей системы.

Главная цель СВТ – оказание услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов, а также выполнение работ с использованием воздушных судов на коммерческой основе. Цель должна быть формализована, т.е. описана через совокупность количественных характеристик. Назвать основные производственные и финансовые характеристики деятельности СВТ. (Пассажирооборот. Тоннокилометраж. Перевезено пассажиров, почты, грузов. Коэффициенты занятости пассажирских кресел и коммерческой загрузки. Налет часов. Самолетокилометры и др.)

3 шаг. Изучение иерархической структуры системы.

Иерархичность как свойство системы проявляется при структуризации. При анализе рационально ограничиться определенным уровнем иерархии структуры системы. Сложность структуры системы характеризуется: количеством уровней иерархии управления системой, многообразием компонентов (элементов) и связей (внешних и внутренних); сложностью поведения, описания и управления системой; объемом информации, необходимой для управления системой и др.

4 шаг. Проанализировать процессы, протекающие в системе.

При этом, в частности, можно выявить слабые узкие звенья в работе системы.

Функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных ее компонентов. Совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойства целого (свойство системы – неаддитивность)

5 шаг. Понять закономерности развития системы (тенденции развития).

Это нужно для того, чтобы прогнозировать, а затем планировать работу системы в рыночных условиях.

6 шаг. Определить методы управления системой.

Это необходимо руководителю (управляющему, менеджеру) на любом уровне управления в целях принятия оптимальных управленческих решений. Из применяемых на практике методов управления можно назвать: нормативно-правовой, экономический, административно-командный, мотивация персонала к труду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: