Раздел 1. Нормативно-правовые и экономические основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ




Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение

«Федеральный институт развития образования»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

Москва


Составители:

Попова Ирина Николаевна – зам. руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО, к.п.н., доцент

Славин Семен Сергеевич – старший научный сотрудник ФГАУ ФИРО

 

 

Содержание

Введение

Раздел 1. Нормативно-правовые и экономические основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

1.1. Общие положения

1.2. Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

1.3. Классификация дополнительных общеобразовательных программ

1.4. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

1.5. Требования к условиям реализации программ

1.6. Экономические подходы к проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

 

Раздел 2. Технологические аспекты проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

2.1. Организационная модель проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

2.2. Проектирование целеполагания и результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

2.3. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.4. Требования к оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.5. Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

 

 

Приложения. Формы структурных элементов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ


Введение

Со времени утверждения Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.) и плана мероприятий на 2015-2020 годы по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ № 729-р от 24 апреля 2015 г.) в центре внимания находится дополнительная общеобразовательная программа – документ, в котором отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения.

Провозглашенный в Концепции развития дополнительного образования детей принцип программоориентированности, раскрывает роль образовательной программы как базового элемента системы дополнительного образования детей.

До недавнего времени единственным нормативным документом, в котором были даны рекомендации по структурированию программы ДОД и примерному содержательному наполнению каждого ее компонента, было письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»1.

Сегодня законодательная база, определяющая развитие дополнительного образования детей в нашей стране, претерпела существенные изменения.

Дополнительное образование детей позиционируется как открытое, вариативное образование, как социокультурная практика - творческая созидательная деятельность в социуме. Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция, обновление содержания дополнительного образования.

Сегодня программа дополнительного образования – это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования»2.

Эти тенденции должны найти отражение в общеразвивающих программах дополнительного образования детей.

 


1 Документ не признан утратившим силу

2 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html (Дата обращения 02.09.2015)


Раздел 1. Нормативно-правовые и экономические основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в


РФ».


 

- Концепция развития дополнительного образования детей


(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 

1.1. Общие положения

1.1.1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Далее

– Методические рекомендации) подготовлены в целях реализации единой государственной политики в сфере дополнительного образования.

1.1.2. Методические рекомендации предназначены для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.

 

1.2. Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

1.2.1. В тексте Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная программа определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий», представленных «в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (гл. 1, ст. 2, п. 9).

1.2.2. Отдельно определяются дополнительные общеобразовательные программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 12, п. 4), специфика которых


заключается в делении на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 10, ст. 75, п. 2).

1.2.3. К освоению программ «допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» (Закон № 273-ФЗ, гл. 10, ст. 75, п. 3). Это могут быть как обучающиеся, проявившие выдающиеся способности (Закон № 273-ФЗ, гл. 11, ст. 77), так и с ограниченными возможностями здоровья (Закон № 273-ФЗ, гл. 11, ст. 79), занимающиеся как в учреждениях общего и дополнительного образования, так и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность «для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Закон № 273-ФЗ, гл. 11, ст. 79, п. 5).

1.2.4. В Федеральном законе № 273-ФЗ выделяется особая группа дополнительных общеразвивающих программ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних учащихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (гл. 11, ст. 86).

1.2.5. Федеральный закон №273-ФЗ предусматривает возможность реализации дополнительных общеобразовательных программ образовательными организациями любого типа (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования). Кроме того, дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться и иными юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, а также индивидуальными предпринимателями.

 

1.3. Классификация дополнительных общеобразовательных программ

1.3.1. Федеральным Законом № 273-ФЗ закреплено деление дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (гл. 10, ст. 75, п. 2)

1.3.2. В приложении к Письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (текст 2006 года)3 представлена классификация программ дополнительного образования детей:

 


3 Приложение к Письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». С. 9-12. [Электронный ресурс] – URL: https://uoks.ru/files/Informacionno-


- по степени авторства – типовая (примерная), модифицированная, экспериментальная, авторская;

- по уровню усвоения – общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный уровень;

- по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная, комплексная, модульная.

 

1.4. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

1.4.1. Содержание дополнительных общеобразовательных программ определяется в рамках следующих направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско- краеведческая, социально-педагогическая4.

1.4.2. Согласно Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам5, Концепции развития дополнительного образования детей6 содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию учащихся;

 

 


metodicheskiy_sbornik_Programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey_-

_osnovnoy_dokument_pedagoga.pdf (Дата обращения 06.09.2015)

4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] – URL: https://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (Дата обращения 06.09.2015)

5 Там же, п.3. [Электронный ресурс] – URL: https://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (Дата обращения 06.09.2015)

6 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html (Дата обращения 02.09.2015)


- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов и инвалидов;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся.

 

1.5. Требования к условиям реализации программ

1.5.1. Общие требования к условиям реализации образовательных программ зафиксированы во 2 главе Федерального Закона № 273-ФЗ пп. 13-

19 и определяют язык образования, формы реализации образовательных программ, формы получения образования и обучения, печатные и электронные образовательные ресурсы, информационные ресурсы.

1.5.2. Содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательными программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4).

1.5.3. Содержание программы оформляется в учебном плане – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст.2, п. 22; ст. 47, п. 5)

1.5.4. Согласно Закону № 273-ФЗ образовательные программы:

- могут реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия (гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);

- могут осуществляться на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения (гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16);

- могут использовать форму организации образовательной деятельности, основанную на «модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов» (гл. 2, ст. 13, п. 3);

- посредством разработки индивидуальных учебных планов могут обеспечивать «освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (гл. 1, ст. 2, п. 23);

- могут обеспечивать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы, что осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (гл.1, ст. 34, п. 3);


- могут способствовать решению задач инклюзивного образования, направленного на «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (гл. 1, ст. 2, п. 27) при создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, «без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (гл. 11, ст. 79, п. 3-4);

- с учетом особенностей обучающихся могут осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме (гл. 2, ст. 17, п. 2), а также

«допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (гл. 2, ст. 17, п. 4).

1.5.5. В разделе IV Концепции развития дополнительного образования детей выделены основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ:

- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

- соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

- модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

- творческий и продуктивный характер образовательных программ;

- открытый и сетевой характер реализации.

1.5.6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» закреплено:

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6);

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (п.7);

- занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (п. 9);


- особенности организации образовательного процесса для обучающихся детей с ОВЗ и детей-инвалидов (пп. 18-22)

1.5.7. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» нормирует требования к организации образовательного процесса (раздел VIII):

- «занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения» (п. 8.2);

- Продолжительность занятий и их кратность в неделю в объединениях устанавливаются локальным нормативным актом организации (п. 8.2);

- Режим занятий (пп. 8.3, 8.4), в т.ч. с использованием информационных средств (пп. 8.7, 8.8) и их продолжительность (п. 8.5);

- Максимальный объем нагрузки (п. 8.6);

- Особенности зачисления (п. 8.10)

 

1.6. Экономические подходы к проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

1.6.1. Система организации и финансового обеспечения дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации выстраивается с учетом существующего распределения полномочий, а также направлений решений задачи повышения доступности дополнительного образования в соответствии с целевыми ориентирами указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 и от 1 июня 2012 года №761. Нормативное правовое закрепление соответствующей системы осуществляется посредством принятия, во-первых, программных документов, во-вторых, нормативных правовых актов, регламентирующих порядки финансового обеспечения программ дополнительного образования, расчеты соответствующих нормативов финансирования и нормативных затрат на оказание образовательных услуг, особенности межбюджетных взаимоотношений.

1.6.2. Разработка организационных механизмов реализации дополнительных общеобразовательных программ основывается на оценке возможностей и целесообразности реализации всех мероприятий, предусмотренных планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным распоряжением Правительства РФ от

30 апреля 2014 №722-р (далее – федеральная «дорожная карта»). Рекомендуется предусматривать ответственность уровня субъекта Российской Федерации за реализацию отдельных мероприятий на его территории.

1.6.3. В силу многопрофильности действующих и вновь создаваемых образовательных организаций, реализующих дополнительные


общеобразовательные программы, возможности реализации программ различной направленности, с целью снижения риска исчезновения дорогих, но важных для развития личности ребенка образовательных программ, а также с целью закрепления региональных особенностей дополнительного образования, на уровне субъекта Российской Федерации рекомендуется определять приоритетные направленности образовательных программ, поддержка которых будет осуществляться, как в рамках программ материально-технического обеспечения образовательных организаций, так и в рамках стимулирования государственного (муниципального) заказа на их реализацию.

1.6.4. Фиксация приоритетности или необходимости развития отдельных направлений дополнительного образования детей должна сопровождаться реализацией мероприятий, как на региональном, так и на уровне муниципальных районов (городских округов), направленных на поддержку реализации программ соответствующей направленности.

1.6.5. Важнейшим вопросом является регулирование на уровне субъекта Российской Федерации особенностей сетевого взаимодействия между образовательными организациями различных типов и организациями дополнительного образования, в том числе межведомственного взаимодействия. Таким образом, нормативными правовыми актами регионального уровня рекомендуется закреплять направления развития сетевого взаимодействия. В качестве возможных направлений организаций сетевой реализации образовательных программ могут быть определены, например:

- формирование эффективной сети организаций дополнительного образования детей, обеспечение сетевого взаимодействия, интеграция ресурсов школ, организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, негосударственного сектора;

- реализация образовательных проектов и проектов сетевого взаимодействия, способствующих популяризации и развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях области и нацеленных на создание эффективных зон полезной занятости подростков;

- формирование территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов, включающих государственные образовательные учреждения дошкольного, общего (по ступеням) и дополнительного образования детей;

- разработка механизма взаимодействия учреждений культуры и спорта с образовательными учреждениями в части реализации отдельных мероприятий и программ дополнительного образования детей;

- обеспечение сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности при реализации образовательных программ дополнительного образования. Распространение тематических сетевых моделей организации дополнительного образования детей.

1.6.6. Одним из препятствий развития услуг в сфере дополнительного образования, в том числе обеспечения их вариативности и качества является использование несовершенных механизмов их финансового обеспечения. В указанной связи рекомендуется нормативно закреплять направления


обеспечения повышения эффективности финансового обеспечения реализации программ дополнительного образования. На уровне субъекта Российской Федерации в качестве таких направлений могут быть определены:

- формирование государственного (муниципального) заказа на услуги дополнительного образования детей и финансового обеспечения его реализации; введение системы нормативного подушевого финансирования и муниципального заказа;

- поддержка программ развития и проектов государственных и/или муниципальных образовательных организаций дополнительного образования;

- поддержка реализации дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях;

- совершенствование моделей финансирования учреждений дополнительного образования детей и дополнительного образования на базе других учреждений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: