Обучение персонала вопросам качества





 

Известно, что для обеспечения эффективной деятельности пред­приятия в условиях научно-технического прогресса требуется посто­янное повышение квалификации и переподготовка персонала по всем необходимым направлениям, в том числе - по обеспечению качества.

При этом нужно обеспечить дифференцированный подход к обу­чению в зависимости от роли и функций работников на предприятии.

Руководству предприятия требуется четкое понимание принци­пов обеспечения качества и управления качеством, умение верно опре­делять политику в области качества и осуществлять стратегическое планирование с учетом внешних и внутренних факторов.

Управленческому персоналу, кроме этого, нужно твердо знать функции своих подразделений в системе качества и методы их выпол­нения, имея общее представление о системе качества и понимая свою роль и место в этой системе.

Работники службы качества должны иметь достаточные теоре­тические знания в области качества и уметь практически организовать управление и контроль качества продукции, для чего они должны также знать технологию и организацию производства продукции своего предприятия.

При обучении производственного персонала необходимо иметь в виду, что качество формируется в производственном процессе и, зна­чит, методы разработки и изготовления продукции сами по себе должны быть направлены на достижение необходмых характеристик (требуемого уровня качества). Поэтому здесь обучение качеству неот­рывно от обучения профессии вообще. При этом может потребоваться ознакомление с некоторыми разделами из смежных областей, таких, как метрология, статистика и других.

Кроме того, поскольку такой работник, выполняя свою конкрет­ную работу, участвует в общем производственном процессе, ему необ­ходимо иметь общее представление о действующей системе качества, знать свою роль и место в этой системе, а также знать, как он взаимодействует по вопросам качества с другими работниками и админи­страцией. Например, какие последствия его ожидают при забраковании его изделия и, наоборот, какое моральное и материальное поощ­рение он может подучить, стабильно обеспечивая требуемое качество продукции. Комплекс этих и других вопросов, дополняющих чисто профессиональные знания, должен стать предметом специального обучения в области качества.

В программе такого обучения целесообразно предусмотреть из­учение следующих вопросов:

- общая организация работ по качеству (система качества);

- методы контроля качества изготавливаемых изделий и статис­тические методы контроля качества;

- система бездефектного изготовления продукции;

- действия администрации и работников при выпуске бракован­ной продукции и санкции за брак;

- организация претензионно-исковой работы;

- организация рационализаторской работы и кружков качества.

Кроме этого, может потребоваться дополнительное обучение персонала каким-либо специфическим вопросам обеспечения качества применительно к выпуску конкретной продукции.

Работники всех уровней должны быть ознакомлены с основными положениями действующего законодательства в области качества, в первую очередь - с законами о защите прав потребителей, о сертифи­кации, о единстве измерений, о стандартизации.

Для подготовки работников службы качества может быть ис­пользована прилагаемая примерная программа дисциплины «Управ­ление качеством продукции» для вузов. Эта программа была разрабо­тана для преподавания управления качеством в Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии и в 1995г. была одобрена и утверждена учебно-методическим объединением по обра­зованию в области производственного менеджмента.

Для обучения вопросам качества, кроме приглашения сторонних специалистов, полезно привлекать собственных работников, практи­чески занимающихся изучаемыми вопросами и знающими специфику предприятия и местные условия.

По результатам обучения должна быть предусмотрена оценка знаний и умений работников предприятия для их официальной атте­стации, а также для определения возможности их профессионального роста и продвижения по службе.

Организацией обучения должен заниматься отдел подготовки кадров, но программы обучения по вопросам качества должны разра­батываться службой качества с привлечением, при необходимости, своих или сторонних специалистов.

Мотивация персонала

 

Важное значение мотивации персонала для эффективной дея­тельности организации подчеркивали еще основоположники науки управления, когда Ф.Тейлор говорил о дружественном сотрудничестве с администрацией, А.Файоль и Г.Эмерсон-о справедливом возна­граждении, а Г. Форд ввел 8-часовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы.

Но в полной мере значение мотивации персонала нашло отраже­ние в доктрине «человеческих отношений», доказавшей важность человеческого от­ношения к работникам для повышения производительности труда и качества продукции.

В управлении качеством мотивация персонала - это побуждение работников к активной деятельности по обеспечению требуемого ка­чества продукции.

В основе мотивации лежит принцип предоставления работникам возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения к труду. Без этого нельзя говорить о сколько-нибудь се­рьезной заинтересованности персонала в высоком качестве выпускае­мой продукции. А без заинтересованности любые планы повышения качества вероятнее всего останутся лишь на бумаге.

Разнообразие личных целей и стремлений работников, уровень их образования и культуры требуют применения различных способов мотивации. В самом деле, подходы к мотивации в научно - исследо­вательском институте и исправительно-трудовой колонии должны быть, очевидно, разными. Поэтому для достижения желаемого эффекта необходимо не только представлять себе общую характеристику персона­ла, а хорошо знать личные цели и стремления каждого работника.

Основой мотивации, без сомнения, является уровень заработной платы, но большое значение имеет также премирование за высокое качество, штрафные санкции за брак, социальные и моральные меры по­ощрения.

Дополнительно к этому могут применяться и другие способы мо­тивации. Наиболее известные среди них - предоставление возмож­ности получения образования или занятия научной деятельностью, создание благоприятных условии для работы, стимулирование круж­ков качества, присвоение почетных званий, плановое продвижение по службе, распространение акций предприятия среди работников и т.д.

В зависимости от контингента работников для их мотивации ис­пользуется то или иное соотношение «кнута и пряника», демократиче­ский или авторитарный стиль управления, реализуется так называе­мый партисипативный метод управления (привлечение работников к участию в управлении предприятием).

Особенностью работ по мотивации персонала на предприятиях является необходимость тесного взаимодействия с профсоюзами и юридической службой.

Учитывая важное значение качества для экономики в целом, в ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется еще и на государственном уровне. Примером такого стимулирования служит премия Болдриджа в США, учрежденная по инициативе бывшего ми­нистра торговли в 1987 году. Эта премия присуждается за достижения в области качества трем категориям предприятий: промышленным, в области услуг и мелкому бизнесу. В Японии в 1951 году была учреж­дена премия Деминга. Эта премия присуж­дается не только предприятиям, но и отдельным лицам.

Национальные премии по качеству учреждены также в Велико­британии, Швеции, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии и ряде других стран. В 1991 году была учреждена Европейская премия по ка­честву, которая присуждается по результатам оценки предприятий по девяти критериям: роль руководства, управление персоналом, полити­ка и стратегия, ресурсы, процессы, удовлетворение персонала, удовлет­ворение потребителей, воздействие на общество, результаты бизнеса.

И, наконец, в 1996 году в России была учреждена ежегодная пра­вительственная премия в области качества [Стандарты и качество. 1996. № 5]. Премия будет присуждаться организациям за достижение «...значительных результатов в области качества продукции или услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение организациями высокоэффективных методов управления качеством». Ежегодно будет присуждаться не более 12 премий.

Роль подобных премий заключается не только в том, чтобы от­метить достижения лучших предприятий. В последнее время они стали играть не меньшее значение в подтягивании средних предприятий до уровня лучших путем проведения ими самооценки по критериям пре­мий и принятия необходимых мер для улучшения работ в области ка­чества.

В настоящее время в правительстве ведутся разработки возвращения «знака качества» на достойные отечественные товары.

Контроль качества

 

Контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объемная функция по при­меняемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания.

Что же такое контроль? В ряде источников встречаются разные определения контроля. В стандарте ИСО 8402 говорится, что кон­троль - это деятельность, включающая проведение измерений, экспер­тизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными тре­бованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

В других источниках встречается более широкая трактовка кон­троля, когда в него включается три этапа: определение нормативов, сопоставление запланированных и полученных результатов и приня­тие корректирующих мер.

Однако такое понимание контроля больше соответствует терми­ну управление. В самом деле, при расширенном толковании контроля происходит дублирование функции «планирование качества», которая включает в себя определение нормативов, а также функции «разработка и внедрение корректирующих мероприятий», которые уже были выделены в виде самостоятельных управленческих функций.

Поэтому представляется более обоснованным определение, дан­ное в стандарте ИСО 8402, где под контролем понимается измерение полученных характеристик и их сравнение с заданными. Это, кстати, соответствует позиции одного из основоположников менеджмента -А.Файоля, который предостерегал от включения в контроль распоря­дительных и исполнительных функций.

На машиностроительных предприятиях применяются следующие виды контроля качества :

В зависимости от места контроля и этапов работ:

- контроль проектирования,

- входной контроль материалов и комплектующих изделий,

- контроль за состоянием технологического оборудования,

- операционный контроль при изготовлении,

- авторский надзор за изготовлением,

- активный контроль приборами, встроенными в технологиче­ское оборудование,

- приемочный контроль готовой продуции,

- контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах. В зависимости от охвата контролируемой продукции:

- выборочный контроль,

- сплошной контроль.

Перечисленные виды контроля качества продукции осуществля­ются путем использования различных физических, химических и дру­гих методов, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие.

Среди разрушающих методов:

- испытания на растяжение и сжатие;

- испытания на удар;

- испытания при повторно-переменных нагрузках;

- испытания твердости.

В числе неразрушающих методов:

- магнитные (например, магнитографические методы);

- акустические (ультразвуковая дефектоскопия);

- радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма-лучей);

- органолептические (визуальные, слуховые и т.п.).

Рассматривая функцию «контроль», нельзя не сказать о метроло­гическом обеспечении производства, без которого вообще было бы невозможно проведение какого-либо контроля. В связи с этим метро­логическая деятельность традиционно рассматривается как одна из составных частей в управлении качеством. При этом, кроме обеспече­ния производства необходимым парком средств измерений, метроло­гическая служба должна путем проведения их периодической поверки обеспечить требуемую точность измерений.

Из нормативных документов, регламентирующих метрологи­ческую деятельность, в первую очередь следует упомянуть закон РФ о единстве измерений и международный стандарт ИСО 10012-1:1992 о подтверждении метрологической пригодности измерительного обору­дования .

Особым видом контроля являются испытания готовой продук­ции. В словаре терминов Европейской организации по качеству дается следующее определение: испытание - это определение или исследова­ние одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатаци­онных факторов и условий.

Испытания проводятся по соответствующим программам. В за­висимости от целей существуют следующие основные виды испыта­ний:

- предварительные испытания - это испытания опытных (голов­ных) образцов для определения возможности приемочных ис­пытаний;

- приемочные испытания - это испытания опытных (головных) образцов для определения возможности их постановки на производство;

- приемо-сдаточные испытания - это испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику;

- периодические испытания - это испытания, которые проводят­ся один раз в 3-5 лет для проверки стабильности производства;

- типовые испытания - это испытания серийных изделий после вне­сения существенных изменений в конструкцию или технологию.

Информация о качестве

 

Эту функцию иногда называют коммуникацией или связующим процессом. Содержание этой функции - получение, систематизация и выдача информации о качестве соответствующим подразделениям для анализа и разработки необходимых мероприятий.

При рассмотрении этой функции необходимо иметь в виду четы­ре базовых элемента:

1. Отправитель информации.

2. Сообщение, т.е. собственно информация.

3. Канал, средство передачи информации и помехи (шум).

4. Получатель информации и обратная связь.

Информация о качестве складывается из внутренней и внешней. Внутренняя получается по результатам контроля производства и пока­зывает, какое качество продукции достигается при ее создании на предприятии. Внешняя получается в виде требований заказчиков и рынков сбыта, данных о научно-техническом прогрессе (стандарты, патенты, ноу-хау), сведений с объектов эксплуатации.

Сравнение внутренней и внешней информации дает объективную оценку положения дел с качеством продукции, что позволяет прини­мать необходимые меры для эффективной работы в области качества.

Поиском внешней информации на предприятиях занимаются службы маркетинга, стандартизации, информации, патентов. Ак­тивную работу в этом направлении ведут также конструкторские, ис­следовательские и технологические отделы. Информацию с объектов эксплуатации получает служба надежности и претензионная служба. Последняя обычно входит в состав отдела технического контроля и организует работу по устранению предъявленных претензий. Служба входного контроля обменивается информацией с поставщиками о ка­честве материалов и комплектующих изделий.

Основными отправителями и получателями внутренней инфор­мации о качестве являются исследовательские, конструкторские и тех­нологические отделы, цехи-изготовители продукции, отдел техниче­ского контроля, представители заказчиков на предприятии, а также отдел управления качеством.

Основными носителями информации о качестве являются:

предъявительские записки, акты о браке, протоколы испытаний, акты инспекционного контроля, претензии и сообщения с мест эксплуата­ции, материалы отделов маркетинга, информации и патентов.

Каналами и средствами передачи информации служат су­ществующие средства внешней связи и внутренняя почта предприятия. При организации информационных потоков очень важно установить обратную связь, исключить возможные искажения.

В условиях жесткой конкуренции и наличия у крупных фирм фи­лиалов в разных странах оперативное получение и передача информа­ции о новейших достижениях в области техники и технологии приоб­ретает первостепенное значение. Цена информации чрезвычайно высока, и для ее получения используются все дозволенные, а зачастую и недозволенные методы, в том числе - промышленный шпионаж.

Разработка мероприятий

 

Разработка мероприятии производится на основе анализа ин­формации и должна предусматривать:

- корректирующие мероприятия, направленные на устранение выявленных дефектов и несоответствий;

- предупредительные мероприятия - для устранения причин вы­явленных дефектов и несоответствий, чтобы не допустить их повторения;

- профилактические мероприятия, предназначенные для устра­нения причин потенциальных дефектов, чтобы предотвратить их появление.

В соответствии с принципами обеспечения качества эти меро­приятия могут быть направлены на улучшение материальной базы, на активизацию человеческого фактора или на совершенствование управления.

Стабильность обеспечения качества может быть достигнута только в том случае, если в системе качества предусмотрена возмож­ность принятия полного комплекса указанных мер, хотя в каждом конкретном случае может потребоваться только какая-то часть этих мероприятий.

Разработка мероприятий начинается с доведения информации по качеству до соответствующих подразделений, которые анализируют ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими под­разделениями и представляют на утверждение руководству предприятия.

Оформление мероприятий производится в виде приказов, распо­ряжений, планов или графиков работ. Важно, чтобы все планируемые меры были обеспечены необходимыми ресурсами и предусматривался контроль их исполнения.





Читайте также:
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.027 с.