Сохраняется патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений.




Семинар 1. Семейное функционирование и развитие ребенка

Вопросы для обсуждения:

Основные причины дисфункции семьи.

Наиболее часто встречаемые нарушения структуры семьи в современной России.

Параметры семьи как системы.

Вертикальные и горизонтальные стрессоры семьи.

Воздействие сложных жизненных ситуаций на функционирование семьи и развитие ребенка.

Психическая травма ребенка из-за личностных проблем и аномалий родителей.

 

Задание 1.

К основным функциям семьи обычно относят: воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическую.

В каких ситуациях и какие проявления перечисленных функций могут стать психотравмирующими для ребенка? Приведите конкретные примеры.

Задание 2.

Обычно семья состоит из мужа, жены, бабушки, дедушки, одного или двоих детей.

Согласны ли Вы с мнением Э.Г. Эйдемиллера, И.В. Добрякова, И.М. и Никольской, что для российской семьи характерен ряд структурных особенностей, который предопределяет распространенность дисфункциональных семей? Могут ли те же особенности в трудных жизненных ситуациях стать стабилизирующими, поднимающими уровень стрессоустойчивости у детей? Аргументируйте ваши суждения по каждому пункту.

Раздаточный материал № 1 «Причины дисфункций по Э.Г.

Эйдемиллеру, И.М. Добрякову, И.М.Никольской»

Сохраняется патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений.

2. Границы между подсистемами прародителей, родителей и детей плохо структурированы и диффузны, поэтому власть нередко принадлежит бабушкам (чаще) и дедушкам.

3. Во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, что ведет к задержке развития детей, их психической неустойчивости и большей чувствительности к состоянию матери, к затруднениям полоролевой идентификации (особенно у мальчиков), формированию неадекватных стереотипов и установок по отношению к семейной жизни, не говоря уже о перегрузке женщин.

4. Несколько поколений семьи находятся в длительной зависимости друг от друга не только с духовной, но и с материально-бытовой стороны: молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо вместе с родственниками, без надежды на приобретение собственного жилья и возможности независимой самостоятельной жизни.

5. Идеология тоталитарного общества, существовавшая в СССР, сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой на уровне быта, поведения и духовных ценностей человек был вынужден забывать о собственном «Я!, своих желаниях и потребностях в угоду государству.

6. Разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая позволила бы личности обрести чувство принадлежности, защищенности, выстроить и реализовать морально-нравственные ценности, привели к тому, что в обществе возросла потребность к иллюзиях и чудесах, с одной стороны, и стремлению к поверхностным, ни к чему не обязывающим контактам, с другой.

Рекомендуемая литература: Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М.

Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – С. 15.

Задание 3.

Можно ли отнести воспитание вне семьи к кризисной ситуации для ребенка? Какие условия воспитания и обучения в интернате или детском доме можно отнести к стрессорам и какие к стабилизирующим?

Задание 4.

Обычно у детей-сирот можно наблюдать следующие модели семьи:

- положительная модель, в основе которой лежит идеализация проживания с родителями, воспоминания о положительных эмоционально-насыщенных отношениях с родными и установка на воссоединение с родителями и/или иными родственниками (при этом, около 90% детей, так называемые, социальные сироты при живых родителях, которые или отказались от воспитания детей или были решением суда лишены родительских прав вследствие аморального образа жизни);

- отрицательная модель, где на первый план выступает «отрицание», т.е.

дети могут четко сказать какими не должны быть мать, отец и иные родственники, какой не должна быть воспитательная практика родителей в отношении детей и т.д., но представления о том, какой семья должна быть носят расплывчатый характер;

- недифференцированная модель, где дети понимают, что семья в которой они жили не является хорошей, тем не менее собираются в дальнейшем жить одной семьей с некоторыми членами семьи (обычно исключается отец) и заботиться о них.

Какие стрессоры лежат в основе каждой из перечисленных моделей семьи у детей-сирот и с какими последствиями воздействия стрессоров, с большой долей вероятности, они могут столкнуться в дальнейшем?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: