Понятие экономической власти фирм: единство стратегической и контрактной концепций




Как писал выдающийся экономист институционального направления Р.Холтон: «…экономические вопросы всегда должны рассматриваться в контексте властных отношений независимо от того, утверждаются последние посредством экономических или политических механизмов»[38]. Сегодня, фундаментальные и исторические условия экономической жизни российского общества порождают существование крупных хозяйствующих единиц, оказывающих влияние на параметры функционирования отраслевых рынков. Нестратегическое поведение фирм утрачивает свою значимость, а несовершенная конкуренция со стратегическим поведением участников становится неотъемлемым элементом современного рынка, а олигополия – преобладающей формой взаимодействия фирм. Поэтому процесс развития рыночных структур России имеет тенденцию двигаться в сторону формирования и укрупнения экономической власти современных фирм.

Многообразие сторон современной фирмы предопределяет разнообразие подходов к анализу ее сущности и многообразие ее концепций: выделяют технологическую концепцию, контрактную концепцию и стратегическую концепцию фирмы. Можно предположить и существование ряда подходов к анализу экономической власти фирмы.

В литературе по Industrial Organization обоснование обладания рыночной властью фирмами строится на гарвардской парадигме «структура-поведение-результативность»: экономическая власть и ее проявление посредством поведения и результативности фирм и рынков является следствием тех базовых условий и рыночной структуры, в которой функционируют данные фирмы. Но практика развития конкурентных отношений подсказывает, что те фирмы обладают той или иной властью, которые, стремясь к более высоким параметрам результативности, предпринимают определенные действия, связанные с увеличением их рыночных долей и с созданием барьеров входа для потенциальных конкурентов. Фирмы осуществляют активную инвестиционную и инновационную политику, политику слияний и поглощений, активную политику ценообразования, ценовую дискриминацию, создают имидж своего продукта - брэнд, осуществляют внушительные рекламные расходы, что меняет не только рыночное окружение, но и базовые условия функционирования рынка, а также его рыночную структуру.

Таким образом, в основе сущности экономической власти фирмы лежит ее стратегическая концепция, заключающаяся в том, что фирма сама формирует ту среду, в которой ей приходится функционировать, влияя не только на потребителей и конкурентов, но и на правительство через лоббирование своих экономических интересов посредством политических структур. В результате цена, качество и количество выпускаемого товара, объем используемых ресурсов, финансовые отношения с поставщиками и заказчиками являются результатом стратегий фирм. Поэтому ряд исследователей считает, что экономическая власть фирмы – это способность хозяйствующего субъекта поддерживать цены выше конкурентного уровня в течение достаточно продолжительного периода времени[39]. То есть, фирма обладает властью, если цена, обеспечивающая максимум прибыли, превышает предельные издержки. Указанное мнение поддерживает и Д. Хей «Рыночная власть характеризуется наклоненной вниз кривой спроса, позволяющей увеличивать цены, снижая при этом выпуск продукции»[40]. Но завышенные цены, существенная доля на рынке, положительная экономическая прибыль в долгосрочном периоде это результат власти.

Экономическая власть фирмы это способность достигать определенных, поставленных перед собой целей и значений приведенных показателей, способность посредством своего стратегического поведения влиять на развитие рынка, на поведение рыночных субъектов: конкурентов, потребителей, поставщиков, дилеров, государство, то есть способность изменять среду, в которой функционирует фирма.

Монопольная власть фирмы – это частный случай ее власти, это пик ее проявления. Все несовершенные рыночные структуры характеризуются определенной степенью власти, определенной способностью осуществлять то или иное стратегическое поведение, но только одна фирма, обладающая всей емкостью рынка, имеет монопольную власть. Каждая фирма, имеющая ту или иную степень власти, в потенциале стремиться к монопольной власти, стремиться стать, по крайней мере, доминирующей фирмой.

Исходя из контрактной концепции, фирма - это совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, которые выражаются формальными и неформальными договорами – контрактами таким образом, что фирма представляет собой совокупность отношений внутреннего и внешнего уровней, сталкиваясь с двумя типами издержек взаимоотношений: трансакционными и издержками контроля. Тогда отношения внутри фирмы между менеджерами и сотрудниками будут отличаться от межфирменных отношений и отношений между фирмами и потребителями на рынке, основанных на рыночном механизме.

Экономисты давно затрагивают проблему внутрифирменной организации, и внутрифирменных отношений. Альфред Маршалл рассматривал организацию фирмы как четвертый фактор производства, Дж. Б. Кларк наделял предпринимателя функцией координации, Найт рассматривал менеджера, как человека с определенными функциями, осуществляющего координацию, а Д. Робертсон обнаружила «островки сознательной власти в этом океане бессознательной кооперации, подобные сгусткам масла, сбивающимся в бадье с пахтой»[41]. Почему же существуют эти «островки сознательной власти»?

Ряд экономистов[42] объясняют данный аспект появлением высоких издержек при переносе ценового механизма внутрь фирмы, ведь тогда собственник фактора производства должен будет заключать серию контрактов с собственниками других факторов, с которыми он кооперируется внутри фирмы, что вызывает ряд неудобств. Поэтому, ряд контрактов с точки зрения экономической эффективности замещается одним единственным, а именно контрактом работника с менеджером, вследствие чего предполагается согласие работников подчиняться менеджеру. Как пишет Р.Г. Коуз:[43] «контракт и есть то, посредством чего фактор за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается выполнять распоряжения предпринимателя в известных пределах. Существо контракта в том, что им устанавливаются только пределы власти предпринимателя». Согласие работников на делегирование своих прав подчиняться менеджеру приводит к отказу от постоянного действия рыночного механизма в механизм перераспределения ресурсов, основанный на властных отношениях внутри фирмы. И фирма превращается в «… систему, при которой уверенные в себе и азартные принимают на себя риск или страхуют сомневающихся и робких, гарантируя им заранее определенный доход в обмен на действительный результат труда».[44]

Исходя из контрактной концепции, власть фирмы рассматривается как способность менеджеров, выводить внутрифирменные властные отношения за собственные границы фирмы.[45] Если эти внутрифирменные властные отношения полностью вытесняют рыночные законы свободного ценообразования, то власть достигает своего критического размера и превращается в монопольную. Если все же рыночные законы действует, то можно предположить , что фирма обладает определенной степенью рыночной власти.

Объединяя стратегический и контрактный подходы, можно заключить, что экономическая власть фирм – это способность фирм, ее менеджмента в определенной степени выводить внутрифирменные властные отношения, свои способности управления за границы фирмы. Эффективность данных способностей проявляется в возможности достигать определенных, поставленных перед менеджментом целей и значений показателей, характеризующих результативность функционирования фирмы. Эти властные отношения за пределами фирмы принимают форму стратегического поведения фирмы.

 

Концепции фирмы

 

Стратегическая концепция фирмы Контрактная концепция фирмы
Фирма сама формирует ту среду, в которой ей приходится функционировать, становясь активным субъектом. Фирма - это совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, выражающимися формальными и неформальными договорами – контрактами.

 

 

Стратегическая концепция экономической власти фирмы Контрактная концепция экономической власти фирмы
Экономическая власть фирмы - это способность посредством своего стратегического поведения влиять на среду и достигать определенных, поставленных перед собой целей и значений показателей деятельности. Экономическая власть фирмы это способность ее, а скорее предпринимателей и менеджеров, выводить внутрифирменные властные отношения за собственные границы фирмы.

 

Экономическая власть фирм
Экономическая власть фирм – это способность фирм, ее управляющего персонала в определенной степени выводить внутрифирменные властные отношения, свои способности управления за границы фирмы, проявляющиеся в возможности достигать определенных, поставленных перед собой целей и значений показателей, характеризующих результаты функционирования фирмы.

Рис. 7.1. Стратегическая и контрактная концепция экономической власти фирм.

Таким образом, исследуя различные виды стратегического поведения субъектов рынка, можно делать выводы о формах и степени проявления их власти. Для количественной характеристики экономической власти фирм теорией отраслевых рынков разработаны ряд показателей.

...





Читайте также:
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.