ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕЧАТИ И МЕДИАИНДУСТРИИ
МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа по дисциплине “Печатные и электронные средства информации”
На тему «Досуговое электронное сетевое издание журнала “National Geographic”».
Руководитель: Куприянова Т.Г.
Выполнила: Соловьева Ю.А.
Студентка группы ДКидБ 2-4
Москва, 2017
Содержание:
1.Введение………………………………………………………………..
2.Основная часть
2.1.Теоретическая составляющая…………………………………….....
-Электронное сетевое издание: базовые термины……………………..
-Электронное сетевое издание: виды;
классификация журналов……………………………………………….
-Электронное сетевое издание: состав………………………………...
-Электронное сетевое издание: выходные сведения………………….
-Требования к регистрируемым электронным изданиям сетевого распространения………………………………………………………..
-Перечень возможных электронных сетевых изданий по ГОСТ Р 7.0.17-2014………………………………………………………………..
2.2.Аналитическая составляющая
-Журнал “National Geographic”: история создания……………………..
-Разбор номера журнала подробно……………………………………….
-Недостатки журнала……………………………………………………...
-Достоинства журнала…………………………………………………….
3.Заключение………………………………………………………………
4.Библиографический список……………………………………………..
5.Электронные источники информации………………………………….
Введение
В современном мире всё большее внимание и время уделяется глобальной сети “Интернет” и иным сетевым источникам информации и средствам коммуникации. Данный вопрос затронул и книжную индустрию. Всё большее количество просмотров в сети набирают сайты, предоставляющие пользователям возможность прочтения произведений и просмотра журналов на любых устройствах: компьютерах, планшетах, телефонах, электронных книгах (в просторечии - читалках) и т.д. Некоторые ресурсы предоставляют возможность использования бесплатно, другие взимают небольшую плату.
Так же существует немало печатных, предпочтительно журнальных, изданий, имеющих собственное дополнение к смартфонам последних поколений, предоставляющих возможность скачивать их продукцию в электронном варианте за цену, меньшую, чем при покупке обыкновенных, печатных выпусков/номеров.
В данной курсовой работе я рассмотрю один из номеров журнала “National Geographic” в целях приведения подробного примера понятия “электронное сетевое издание”, понятного для большинства населения.
Для этого я рассмотрю некоторые определения термина “электронное сетевое издание” различных авторов и иных источников информации, проведу обзор выбранного журнала и сравню его содержание и оформление с Государственным стандартом - ГОСТ Р 7.0.83 - 2012.
Теоретическая составляющая
Для начала рассмотрим теоретическую сторону электронных сетевых изданий.
-Электронное сетевое издание: базовые термины
Первое, к чему мы приступим - это изучим базовые термины, которые будут использоваться в данной работе, с целью создать наиболее точное представление об электронных изданиях и непосредственно моём примере журнала “National Geographic”.
В 1987 году в Женеве(Швейцария) была создана Международная организация по стандартизации (ISO), в 1991 “электронное сетевое издание” было определено ею как документ, публикуемый в машиночитаемой форме и доступный для потребителей (в том числе издаваемые файлы данных и прикладное и программное обеспечение).
В данном определении наиважнейшую роль играет термин “машиночитаемый”, - он обращает внимание на принципиальное отличие печатных и электронных изданий. Для прочтения литературного текста с персонального электронного устройства требуется перенос информации из печатного варианта в электронный код, и затем глобальную сеть “Интернет”.
В 2000-ом году А.А.Гречихин рассмотрел электронное издание, как жанр научной категории, отражающий культурно-исторические, целенаправленные способы семиотического воспроизведения содержания.Он упоминал в своих трудах, что электронное издание является одним из ряда разновидностей книги, только представляет собой её более упрощённый способ получения знаний. К этому можно добавить и уменьшение сложностей в транспортировке того или иного произведения или журнала.
Термин “издание”, согласно ГОСТ 7.60 - 90 определяется как документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, самостоятельно оформленный полиграфически и имеющий выходные сведения.
По ГОСТ Р 7.0.83 “электронный документ” - документ в цифровой форме, для использования которого необходимы средства вычислительной техники или иные специализированные устройства для воспроизведения текста, звука, изображения. Этот же ГОСТ определяет “электронное издание” как электронный документ/самостоятельно закреплённый продукт, содержащий информацию, представленную в электронной форме, и предназначенный для длительного хранения и многократного использования неопределённым кругом пользователей, все копии которого соответствуют оригиналу.
Вид издания - группа изданий, выделенная на основе одного или нескольких отличительных признаков.
Целевая аудитория издания - аудитория, на которую, в первую очередь, целевым образом направлены книга/журнал.
Характер информации - комплекс признаков, отражающих жанровые и иные особенности произведения, содержащегося в издании.
Произведение - результат авторской работы творческого характера в форме электронного документа любой природы основной информации, имеющий вид законченного продукта, который публикуется в электронном издании.
-Электронное сетевое издание: виды
Нельзя не рассмотреть виды электронных изданий, для этого я воспользуюсь ГОСТ Р 7.0.83.
Государственный стандарт предоставляет нам 10 основных видов электронных изданий:
-по новизне публикации (самостоятельное электронное издание; деривативное электронное издание)
-по природе основной информации (текстовое электронное издание;изобразительное электронное издание)
-по целевому назначению (официальное электронное издание; научное электронное издание; научно-популярное электронное издание; практическое электронное издание; нормативное электронное издание; учебное электронное издание; социально-политическое электронное издание; справочное электронное издание; электронное издание для досуга; рекламное электронное издание; художественное электронное издание; информационное электронное издание)
-по технологии распространения (локальное электронное издание; электронное издание сетевого распространения; электронное издание комплексного распространения)
-по характеру взаимодействия с пользователем (детерминированное электронное издание; интерактивное электронное издание)
-по периодичности (непериодическое электронное издание; сериальные электронные издания)
-по повторности выпуска (первичное электронное издание; повторное электронное издание; версия электронного издания)
-по информационно-технологической конструкции (стандартные программно-технологические средства в электронном издании; специализированные программно-технологические средства в электронном издании)
-по способу установки (воспроизведение издания без установки на жесткий диск компьютера; воспроизведение издания с установкой на жесткий диск компьютера)
-по структуре (одночастное электронное издание; многочастное электронное издание).
Как мы видим, видов электронных изданий может быть очень много и различаться они также могут по различным признакам.
Именно на видах электронных сетевых изданий лежит ответственность за их правильную классификацию и понятность для общества.
Так же в данном разделе я рассмотрю виды журналов по их возможным признакам так как это неразрывно связано с моей темой курсовой работы.
Классификация журналов:
По характеру аудитории выделяются следующие основные типы изданий:
-международные
-общероссийские
-межрегиональные
-территориальные (областные, краевые, городские, районные)
-журналы этнических общностей
-журналы профессиональных групп
-журналы возрастных групп
-журналы для женщин
-журналы для мужчин
-для верующих.
Виды журналов по тематической направленности:
1)универсальные 2)специализированные.
Универсальные журналы освещают как можно более широкие темы для наибольшего слоя населения, чтобы товар успешно приносил прибыль.
А специализированные журналы направлены на специальные, узкие круги населения, например для учёных в области ядерной физики или для лётчиков-испытателей качинского высшего военного авиационного училища лётчиков.
С. Корконосенко предлагает следующее деление периодики:
- по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса)
- по учредителю (государственная и негосударственная пресса)
- по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки)
- по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем)
- по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность)
- по содержательному наполнению (качественная и массовая).
-Электронное издание: состав
Электронное издание состоит из произведения (группы произведений)/ журнала (номеров журнала) и аппарата издания, взаимодействие которых обеспечивается соответствующими программно-технологическими средствами.
-Произведение/журнал
-Аппарат электронного издания (совокупность дополнительных элементов электронного издания, призванных пояснять и способствовать усвоению содержания)
Элементы аппарата электронного издания:
-Выходные сведения электронного издания (представляются в текстовой форме)
-Издательская аннотация (содержит характеристику программной оболочки)
-Оглавление/содержание электронного издания (представляется в виде гиперссылок)
-Предисловие к электронному изданию (доступно вне зависимости от способа установки издания и содержит указания по установке и использованию электронного издания)
-Вспомогательные указатели (реализуются задействованными программно- технологическими средствами на основе гиперссылок)
-Библиографический аппарат (реализуется в виде гиперссылок с источниками в основном тексте издания)
-Дидактический аппарат (обеспечивается использованием автоматизированных средств контроля и представлением знаний в интерактивном режиме).
-Электронное сетевое издание: выходные сведения.
Выходные сведения (выходные данные) - это размещенные на приметных местах издания (титульный лист, обложка, переплет, концевая полоса) тексты, содержащие основные сведения о книге, его краткую индивидуальную характеристику и индивидуальные шифры, которые облегчают его обработку в книжном магазине, в библиотеке, а также читательский поиск.
Элементы оформления выходных сведений:
-основной титульный экран (титульный экран электронного издания, содержащий наиболее существенные выходные сведения)
-дополнительный титульный экран (титульный экран, на котором размещаются некоторые элементы выходных сведений – надвыпускные данные, выпускные данные, выходные сведения печатного издания или аудиовизуальной продукции, использованных в качестве деривативного издания; общие для всего издания сведения (количество дополнительных экранов определяется объемом выходных сведений, которые требуется указать для подготовки поискового образа издания и его характеристики) -заставка (статичное или динамичное отображение основной идеи произведения, оформленное изобразительными или звуковыми средствами)
-этикетка носителя (поверхность съемного электронного носителя для локальных электронных изданий)
-первичная упаковка (упаковочный контейнер для локальных электронных изданий на съемных носителях, имеющий прямой контакт с носителем электронного документа и защищающий его от внешних воздействий)
-вторичная упаковка (упаковочный контейнер для локальных электронных изданий на съемных носителях, в который помещен носитель электронного документа в первичной упаковке).
Состав выходных сведений периодических изданий:
-основное заглавие электронного издания, частное заглавие выпуска
-номер выпуска и дату опубликования (для обновляемых изданий – дату их последнего обновления)
-надзаголовочные данные
-подзаголовочные данные
-выходные данные
-условия публикации в издании
-ссылки на архив предыдущих выпусков и статей (для сетевых изданий)
-надвыпускные данные
-выпускные данные
-минимальные системные требования
-международный стандартный номер сериального электронного издания (ISSN)
-знак охраны авторского права.
Состав выходных сведений непериодических изданий:
- сведения об авторах и других физических и юридических лицах, участвовавших в создании электронного издания
-заглавие электронного издания
-надзаголовочные данные
-подзаголовочные данные
-выходные данные
-сведения о повторности выпуска электронного издания
-надвыпускные данные
-выпускные данные
-минимальные системные требования
-классификационные индексы
-номер государственной регистрации
-международные стандартные номера
-штриховые коды
-знак охраны авторского права
-библиографическое описание
-аннотация.
Как мы видим, в выходных сведениях многие значения совпадают, они являются обязательными для издательства и называются “основными”. Их издатель обязан публиковать в каждом издании.
Существуют и необязательные выходные сведения, они являются “дополнительными”. Они призваны расширять круг сведений об издании, делать его более полным.
Как правило, читатели не обращают внимания на выходные сведения, только в очень редких случаях. Потому выходные сведения печатаются не столько для читательской аудитории, сколько для специалистов книжного дела, государственных органов (предоставляя информацию об издательстве), книжных магазинов, или наиболее заинтересованных в данном вопросе граждан.