Искусство Древнего Египта




В истории древнеегипетского искусства выделяют следующие периоды:

- Древнее царство (31-22 вв. до н. э.),

- Среднее царство (21-16 вв. до н. э.),

- Новое царство (16-11 вв. до н. э.);

Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией. Все произведения искусства создавали по строгим правилам - канонам. В честь богов воздвигали грандиозные храмы. В скульптуре и живописи их изображали как в человеческом облике (солнечный бог Амон-Ра, властитель загробного мира Осирис и его супруга Исида - богиня любви и материнства, богиня справедливости и космического порядка Маат и др.), так и в виде животных или людей с головами животных (Хор - в образе сокола; бог мудрости, правосудия и письменности Тот - птицы ибиса; покровитель бальзамировщиков и проводник умерших в загробное царство Анубис - шакала; богиня войны, болезней и покровительница врачевателей Сохмет - львицы и т. д).

Искусство Древнего царства.

Искусство Древнего царства стало образцом для египтян последующих эпох: в их представлении это было время, когда царствовал порядок, установленный богами, некогда правившими на земле. Столичным городом был Мемфис.

Архитектура, как и в позднейшие эпохи, играла главную роль. Здания возводились из камня (известняка); их отличают строгие геометризованные формы, грандиозный масштаб. Были выработаны типы сооружений, которые применяются и поныне (пирамиды, обелиски, пилоны). Храмы украшали мощными колоннами с капителями в виде цветущего лотоса или папируса. Древнейшей формой гробницы была мастаба.

Пирамида фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) – первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она находится в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида - мастаба высотой шестьдесят метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха - создателя Вселенной, покровителя искусств и ремёсел. В конструкции пирамиды Джосера, которую обычно называют "матерью египетских пирамид", отражены три основных принципа возведения подобных сооружений - гигантские размеры, пирамидальная форма, использование именно камня как строительного материала.

На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов: Хеопсом, Хефрен,Микерина.

Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные треугольники. Величайшая из них – пирамида Хеопса – построена в XXVII в. до н. э. Её создатель - архитекторХемиун. Пирамида (высотой около ста сорока семи метров, со стороной основания двести тридцать три метра) сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн. Они удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведёт в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с саркофагом фараона.

Пирамиды в Гизе составляли центр огромного погребального ансамбля - с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых, которые и после смерти правителя должны были находиться рядом с ним.

В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Большой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров - вырубленное в основной своей части из скалы изображение льва с человеческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос IV (XV в. до н. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина, просившего освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос IV исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне.

Скуластое лицо сфинкса (некогда окрашенное в красный цвет), возможно имеющее портретное сходство с фараоном Хефреном, непроницаемо и строго, глаза обращены на восток. Это статуя не просто человека, а именно фараона, почитаемого, как бога. На лице печать невозмутимости. В этом обобщенном образе ясно проглядывает властная индивидуальность. Было выполнено несколько шедевров, которые носят реалистический характер – статуи Рахотепа и его жены Нофрет, статуя писца Каи, рельеф «Зодчий Хесира»

В скульптуре изображения фараонов и божеств были статичными, однообразными, раскраска условная. Умершие изображены в строго фронтальных позах, сидя или стоя. Но несмотря на условность этих образов в древнем царстве

Среднее царство.

В эпоху Среднего царства политический центр страны переместился в город Фивы.

Появляется новый типхрама — скальной гробницы, вырубленной в склонах гор, вход в которую обычно оформляется в виде портика с несколькими колоннами. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри).Гробница была вырублена в большой скале в Дейр эль-Бахри, к югу от гробниц его предшественников. Теперь эта местность называется Долиной Фараонов.

Это новый тип гробницы с заупокойным храмом. Это синтез пирамиды и скальной гробницы. На большом возвышении, окруженном колоннами, помещалась терраса с гипостильным (колонным) залом на задней стороне у основания скалы.

На фасаде храма есть вход в глубокий тоннель. Он ведет в камеру, расположенную под храмом, в ней находится каменная статуя сидящего царя. Зодчему удалось добиться гармонии между архитектурой и природными формами.

Новое царство

В архитектуре происходит отказ от строительства пирамид. Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I, являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. Размеры, архитектура и украшения храма поражали современников.

К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.

Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.

Второй ярус храма царицы Хатшепсут в чем-то повторяет нижнюю ступень – здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут. Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры – символ Верхнего Египта, Сокол – Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.

Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы.

Особое внимание привлекает искусство периода правления фараона Эхнатона.

В XIV в. до н.э. фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу, оказавшую значительное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона — бога солнца, точнее, сам солнечный диск. На шестом году царствования Аменхотеп IV (изменивший имя на Эхнатон) покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу — Ахетатон (современная Эль-Амарна). Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом, а выработавшийся в этот период стиль в искусстве — амарнским стилем. В искусстве произошел резкий перелом – отошли от канона идеализации образа царя. Эхнатона изображали со всеми особенностями фигуры и лица, на первых этапах это выглядело гротескно, карикатурно, но затем обострение заменилось спокойствием. Борьба со старыми шаблонами заставляла добавлять экспрессию, подчеркивать недостатки, но тем не менее в этот период появились образцы по настоящему реалистического искусства (рельеф «Эхнатон в кругу семьи»).

В центре Ахетатона находились Большой дворец и храм Атона, в котором вместо традиционных колоннад были большие открытые дворы с жертвенниками. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рельефы, росписи с инкрустацией и позолотой. Особенной красотой отличались росписи полов, изображающие бассейны с плавающими рыбами, заросли цветущих растений с порхающими птицами и бабочками.

По окончании правления Эхнатона, все реформы были отменены. Но возврат к старому был уже не возможен.

Cамым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи считаются храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, построенные в ознаменование военных успехов фараона. Оба храма целиком вырублены в скале на левом берегу Нила. Фасад большого храма, посвященного Рамсесу II и богу Амону-Ра, украшают четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры матери и детей фараона. По сравнению со статуей самого фараона, эти фигурки кажутся небольшими, однако на самом деле достигают высоты человеческого роста. Храм включает целый ряд помещений, в том числе гипостильный зал и святилище.

Сам храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала с боковыми подсобными помещениями. В первый зал допускали всех, во второй - знать и жречество, в третий зал могли входить только жреца, а в последний Малый зал мог входить только фараон с наиболее приближёнными людьми. Храм был построен так, что дважды в году, в 6 часов утра солнце проникает через входной портал и освещает тоннель длиной 65 метров, ведущий к культовой нише Малого зала. Луч не касается статуи бога Пта, на статуях Амона и Ра задерживается 6 минут, на статуе Рамзеса II - 12 минут.

Затем ряд длительных войн, обеднение народа, ослабление экономики и в искусстве появляется грубость, небрежность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: