Культ.эпохи Древнейших цивилизаций.




 

План.

1. Характерные особенности культурной эволюции древнейших цивилизаций.

2. Древний Египет: мифология и религиозные представления. Политеизм.

3. Художественная культура Древнего Египта.

Первый вопрос.

1.Что мы относим к эпохе др.цивил.. Географическое мастоположение. Климатические условия. Земледелие – как основа жизни. Изменение характера материальной культуры: орудий труда, средств, технологий, и. следоветльно, характера культурного взаимодействия людей. Вторым важнейшим фактором материальной культуры стало создание гранндиозныз ирригационных систем искусственного орошения, которые сделали возможным земледелия с столь засушливых раайонах земного шара (Геродот, при поливе урожай сам-200). Эти системы стали основой стягивания разрозненных племён в новую человеческую общность народ. Объединённую уже не столько кровным родством. Сколько единством хозяйственной деятельности, единством территории проживания. единством языка и культуры.

2. Как идёт процесс образования новых культурных механизмов человеческих взаимодействий. Создание и эксплуатация грандизных систем искусственного орошения не могло быть результатом действия отдельного племени, требовало создание единой системой координанации и контроля за эксплуатацией, которые вели к быстрому выделению новых и новых социальных слоёв и усложнению социальной структуры общества. Их создание было возможно при условии существования жёстко централизованной власти и право государственной собственности на землю, и на эти системы. Возникают первые в истории человечества государства с централизованной системой управления. Самые первые государства получили название «восточные деспотии»», в которых деспот (царь. Фараон) обладал абсолютной властью над жителями единой территории, страны. Непререкаемость его власти держалась на его обожествлении. Фараон – это главный бог, олицетворяющий единство страны, бог Гор, в человеческом воплощении. Он не человек, он бог, а власть богов безгранична и абсолютна над людьми. Деспот осуществляет связь неба и земли, небесных и земных законов, он олицетворяет божественную силу для людей. А это, в свою очередь, гарантия порядка и жизни, т. е. выживания людей. Преодоление хаоса и установление порядка главная функция деспота, и условие выживание людей в эпоху др. цивил.

4. Выделяются особые социальные группы которые являются носителями знаний и небе, т.е. астрологических законов – жрецы, которые имели очень высокий статус в эту эпоху. От их знаний зависела судьба урожа, а следовательно жизнь. Первые рациональные знания. Накопленные жречеством. Стало основой будующей науик. Пржде всего получили развитие в связи с со становлением аграрнойскультуры, знания по мтаематике, геометрии, медицине и.д. Но совершенно особое значение для жизни др. цивил. имеЛи астрологические знания. Зная движение звёзд можно было предсказать циклы природы и прежде всего циклы рек, от которых завила жизнь людей. Поэтому эти цивилизации часто называют, астрологические или храмовые.

5. Образование государств стало результатом усложнения социальной структуры. Выделяются жрецы, чиновники, или администрация деспота, создаются первые государственные армии, основную часть населения составляют свободные общинники, но уже на смену родовой общине пришла территориальная. Или соседская община. Зарождается рабство. Хотя его расцвет наступает только в эпоху античности. Это усложнение структуры общества, выделение новых и новых видов трудовой деятельности в общественном сознании закрепляется в мифологической форме. Где закрепляются новые представления о природных и социальных законах аграрной культуры, которые принципиально отличаются от представлений первобытного общества. Через мифологию закрепляются новые представления о жизни территориально оформленного государства.

6. Новые культурные механизмы получили оформление в новой, более сложной системе религиозных представлений – политеизме. Он отражает эволюцию духов первобытных религиозных представлений в богов олицетворяющих более сложные представления о законах развития природы и человеческого общества. Политеизм – это не нагромаждение богов, а их строгая иерархия. Каждая сила природы, небесное тело, род трудовой деятельности олицетворялся своми божеством. Но на вершине иерархии стояли главные боги которые управляли и другими богами и людьми, и символизировали единство территории, единство земли и неба. Эти мифы (миф об Асирисе) отражали представления людей о новых культурных механизмах взаимодействия общества и природы, общества и человека. Власти и общества. Цель политеизма закрепить и поддерживать социальный порядок, преодолеть хаос, и даже смерть (как в природе, например. Нил умирает и возрождается), что было гарантией выживания человеческого общества.

7. Благодаря новым культурным механизмам регуляции человеческих взаимодействий было обеспечен значительный материальный и духовный прогресс в развитии общества. Сделан целый ряд важных открытий, имеющих значение для поледующего развития. Эпоха др. цивилизаций – это археологически «бронзовый век» (4-2 тыс. до н.э.). Человек впервые начинает обрабатывать металлы (бронза – это сплав меди и олова). Появляются принципиально новые. Более производительные орудия земледельческого труда, впервые стал использоваться плуг с бронзщовым наконечником, новые виды оружие бронзовые мечи. Щиты, копья. Появляются первые государственные армии, цель которых захват новынх и новых территорий. С приручением лошади, принципиально меняется характер физического труда и характер армии. Лошади, быки стали основной тягловой силой в земледелии, а в армии появляется конница, что армию более маенвренной. Меняет её структуру, зарождается военной искусство стратегии и тактики.

8. Главное открытие данной эпохи – это изобретение письменности. Первобытная ритуальная живопись постепенно трансформировалось в пиктографическое письмо,когда через не реалистический образ, а графический знак-символ передавалась информация. На основе пикторгафии появляется первое буквенноге письмо. Этот процесс трансформации хорошо прослекживается на основе египетских рельефов, когда изображали информацию и рисунков и буквенными знаками. Первая письменность в истории ченловечества – это шумерская клинопись, зародившаяся три с половиной тысячи лет тому назад (Эрмитаж, глинняные тапблички к клинописью)\, дат 3300 тас. Лет. до н. э.). В Египте появляется еирографическая письменность. Сохранилось много письменных источников. Например, «Книга мертвых» огромный папирусный свиток, длинною более 60 метров, «книга пирамид» и.т.д Стены помещений, куда помещалась мумия фараона покрыты иероглифами. Всё это делает более доступным получение инфолрмации об особенностяъ культурного развития древнейших цивилизаций. В первом тысячелетии до н.э. в Ф\иникии появляется первый алфавил, но в нём пока небыло гласных букв. В Древней Греции к финикийскому алфавиту были добавлены главные буквы, и теперь каждому звуку соответствовало графическое, буквенное изображение. Греческий язык и алфавит стал основой развития византийской культуру, а от туда распространился на Древнюю Болгарию и Древнюю Русь.

Второй вопрос. Более подробно мы рассмотрим культуное развитие Древнего Египта. Во-1,э то наиболее изученная культура. Археологические раскопки ведутся уже с XIX века. Во-вторых. Как мы выяснили сохранилось достаточно много писменных источников, благодыря тому, что здесь был изобретен простой и дешёвый (в отлдичие от изготовления пергамента) способ изготовления материала для письма. Это знаменитые папирусы. Технология изготовления проста до гениальности. Прежде всего наличие в огромном количестве природного материала, безбрежные заросло папируса по бенрегам Нила. Прессованный и высушенный лист папируса и давал таком замечательный материал для письма. Кроме того, основные археологические памятники находятсяя на западном берегу Нила, «берегу» смерти, где хоронили всех умерших людей и священных животных, где возводились грандиозные пирамиды и храмы. В-3, жизнь Египта была связаны с циклами жизни Нила, и вся мифология построена на этой взаимосвязи неба, Нила, человека.

Благодаря уникальными письменным источникам мы достаточно много знаем о египетской мифолонии и о религиозных представления древнено Египта. Связь неба и земли была осознана как мифологический брачный союз бога неба Геба и Богини земли Нут. В результате этого брака рождаются главные боги политеистической религиозной иерархии: Осирис, Исида, Сет. Это боги которые олицетворяли новые понятия в сознании людей единая страна, единый народ, единая территорию проживания. Чекрез миф об Осирисе идёт осознание законов развития культуры. Осирис – научил людей всем видам культурной деятельности: растить хлеб и виноград, делать вино, посуду из глыны, жить в браке, строить дома, создавать города и.т.д. Это фактически олитворение культуры, всех видов культурной деятельности человека. Исида – сестра, но и жена Осириса (здесь мы видим отрицание культурных механизхмов первобытного общества, где главную роль игнрал запрет инцеста). Она – богине плодородия, хранительница дома и домашнего порядка, т.е. она олицетворяет приемственность и создание мезанизмов созранения и передачи культурных достижений. Сет – их родной брат, но и главный враг, бог пустыни, суховея, разрушения и смерти. Он олицетворял главную опасность в забвение культурных достижений, а значит их смерть.

Осирис погибает в борьбе с Сетом, который разбил его тело на тысячи кусочком. Здесь мы видим мифологическую передачу «смерти» Нила, и разрубленное тело Осириса символизирует растресковшуюся землю Египта в период засухи. Исида собрав тело мужа, срылась в дельте Нила, изъяла его мужскую силу, зачала и выносила их сына Гор. Он продолжил борьбу с Сетом, одержал победу, хотя при этом и потерял глав – «священное око Гора», и изгнал Сета в Пустыню. Дал отцу проглотить своё око, тем самым оживив его. НО Осирис и Исида не остались в мире живых, они уходят в царство мертвых, что бы там вершить суд на душами умерших. А на земле править людьми остался бог Гор, которой вопрощался в каждом фараоне Египта. Символом Гора стала священная птица сокол, который парил и обозревал всю землю Египта до горизонта. Гор был так же богом линии горизонта, которая по мнению египтян окаймляла их страну. Так главные боги Египта управляли и богами и людьми.

Миф об Осирисе демонстрирует главную доминанту мировоззрения египтян: всё в природе умирает и возрождается, как бы время идёт по кругу, а пространство зациклено, движется по кругу, в этом гарантия сохранения порядка и преодоления смерти. Главная богиня, которой служит фараон Египта, его главная защитница и хранительница – богиня Маат, богиня справедливости и порядка.

Эти мифологические образы богов Египта, основные сюжеты мифофо, основные этапы истории величия Древнего Египта – первой в истории человечества империи и стали основой для художественной культуры.

Третий вопрос. Художественная культура Древнего Египта возникает в для обслуживания основных мифов, их художественного воплощения. Задача искусства передать в изобразительных=, скульптурных образах основное содержание мифов, дать изобразительное повествование об истории Египта. Оно формируется в связи с развитие погребального культа, для обожествления власти фараона, для информации об основных религиозных канонах.

В связи с развитием рациональных знаний, прежде всего математики, геометрии (работа с землёй и создание ирригационных= систем делали овладение этими знаниями необходимым условием культурного развития) искусство Древнего Египта носит весьма рациональный, информативный, математически выверенный и геометрически точный характер. Наиболее хорошо это иллюстрируется египетским рельефом. Как и земельные участки, так и площадь стены делилась на равные части. Каждая из них повествовала о жизни богов или фараонов, их подвигах. Здесь не должно быть ни какой фантазии, или попытки изобразить предмет реально. От квадрата к квадрату художник информирует, передаёт содержание мифа в изобразительных образах. Направление, в котором следует «читать» рисунки задаёт само изображение. Найдено было удивительно яркое, запоминающееся изображение фигур: плечи развёрнуты фронтально, а лицо в профиль, при этом глаз и бровь так же изображено в фас. Это удивительно четкая, геометрически жёсткая, запоминающаяся конструкция изображения. Поворот головы повторял движение солнца, с востока на запад, в этом направлении было необходимо рассматривать рисунки.

Главное задача художника точно передать правила жизнедеятельности египетского общества, его иерархическую структуру, подчеркнуть божественную роль фараона. Но самая отличительная черта древнеегипетского искусства это попытка при помощи искусства преодоление смерти. С культом мертвых связанны все самые главные памятники древнего Египта. Это, прежде всего, создание грандиозных пирамид. Каждый фараон вступая на трон возводил свою пирамиду. Пирамида – это дом фараона после смерти. Она символизирует его восхождение в царство Осириса. Создание этих грандиозных архитектурных культовых сооружений и сегодня одна из самых больших загадок в истории культуры. Самая большая пирамида Хеопса (Хуфу) в высоту 147,5 метров, занимает площадь более 55 тыс. кв. м., состоит из 2,5 тыс. глыб по 2,5 тонны каждая. Как было возможно создание такого чуда, без строительной техники, без связующих материалов остаётся загадкой. Миф об возрождении Осириса требовал выработать технологию сохранения тела умершего. Так рождается настоящее искусство мумификации, которая подробно была описана Геродотом. Секрет этого мастерства был утерян, и заново рожден только в СССР в связи с необходимостью сохранять теле вождей.

В могилу фароонов и знати помещалось всё, что было у них при жизни, необходимое количество рабов, предметов роскоши. В последствии убитых рабов стали заменять скультурками слуг, так называемые «ушебти», которые и обслуживали фараона в загробной жизни, но и отмаливали у Осириса и Исиды его право на вечную жизнь, каждая ушебти в загробном царстве должна была знать и произность свою молитву.

Постепенно на смену пирамидам пришли не менее грандиозные храмы. Самые знаменитые Карнакский и Луксорский. Они так же создавались как усыпальница фараоном и место обитания и службы жрецов. Хотя вполен возмодно и пирамиды и храмы выполняли роль первых астрологический аосерваторий. В Египте впервые стали возводить грандиозные коллонады, которые оформляли вход в храм. В луксорском храме возведена грандиозная колонада из 136 огромных колон, на верхушке которой могло уместиться 100 человек.

Древний египет можно считать родиной появления в мировом искусстве скульптурного портрета. Рядом с саркофагом фараона, где находилась его мумия навсякий случай помещали и точный скульптурный портрет умершего, для того, что бы душа («ба») и жизненная сила («ка») вернульсь обратно. Как символ величия фараона перед храмами построеными ими стали создавать грандиозные скульптурные изображение, величина которых подчёркивала божественный статус фараона.

Один из самых интересных, главное, самых изученных периодов истории культуры Древнего Египта, так называемый Амарнский период, связанный с именами фараона Эхнатона, его жены, легендарной Нифертити, их зятя (или сына) Татанхамона. Это период грандиозной религиозной реформы Эхнатона, которая положила нало процессу перехода к монотеистической религии. Он приказал уничтожить всех богов с лужить только богу Атону, и сам принимает имя «Сжащий бога Амона» - Эхнатон. Он приказывает отстроить новую столицу. Все эти реформы вызвали оппозицию сильного египетского жречество, и в результате реформа после смерти Эхнатона потерпела поражение. Памятником этого периода стала обнаруженная в 1923 году, недалеко от селения Амарны полностью сохранившееся захаранение юного фараона Татанхамона. Здесь уникально всё, росписи стен, 8 расписанных рельефами саркафагов, куда было помещено тело фараона, его знаменитая золотая маска. В мигеле было обнаружено 10 тасяч золотых предметов. Но для историков и археологов главное не это, а та огромная информация которую узнали учёные после открытия этого захаронения.

Культура Дренего Египта стала одним из истоков культуры Античности. Египет и Древняя Греция были связаны географически Средиземным морем. Разными климатические условия требовали торговых контактов. Греки покупали и Египта зерно, а Египтяне вино и оливковое мало. Египет ив античные времена считался хранителем учёной мудрости, и греческие учёные приезжади учиться у египетских жрецов. В эпоху господства Античного Рима Древний Египет вошёл в состав Великой римской империи. Здесь была построена культуная столица мира Александрия, сташая центром развития науки и образования в эпоху античности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: