Субъекты научно-технической политики Российского





Государства

Разработка и внедрение в практику научно-технических достижений – задача весьма сложная, она сопряжена с преодолением и разрешением ряда возникающих противоречий. Многие из них вызваны как объективными причинами, так и субъективными ошибками и просчетами, допускаемыми в ходе управления экономикой, социальными преобразованиями в обществе.

Во-первых, это противоречие между революционностью, высокой «подвижностью», мобильностью науки, которая по своей сути является «постоянным возмутителем спокойствия», показывая, на каких участках наметились застой и отставание, и относительным консерватизмом производства. Для науки характерен дух непрерывного поиска, неудовлетворенности достигнутыми результатами. Ее цель – получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. Производство же по своему характеру связано с относительно длительным периодом использования одной технологии, выпуска стандартной продукции, ибо переход на новые технологические параметры влечет за собой экономические издержки, нарушает отлаженный производственный ритм.

Во-вторых, противоречие между позицией ученого, конструктора и производственника. Изобретатели нередко считают свою работу законченной на стадии прикладных исследований, перекладывая окончательное внедрение полученных результатов на плечи производственников. Последние же, в свою очередь, с некоторой осторожностью относятся к нововведениям, так как это ведет к нарушению ритма работы предприятия, требует переквалификации и перестановки рабочей силы, изменения структуры производственного цикла.

В-третьих, противоречие между потребностями общественной практики в специалистах высокой квалификации и возможностями государства в их подготовке. Развитое производство предполагает людей с всесторонне развитыми способностями, которые достаточно свободно ориентируются в сложной системе производственных и социальных отношений, могут быстро осваивать современные технологические процессы. Реформирование современной системы образования не отвечает сегодня полностью как в структурном, так и в квалификационном отношении тем потребностям в развитии всех сфер общественной жизни, которые выдвигает реальная практика

В-четвертых, противоречие между высокими темпами роста научно-технической информации и возможностями человека в ее селекции и освоении. Подсчитано, что все изданное за год по конкретной проблеме специалист может прочитать лишь за 20 лет. К тому же далеко не вся нужная ученому, инженеру, конструктору информация публикуется открыто, доступна для изучения. Проблема преодоления информационного бума и обеспечения специалистов нужной информацией остается наиболее сложной.

В-пятых, противоречие между большими возможностями в развитии науки и техники и инертностью (формализмом) отдельных руководителей по созданию условий для быстрого внедрения новейших научных достижений в социальную практику. Проявления местничества, ведомственности, консерватизма наносит величайший вред темпам научно-технического прогресса, ведет к распылению финансовых средств, к появлению малозначащих технических решений.

Разработка и реализация научно-технической политики имеет целью нейтрализовать или хотя бы смягчить эти противоречия, выработать наиболее эффективные формы и методы внедрения новейших научно-технических достижений в социальную практику.

Эти задачи призваны решать основные субъекты научно-технической политики.

Главным субъектом научно-технической политики выступает государство. Обладая законодательной и исполнительной властью, государство облекает в форму закона конкретные планы научно-технического прогресса, создает государственные научно-исследовательские, конструкторские и проектные организации, финансирует науку, осуществляет подготовку научных кадров, организует экспериментальное производство, выделяет необходимые людские и материальные ресурсы, выступает основным субъектом в реализации международных научно-технических проектов.

Конкретное осуществление научно-технической политики происходит через соответствующие министерства и ведомства и систему их управления. Имея в своей структуре специальные органы, комитеты, технические и производственные организации, учреждения министерства и ведомства представляют собой материальное орудие, с помощью которого государство проводит свою научно-техническую политику.

Важное место в выработке и реализации научно-технической политики занимают государственные комитеты по науке и технике, по делам строительства, стандартов, по делам изобретений и открытий, по ценам и др. Участие общественности в управлении наукой и техническим развитием осуществляется также через научные и ученые советы, технические комитеты, научные сообщества, самодеятельные творческие коллективы. Именно благодаря такой разветвленной системе управления, в развитых странах идет довольно быстрый процесс генерации, накопления и распространения научно-технических знаний, соединяются новейшие открытия в науке и технике с активным творчеством одаренных людей, способных выполнить сложный, интеллектуально насыщенный труд.

Компетентное участие общественных организаций в выработке и реализации научно-технической политики выступает своеобразным каналом «обратной связи» от научных, конструкторских, проектных коллективов к государственным органам, служит одним из источников достоверной научно-технической информации и оценки полезного эффекта каждого научного достижения. С другой стороны, общественное мнение, аккумулируя научную и техническую активность граждан, само выступает как эффективный нормативный регулятор в научно-технической сфере. Общественное признание научного достижения находит в конечном итоге правовое закрепление в принятых государством нормативных актах: решение о присуждении ученой степени, выдача патента, продажа лицензии, присуждение государственной премии, награждение правительственными знаками.

Важнейшими субъектами научно-технической политики являются Академия наук Российской Федерации со всеми ее подразделениями и высшие учебные заведения страны. Именно эти институты выступают фундаментом подготовки инженерных и научно-технических кадров, высоко- квалифицированных ученых страны, базой сохранения научно-технического потенциала государства, преемственности в научно-технической и исследовательской деятельности.

Нельзя не учитывать сегодня и все более расширяющееся применение единоличных форм проблемного управления в области научно-технического прогресса и реализации научно-технической политики. Преимущества персонификации управления важнейшими научными проблемами состоят в том, что здесь соединяются авторитет власти и власть научного авторитета, должностная ответственность и личный научный долг, руководство исследованиями и разработками и непосредственное участие в них. Это относится в первую очередь к научным руководителям проектов, научным консультантам, главным конструкторам. Они наделяются государством рекомендательными и распорядительными полномочиями для повышения эффективности научно-технических разработок.

От деятельности субъектов научно-технической политики в конечном итоге зависит как наиболее эффективная реализации внутренних законов научно-технического прогресса, так и управление развитием науки и техники в целом и оптимальное внедрение их достижений во все сферы общественной жизни.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!