Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика
09.02.2012
Методология теории управления как основы формирования эффективнорй финансовой политики
Управление – целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект: либо для поддержания функционирования системы, либо для перевода системы из одного состояния в другое. Управление может способствовать прогрессу или наоборот регрессу. («+», либо с «-»)
Мы говорим о всеобщем характере управления, о законах, связанных с этим. Между законами природы и законами соц управления есть 3 типа взаимодействия:
1)позитивный=симбиоз +и+
2)нейтральный=нейтрализм (нет ущерба, нет и выгоды)
3)отрицательный (хищничество, конкуренция, паразитизм)
Основные подходы:
Стратегические (рассмотрение объектов управления в статике):
1) системный – представление объекта управления как системы, состоящей из элементов
2) комплексный – применительно к предприятию это анализ внешней (конкуренты, государство, потребители) и внутренней (сама система управления предприятием)среды.
3) функциональный – представление объекта управления в виде последовательно реализуемых функций:
· Целеполагание
· Планирование
· Организация
· Мотивация
· Координация
· Корректировка целей
· Контроль
· Оценка результатов
Динамические (процесс управления объектами в динамике):
4) ситуационный – предполагает управление объектом применительно к каждой конкретной ситуации
5) процессный – распределение всех процессов управления на подпроцессы и вмешательство в каждый процесс. Это основа бенчмаркинга. а)технологический процесс (со склада до получения денег от потребителя) б)цикл. расходов в)цикл. Доходов. Процесс по расходованию ден средств и получению доходов
6) поведенческий – известен с начала 2000-х гг. Основная часть субъектов хозяйствования действует нерационально – иррационально.
16.02.2012
Классификация видов финансовой политики
1.По направлениям воздействия:
· внутренняя (политика финансовых отношений, включающая процессы, явления, происходящие внутри самой организации)
· внешняя (охватывает отношения направленные на взаимодействие организации с внешней средой, т.е. с финансовыми рынками, банковскими и кредитными учреждениями, с бюджетом, а также с юр и физ лицами партнерами по бизнесу).
2.По профессиональным сферам деятельности:
· финансовая политика в области инвестиций, охватывающая кредитные отношения
· операции с цб
· регулирующая денежные и финансовые потоки
· налоговая составляющая фин политики и тд
3.По критерию времени:
· краткосрочная
· долгосрочная.
Принципы построения и той и др взаимосвязаны, тк долгосрочная фп создает предпосылки для реализации краткосрочной.
Классификация источников и форм долгосрочного финансирования.
Любые решения долгосрочного характера всегда включают 3 этапа:
1. выявление потребности в финансировании
2. определение возможности финансирования
3. оптимальные источники финансирования.
Система финансирования предполагает специфику источника финансовых средств.
Классификация источников финансирования:
¨ по формам собственности: собственные и заемные
¨ по видам собственности: государственные ресурсы, средства юр лиц, средства физических лиц
¨ по времени: долгосрочные, краткосрочные и бессрочные.
Организационные формы привлечения этих средств:
ü самофинансирование (инвестирование нераспределенной прибыли, амортизационные отчисления, резервный капитал, добавочный капитал и др)
ü акционерная форма, долевая (участие в уставном капитале, покупка или запись на акции и тд)
ü заемное финансирование (банковские кредиты, размещение облигаций, лизинг и др)
ü бюджетное финансирование (кредиты на возвратной основе из бюджетов разных уровней, целевые федеральные ассигнования на адресные программы и проекты)
ü особые формы финансирования (венчурные, финансирование с участием иностранных инвесторов, с участием иностранных цб и тд)
Для любого предприятия первоначальным и главным источником финансирования является уставный капитал (складочный). Этот капитал является общим для учредителей и единым государственным для унитарных предприятий. Разновидностью является складочный капитал – денежное выражение совокупности вкладов участников полного товарищества либо коммандитного товарищества, т.е товарищества на вере. Уставный фонд принадлежащий унитарным и муниципальным предприятий –совокупность выделенных государством активов (оборотных и внеоборотных), предоставленных хозяйствующему субъекту на правах хозяйственного ведения.
Паевой фонд (разновидность уставного капитала) – совокупность имущественных паевых взносов участников производственных объединений, кооперативов, созданное с целью совместного ведения хозяйственной деятельности.
Минимальная величина уставного капитала – определяется законодательством и в наст время составляет: общество с ограниченной ответственностью (ООО)- 10тыс руб ст 14 ФЗ «об ООО». ЗАО – 10 тыс руб согласно об акционерных обществах ст 26
Чистые активы предприятия – это используемые непосредственно в производстве активы способные приносить доход. Величина чистых активов представляет собой разницу между активами принимаемыми к расчету и пассивами принимаемыми к расчету.
Решение об увеличении уставного капитала принимается на общем собрании либо на совете директоров. Однако для развития бизнеса хозяйствующему субъекту необходимо аккумулировать доступные источники финансирования для осуществления долгосрочных и краткосрочных инвестиций. Выбор этих источников зависит от формы собственности этого предприятия.
Активы (внеоборотные и оборотные |
Предприятия |
Денежные доходы |
Финансовые рынки |
Г осударство (налоги и сборы) |
1. – предприятие мобилизует средства на фин. рынках, на фондовом рынке, на рцб, получает краткосрочные ссуды и долгосрочные кредиты
2. – мобилизованные денежные средства предприятие инвестирует в производство, в оборотные и необоротные активы
3. – формирование денежных доходов коммерческой организаций
4. – уплата налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды
5. – денежные средства возвращаются на финансовый рынок в виде дивидендов по акциям, процентам по облигациям, % по краткосрочным и долгосрочным ссудам
6. – денежные средства реинвестируются в активы предприятия
7. – часть прибыли приобретает форму финансовых инвестиций на рынке капитала
Наиболее важной задачей фин политики является поиск достаточных источников средств для удовлетворения потребностей в активах для оптимизации их цены и структуры всего капитала с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
Источники финансирования ОАО:
Источники финансирования ОАО |
Долгосрочные источники |
краткосрочные кредиты и займы |
Краткосрочные источники |
Ипотечные кредиты |
Резервы и накопления (нераспределённая прибыль, резервный капитал, амортизационные отчисления) |
Бюджетные кредиты |
Заемные |
Собственные |
Долгосрочная эмиссия акций |
Прочие источники |
прочие источники |
Иностранные кредиты |
кредиторская задолженность |
Займы от других организаций |
Лизинг |
Банковские кредиты (полученные в России и за рубежом) |
Эмиссия облигаций (в России и за рубежом) |
Средства поступившие по перераспределению (страховые возмещения по наступившему случаю, внебюджетные фонды, прочие поступления) |
Добавочный капитал |
Эмиссия депозитных расписок |
15.03
Метод поток денежных средств
Глава орг 8. 36-46
показатели | всего | 1 год | 2 год | 3 год и тд |
Поток денежных средст (кэш флоу) | ||||
NPV | ||||
IRR% |
Можно посчитать еще дисконтированный поток и кумулятивный
ВСЕ ВСЕ ВЫГОДЫ– ВСЕ ЗАТРАТЫ>0
ЕСЛИ ПОТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ МЕНЯ ЕЗНАК 1 РАЗ С – НА + то такой поток стандартный
Базовый вариант
Метод монте-карло – выявление критических – главных показателей к которым чувтсвтиутельны NPV и IRR
Изменяя в лучшу сторону (оптимистич) и в худшую сторону и выявляем количественный анализ рисков
Количественный анализ.
Уже качетсвенные
Управление рисками
Подход связанный с финансированием
1)рассматриваем стратегию или проноз без издережек финансирования
Виды финансовой жфектиивности программы проекта
1.финансовая эффективность. с позиции всего предприятия в целом
2.стратегия финансовая с позиции бизнеса в целом и каждого инициатора развитяи бьизнеса и инвестора в отдлеьности
Эффективность с позиции будюжетов разнвых уровней
2 группа эффективностей- народно хозяйственная эффективность считается для коммерческих, для благотворительных проектов
Стратегии управления ростом – инвестиционная политика.
Стратегия (миссия) включает 4 элемента: 1) маркетинговая политика 2) стратегия финансовая 3) производственная 4) стратегия управления персоналом
3 вида ценовой политики 1) агрессивная - политика снятия сливок 2) нейтральная – на уровне конкурентов 3) демпинг – политика заниженных цен
Эффектвиначяполитика – гибкая, относится ко всем 3-м видам. А есть еще консервативная.
По ценовой политике на практике существует более 20 скидок и надбавок.
Гибкость финансовой политики достигается путем процессного подхода, когда распределяем поток доходов на подпроцессы и вмешиваемся в каждый подпроцесс и формируем поток доходов и поток расходов. И надпотоком доходов идет маркетинговая политика.
Параметры управления ростом.
Аспекты анализа инвестиционной деятельности
1)коммерческий аспект прорабатываем с позиции успешности на рынке (например не 10 % а 12%) прогноз потоков выгод, пробный марккетинг, реклама, продвижение на рынок
2) производственный аспект (строим производственный план на перспективу)
3)институционная (поток затрат связанных с организационной управленческой и контркактной деятельностью, издержки которые должны покрываться
05.04.12
Основы анализа финансовой политики на макроуровне. (посмотреть термин управление, или политика или экономическая политика)
1)единство изучения макро и микро экономик
1.госудасрственное регилрвоание эономики. те регламентация деятельности предприятия
2.потребители товаров и услуг
3.конкуренты
4.поставщики сырья и материалов
5.окружающая среда
2)не всегда правомерное употребление понятий в россйиаком законодательстве. Нечеткость понятия в законодательстве понятий государсвтенной политики; противоречивость; преждеверменность, но самео главное демагогичность. В указе президента от 20 января 94 года есть политка в сфре информатизации. И у даннной политики обеспечени единых гос станартов в сфере информатизации
Статья 114 конституция рф. по отношению к казачеству, к женщинам таких направлений к политке нет..она предусматривает 9 нпаравлений гос политики: правительство рф обеспечивает в рф обеспечивает проведение в рф единой:
-финансовой политики, кредитной, денежной, единой гос политки в области культуры, науки, образования, здравохранения, соц обеспечения, экологии
Фед конституционнв=ый закон о правительстве РФ. 14 направлений государственнйо политик.ст 14. правительство РФ вырабатывает гос струтктурунгую и инвестиционную политику.
Ст 15. Предусматривает единую финансоввую, кредитную, денежную полдитику, добавляет налоговую политику и единая политика цен.
Ст 16 гос солц политика, гос миграционная политика
Ст17 в сфере науки кудльтуры образования
Ст 18 в сфере природопользования охраны окр среды
Ст 19
Ст 21 полномочия правтиеслтва в сфере внешней политики международных отношений
Нет бюджетной полтитики
Направления регулироавния строго не орпеделены
Об объекте гос управления:
1)упрравление территориальными комплексами, речь идет о региональной политике.
2)отраслевое по комплексам и подкомплексам
3)функциональное (структруная политика)
4) социальная адресная политика разных групп гражджан
5)программно-целевая.
Например необходимость перевооржуения экономики
Строительство дорог за гос счет
Какая у нас беда с этим: струткризация объектов управления.
Комплекс
1)военнло-промышленный
2агро промышленный
3)топливно-энегретический
4)транспортный
5)и др
Но есть классификатор органов гос управдения
Выводы сам теримн политка строго не определен на законодательном уровне, а многопланово он представялет собой чехпрду понятий.
Субъект управления предствелн противорчечиво
3 ей разделение на экономические и социальные направления идет к обесцениванию
Составляющие аналоза политки (международная методика анализа политика) в 1980гг
1)цели политики (стратегия и тактика)
2)система государственного регулирвоания, которая лежит в основе данного направления упраления экономического развития
Госполик4а вкл объект регулирования, 2)субъекты регулирвоания 9это гос органы которые пуравляют жэтим объектм0 3)правовое поле, которое формируется на сонове сложившихся в данный момнет теоретическиъсложений. 4) реальная практика гос регулирвоания (коррупция, высокая квалификация и доброжелаательный поход госслужащих) и негласные правила, ложный донос, которые действую т в данном правовом поле
Инстурменты гос регулирования.
6)критерии оцненки эффективности функционирования той или иной системы гос регулирвоания (реализуемость поставленных целей)
7) зоны отвественности за выполнение гос решений