Фаза введения ориентировочных основ (фвоо).




Историческое становление групповых форм в психологической работе.

I этап: становление групповых форм работы в рамках практической медицины.

А.Месмер занимался лечением больных людей, объединяя их в группы – «Теория животного магнетизма» (автор Месмер).

XIX в. – Дж. Пратт собирал больных в группы, считая, что группа сама по себе оказывает терапевтический эффект.

Адлер – адаптировал методы индивидуальной терапии для работы с группой. Считал, что именно группа оказывает воздействие на цели и ценности индивида и помогает его модифицировать.

II этап: связан со становлением социальной психологии. Начинается формирование теорий социально-психологического тренинга.

III этап: становление групповой психологической работы в отдельных направлениях.

К.Левин – изучая феномены группового взаимодействия, выводит понятие Т-группы.

В основе создания Т-групп лежали следующие идеи:

1. Большинство людей живёт и работает в группах.

2. Чаще всего человек не отдаёт себе отчёта, каким образом он участвует в группе.

3. Большинство людей не осознаёт, какие реакции ______________________________

К .Левин лаборатория по изучению групп.

!!! Форверг ввёл понятие СПТ.

Общие определения спт

Емельянов Ю.Н. определяет СПТ как группу методов развития способностей к овладению любых видов сложной деятельности.

Жуков Ю.И., Петровская Л.А., Растянников П.В. определяют СПТ как область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении.

Захаров В.П. определяет специфику СПТ:

1. осознание в процессе работы группы особенностей каждого участника;

2. развитие умений и навыков общения;

3. сплочение группы.

Основные типы и виды спт

1. Инструментально ориентированные тренинги (ИОТ).

2. Личностно ориентированные (ЛО).

ИОТ – социально-психологический тренинг поведения, связанный с модификацией поведения.

СПТ поведения = деятельность + навыки

(в процессе обучения) (в результате обучения)

Цель ИОТ - изменение установок

Виды инструментально ориентированного тренинга:

- тренинг для руководителей

- тренинг стратегии (?) решения конфликтов

- тренинг делового общения

- тренинг уверенности в себе

- тренинг социальных навыков и т.д.

ЛО тренинг – основным процессом является личностный рост.

Группы личностного роста:

- группы встреч

- гештальт-группы

- психодрам. группы

- группы танцевальной терапии

- группы арт-терапии и.т.д.

Преимущества и недостатки групповой формы работы.

Преимущества:

(К.Рудестам)

1. в группе возможна потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.

2. опыт, приобретённый в группе, помогает в решении проблем.

3. в группе возможно получение «обратной связи».

4. в группе возможно получение поддержки от людей, имеющих сходный опыт.

5. в группе становятся очевидными такие факторы, как давление партнёров, конформизм, влияние, распределение ролей.

6. группа помогает формировать Я-концепцию индивида (помогает закончить Я-образ).

7. экономическая выгода для психолога.

Недостатки:

1. группа способствует созданию уникального стиля общения, не соответствующего реальному стилю общения в повседневной жизни.

2. трудность реализации тех ценностей, которые формируются в группе.

3. возможны психологические ожоги в группе.

4. неприменимость некоторых форм поведения в группе в повседневной жизни.

Отличия групп личностного роста и психотерапевтических групп:

Критерий Группы личностного роста Психотерапевтические группы
объект здоровая личность невротическая личность
цель ускорение психологического развития и самореализации исправление симптоматического поведения
задачи актуализация в обществе, стремление к радостной и полноценной жизни адаптация в обществе
материал для работы опыт «здесь и теперь» прошлый опыт
лидер группы самораскрывающаяся личность анонимный человек
ориентация на чувства, физические и соматические ощущения на интеллект
продолжительность кратковременная долговременная

Тема: ОСНОВНЫЕ ФАЗЫСПТ

Фаза разминки.

Цель данной фазы: запустить групповые процессы, наладить процесс межличностных отношений в группе.

Задачи: 1) снять тревогу, побудить участников к действию

2) создать благоприятный психологический климат

Важные моменты фазы:

- помнить, что каждый участник пришёл с различными ожиданиями;

- нужно ориентироваться на личностные качества участников;

- делать акцент на наблюдении за невербальным поведением;

- обязательно проводить обсуждение источника напряжения в группе.

Результатами фазы разминки должны быть:

- отступление тревоги;

- появление интереса участников к высказываниям друг друга.

Фаза активизации спт.

Цель: создать атмосферу доверия в группе.

Задачи: 1) привести группу в оптимальное состояние для тренинга

2) ещё больше уменьшить напряжение участников группы

3) создать атмосферу доверия и контакта

Фаза активизации является фазой становления взаимоотношений.

Признак фазы – введение групповых норм.

Основные характеристики фазы активизации: в группе могут развиваться процессы, затрагивающие глубинные пласты личности (это связано с чувством тревоги, страхом быть отвергнутым.

Основные приёмы активизации:

- стимулирование высказываний участников

- все коммуникации сделать прямыми (без подтекста)

- мотивировать участников группы к отражению своих чувств (с помощью

следующих вопросов: что вы думаете и чувствуете? Поделитесь своими мыслями).

- нужно отслеживать групповую динамику.

Эта фаза может быть схожа с фазой разминки.

Критерии успешной активизации:

1. появление взаимного доверия

2. появление раскованности у участников

3. смещается акцент с собственного говорения на слушание другого (!) ВАЖНО

4. участники хотят активно работать

Задачи фазы активизации считаются выполненными, если:

- сложилась групповая иерархия

- определился лидер

- сложилась атмосфера активного обмена мнениями и чувствами

- преобладает позитивное настроение

- сложилась коммуникативная система.

Фаза лабилизации.

Цель: коррекция самооценки личности.

Задача: эмоциональная встряска личности.

Лабилизация - это эмоциональная встряска личности, переживание многообразных чувств, возникающих в следствие осознания личностью неадекватности привычных форм поведения и неадекватности представлений о самом себе.

Признаки прохождения фазы лабилизации:

1. Участники группы перенесли чувство тревоги или страха относительно собственной неадекватности при выполнении упражнений.

2. Когда у участников возникает потребность овладеть новыми формами поведения и возникает вопрос: что следует дальше?

Фаза введения ориентировочных основ (фвоо).

Цель: подготовка участников группы к приобретению новых навыков.

Задачи: 1) вернуть всем участникам группы уверенность в себе

2) ввести новые правила поведения

3) поднять уровень саморегуляции поведения

Ориентировочные основы - это правила поведения, модели поведения, которые необходимо усвоить и которыми нужно овладеть в тренинге

Типы ориентировочных основ (2 типа):

1. Демонстрируется образец поведения (который считается правильным).

2. Демонстрируется образец правильного поведения (с оговоркой границ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: