Историческое становление групповых форм в психологической работе.
I этап: становление групповых форм работы в рамках практической медицины.
А.Месмер занимался лечением больных людей, объединяя их в группы – «Теория животного магнетизма» (автор Месмер).
XIX в. – Дж. Пратт собирал больных в группы, считая, что группа сама по себе оказывает терапевтический эффект.
Адлер – адаптировал методы индивидуальной терапии для работы с группой. Считал, что именно группа оказывает воздействие на цели и ценности индивида и помогает его модифицировать.
II этап: связан со становлением социальной психологии. Начинается формирование теорий социально-психологического тренинга.
III этап: становление групповой психологической работы в отдельных направлениях.
К.Левин – изучая феномены группового взаимодействия, выводит понятие Т-группы.
В основе создания Т-групп лежали следующие идеи:
1. Большинство людей живёт и работает в группах.
2. Чаще всего человек не отдаёт себе отчёта, каким образом он участвует в группе.
3. Большинство людей не осознаёт, какие реакции ______________________________
К .Левин лаборатория по изучению групп.
!!! Форверг ввёл понятие СПТ.
Общие определения спт
Емельянов Ю.Н. определяет СПТ как группу методов развития способностей к овладению любых видов сложной деятельности.
Жуков Ю.И., Петровская Л.А., Растянников П.В. определяют СПТ как область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении.
Захаров В.П. определяет специфику СПТ:
1. осознание в процессе работы группы особенностей каждого участника;
2. развитие умений и навыков общения;
3. сплочение группы.
Основные типы и виды спт
1. Инструментально ориентированные тренинги (ИОТ).
2. Личностно ориентированные (ЛО).
ИОТ – социально-психологический тренинг поведения, связанный с модификацией поведения.
СПТ поведения = деятельность + навыки
(в процессе обучения) (в результате обучения)
Цель ИОТ - изменение установок
Виды инструментально ориентированного тренинга:
- тренинг для руководителей
- тренинг стратегии (?) решения конфликтов
- тренинг делового общения
- тренинг уверенности в себе
- тренинг социальных навыков и т.д.
ЛО тренинг – основным процессом является личностный рост.
Группы личностного роста:
- группы встреч
- гештальт-группы
- психодрам. группы
- группы танцевальной терапии
- группы арт-терапии и.т.д.
Преимущества и недостатки групповой формы работы.
Преимущества:
(К.Рудестам)
1. в группе возможна потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.
2. опыт, приобретённый в группе, помогает в решении проблем.
3. в группе возможно получение «обратной связи».
4. в группе возможно получение поддержки от людей, имеющих сходный опыт.
5. в группе становятся очевидными такие факторы, как давление партнёров, конформизм, влияние, распределение ролей.
6. группа помогает формировать Я-концепцию индивида (помогает закончить Я-образ).
7. экономическая выгода для психолога.
Недостатки:
1. группа способствует созданию уникального стиля общения, не соответствующего реальному стилю общения в повседневной жизни.
2. трудность реализации тех ценностей, которые формируются в группе.
3. возможны психологические ожоги в группе.
4. неприменимость некоторых форм поведения в группе в повседневной жизни.
Отличия групп личностного роста и психотерапевтических групп:
Критерий | Группы личностного роста | Психотерапевтические группы |
объект | здоровая личность | невротическая личность |
цель | ускорение психологического развития и самореализации | исправление симптоматического поведения |
задачи | актуализация в обществе, стремление к радостной и полноценной жизни | адаптация в обществе |
материал для работы | опыт «здесь и теперь» | прошлый опыт |
лидер группы | самораскрывающаяся личность | анонимный человек |
ориентация | на чувства, физические и соматические ощущения | на интеллект |
продолжительность | кратковременная | долговременная |
Тема: ОСНОВНЫЕ ФАЗЫСПТ
Фаза разминки.
Цель данной фазы: запустить групповые процессы, наладить процесс межличностных отношений в группе.
Задачи: 1) снять тревогу, побудить участников к действию
2) создать благоприятный психологический климат
Важные моменты фазы:
- помнить, что каждый участник пришёл с различными ожиданиями;
- нужно ориентироваться на личностные качества участников;
- делать акцент на наблюдении за невербальным поведением;
- обязательно проводить обсуждение источника напряжения в группе.
Результатами фазы разминки должны быть:
- отступление тревоги;
- появление интереса участников к высказываниям друг друга.
Фаза активизации спт.
Цель: создать атмосферу доверия в группе.
Задачи: 1) привести группу в оптимальное состояние для тренинга
2) ещё больше уменьшить напряжение участников группы
3) создать атмосферу доверия и контакта
Фаза активизации является фазой становления взаимоотношений.
Признак фазы – введение групповых норм.
Основные характеристики фазы активизации: в группе могут развиваться процессы, затрагивающие глубинные пласты личности (это связано с чувством тревоги, страхом быть отвергнутым.
Основные приёмы активизации:
- стимулирование высказываний участников
- все коммуникации сделать прямыми (без подтекста)
- мотивировать участников группы к отражению своих чувств (с помощью
следующих вопросов: что вы думаете и чувствуете? Поделитесь своими мыслями).
- нужно отслеживать групповую динамику.
Эта фаза может быть схожа с фазой разминки.
Критерии успешной активизации:
1. появление взаимного доверия
2. появление раскованности у участников
3. смещается акцент с собственного говорения на слушание другого (!) ВАЖНО
4. участники хотят активно работать
Задачи фазы активизации считаются выполненными, если:
- сложилась групповая иерархия
- определился лидер
- сложилась атмосфера активного обмена мнениями и чувствами
- преобладает позитивное настроение
- сложилась коммуникативная система.
Фаза лабилизации.
Цель: коррекция самооценки личности.
Задача: эмоциональная встряска личности.
Лабилизация - | это эмоциональная встряска личности, переживание многообразных чувств, возникающих в следствие осознания личностью неадекватности привычных форм поведения и неадекватности представлений о самом себе. |
Признаки прохождения фазы лабилизации:
1. Участники группы перенесли чувство тревоги или страха относительно собственной неадекватности при выполнении упражнений.
2. Когда у участников возникает потребность овладеть новыми формами поведения и возникает вопрос: что следует дальше?
Фаза введения ориентировочных основ (фвоо).
Цель: подготовка участников группы к приобретению новых навыков.
Задачи: 1) вернуть всем участникам группы уверенность в себе
2) ввести новые правила поведения
3) поднять уровень саморегуляции поведения
Ориентировочные основы - | это правила поведения, модели поведения, которые необходимо усвоить и которыми нужно овладеть в тренинге |
Типы ориентировочных основ (2 типа):
1. Демонстрируется образец поведения (который считается правильным).
2. Демонстрируется образец правильного поведения (с оговоркой границ).