Серия: Святые на земле Самаровской.




Крест епископа Германа.

«На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти»

Притч.,гл.,12.28

«Благословением праведных возвышается город…»

Причт.,гл.11.11

 

Неумолимо стирает время память о прошлом, если в нем нет основания, на котором созидается жизнь, если в нем нет опоры для будущих поколений, если в нем нет и луча от немеркнущего света вечных истин. Но есть и пережитое, над которым не властны века, и след от него нестираем. О таком прошлом мы хотим поведать нашим читателям.

Наш рассказ о Германе (Ряшенцеве), епископе Вязниковском, оставившем немеркнущий след в истории старинного села Самарова и Самаровского уезда. В чине священномученика он прославлен Русской Православной Церковью на Поместном архиерейском соборе 06.10.2001 года при Патриархе Московском и всея России, Алексие II. Его имя пополнило великий собор новомучеников и исповедников православной христианской веры, пострадавших в тяжкую годину испытаний в начале 20 века.

Епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев) (1883 - † 1937), в миру Николай Степанович Ряшенцев родился в Тамбове, в купеческой семье. Получил духовное образование, 22 лет от роду принял монашеский постриг в стенах Казанской духовной академии. Получил и новое имя в честь святителя Германа Казанского. В 1908 году отец Герман оканчивает духовную академию со званием кандидата богословия и направляется преподавателем в Псковскую духовную семинарию. Затем следуют должность инспектора, перевод в Вифанскую семинарию, близ Троице-Сергиевой лавры, получение должности ректора. 24 мая 1913 года Сергиев Посад посетила Царская семья, совершающая паломническое путешествие в связи с празднованием 300-летия дома Романовых. Воспитанники Вифанской духовной семинарии, стояли за рядами иноков, вдоль которых, приложившись ко Кресту и Иконе, прошествовали Император Николай II и его Августейшие дочери. Летом 1914 года, после начала Первой Мировой войны отца Германа командируют на несколько месяцев в действующую армию для «удовлетворения религиозных нужд воинских чинов». В конце 1917 года он возвращается к месту прежней службы и служит до закрытия Вифанской семинарии в сентябре 1918.

27 сентября 1919 года, на праздник Крестовоздвижения, Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) рукоположил архимандрита Германа в епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Даниловом монастыре, где наместником служил учитель Германа (Ряшенцева) еще по Тамбовской семинарии архиепископ Феодор (Поздеевский). Удивительно то, что время сохранило речь святителя Тихона при вручении жезла о.Герману, написанную им собственноручно. Заканчивается она словами: «Прими и жезл сей в знамение твоей новой духовной власти, и да будет он тебе укрепление на крестном пути твоем». Так, ровно 100 лет, назад начнется скорбный путь отца Германа на свою голгофу.

После хиротонии, епископ Герман отправляется к месту служения в Иосифо-Волоколамский монастырь. Вокруг уже царит атмосфера злобы, уныния и доносов. В начале 1921 года Владыка Герман попадает в Бутырскую тюрьму за проповеди и за борьбу с властями против запрещения ношения Крестным ходом чудотворной иконы святителя Николая, установленное еще в 1771 году во время холеры в Волокаламске. Вскоре, «под давлением возмущенных произволом народных масс Волоколамского района», епископа Германа освобождают, однако летом 1922 года вновь следует арест. Владыку ссылают в Тобольский округ на три года.

Местом его ссылки становится село Самарово (ныне г.Ханты-Мансийск). Сибирское село впечатлит Владыку: «Когда мы вышли на берег, увидели перед собой могучий Иртыш (к югу) и к северу красивый горный кряж, покрытый могучим хвойным лесом, главным образом, кедрами. У подножия этого кряжа, который тянется не несколько верст, приютилось Самарово с правильными улицами и переулками с большей частью двухэтажными чистенькими домами, деревянными тротуарами, напоминающее больше пригород у города, и совсем не похожее на наше великорусское село». Но отсутствие духовной жизни в Самарово окажется для него тягостным, и Владыка поделится с духовными друзьями в своем письме: «Погода дивная. Здесь есть и незабудки и ландыши, и фиалки и земляника, но нет друзей и тех простых душ, в каких я учился узнавать и любить Христа».

В великие церковные праздники ссыльному архиерею разрешают служить вместе со священниками самаровской Покровской церкви. Владыка Герман всегда с радостью будет писать в Москву об участии в праздничных богослужениях. Сохраниться для потомков и фотография епископа Германа (Ряшенцева) из села Самарова, сделанная в Праздник Успения Божией Матери.

Осенью 1924 года, когда в Самарово пришлют новую партию ссыльных, «колонию» попавших сюда раньше отправят «в порядке разгрузки» по селам Самаровского уезда. В одном из сел (название пока осталось невыясненным) до ледохода будет находиться и епископ Герман. Из сохранившихся писем Владыки узнаем, что ему «здесь так всё «поглянулось», что жить бы в уединении, среди народа, во многом напоминающего по настроению наш, - простого и сердечного, заниматься своим внутренним миром…». Остальную часть срока ссылки он проведет в национальном хантыйском селении Чучелинские юрты, что 50 верст севернее Ханты-Мансийска. Здесь Владыка Герман и его помощница, послушница Свято-Троицкого Александра-Невского монастыря из села Акатова Клинского уезда Татьяна Егоровна Харламова провели суровую зиму 1924-1925гг. до окончания ссылки летом 1925г.

Посланная игуменьей женского монастыря из села Акатова, матерью Олимпиадой, послушница Татьяна разделит трудный подвиг смирения епископа Германа. Владыка, хотя, временами, и будет относиться с юмором к ее материальным заботам, но все же, высоко оценит ее служение и напишет своим друзьям: «Спасибо Тане, она понесла столько трудов и так много помогает здесь, что все, кто любит меня, должны молиться за нее, чтобы не унывала и не скучала. Она привезла целое хозяйство. Без этого здесь было бы трудновато».

Летом 1925 года из Чучелинской ссылки епископ Герман напишет: «лично я только всегда благодарю и очень благодарю Господа за все и особенно за Чучели». Он пишет о повальном сыпном тифе и множестве смертных случаях, среди местного аборигенного населения. Из писем, написанных «эзоповым языком» для проверяющих переписку, можно догадаться, что к Владыке местные люди «стали обращаться по его специальности». Похоже, что он совершал обряд крещения остяков и другие обряды (молебны, панихиды), «к которым инородцы стали дружно прибегать». Уже, будучи в Тобольске, епископ Герман пишет: «Чучели свои, и я и Таня вспоминали не раз, и, конечно, будем вспоминать, как одну из самых интересных страниц жизни. Нас так сердечно провожали. И, конечно, Архиереев мыс, как они назвали одно место, где я больше всего гулял, будет им, кроме другого прочего, напоминать о необычном происшествии в их жизни, а мне даже и сейчас эти юрты и пережитое в них кажется какой-то удивительной сказкой».

По окончании сибирской ссылки в августе 1925 года возвращается в Москву.30 ноября 1925 года вновь следует арест. Владыка Герман, вместе с другими архиереями, обвинен в создании нелегального Синода при Патриаршем местоблюстителе Петре (Полянском) и заключён во внутреннюю тюрьму ОГПУ. С 21 мая 1926 года до начала 1928 года Владыка Герман будет отбывать очередную ссылку в Средней Азии, по возвращении он будет рукоположен в епископа Вязниковского и станет викарием Владимирской епархии. По делу о «вязниковских церковниках» последуют новые аресты, заключение в Кемскую тюрьму, затем в Соловецкий лагерь особого назначения. Тяжело заболевшего его вывезут в 1930 году на материк, потом заключат в тюрьму города Великий Устюг.

Епископа Вязниковского Германа расстреляют 15 сентября 1937 в Сыктывкарской тюрьме. Обвинение в создании несуществующей, т.н. «контрреволюционной группы «священная дружина», вместе с обвинением в оказании помощи ссыльному духовенству, ляжет в основу обвинительного заключения.

6 октября 2001 г. по постановлению Священного Синода Русской православной церкви имя его будет включено в Собор Новомучеников и Исповедников Российских. День 15 сентября станет днем особого церковного поминовения священномученика епископа Г ермана и с ним пострадавших исповедников веры.

Нам, ныне живущим, подобает знать историю своего отечества (большого и малого) и хранить воспоминания о тех, кто жил до нас на этой земле, кто ступал на эту землю, кто освящал ее светом православной веры и добрыми делами. Так поучал нас в своем слове и ныне здравствующий Патриарх Московский и всея России Кирилл. Свой приезд в нашу епархию в 2013 году Его Святейшество начал, прежде всего, со встречи в Покровском храме, построенном на сохранившемся фундаменте старинной Самаровской церкви, где некогда ступала нога и ссыльного архиерея Владыки Германа (Ряшенцева)и других мучеников за Христову веру.

Татьяна Шевелева,

Ханты-Мансийск,

26.09.2019

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: