Положение о коллективной творческой выпускной квалификационной работе по журналистике. 8 глава




И.М. Дзялошинский в качестве важнейшей проблемы формирования журналистского профессионализма выделяет глубокое понимание освещаемой проблематики, обладание внятными смысловыми ориентирами и, разумеется, владение современными выразительными средствами.

В процессе индивидуальных отношений со студентом у преподавателя появляется больше возможностей обеспечить условия, при которых происходит становление современного журналиста-профессионала. Естественно, при этом сам преподаватель должен быть носителем требуемых компетенций: гражданских, социокультурных, коммуникативных, информационно-технологических.

«…в творческих профессиях, и в журналистике прежде всего, надо не учить, а разучать от установок, с которыми порой приходят бронированными и панцирными, то есть несвободными людьми. Несвободными от стереотипов, коим несть числа, от творческой зажатости… А приобрести состояние внутренней творческой свободы, истинный профессионализм (ведь творчество и есть суть личности) – значит войти в сердце профессии» [37, с.98].

Адаптация к новым условиям медиареальности необходима не только студентам, но и самим преподавателям. Необходимы новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. В этом плане очень интересны разработки, проводимые в г. Екатеринбурге, в лаборатории инновационных образовательных телепрограмм. Ведущий эксперт этой лаборатории, доктор психологических наук, профессор Александр Лобок, исследуя специфику педагогической индивидуальности, определяет методику преподавания журналистики как проявление личностного педагогического искусства, опирающегося на инновационные приемы и способы, а взаимоотношения по схеме учитель «ученик называет микростилистикой педагогического труда» (Интервью программе «День» на телеканале «Ермак» от 8 августа 2011 года).

Именно так в процессе создания телесериала было организовано общение с нашими студентами. И очень отрадно было наблюдать, как они проявляли все больший интерес к работе, как активно работала их творческая мысль. В результате документальный телесериал «Показывает Южный Урал» был сделан в срок. На презентацию мы представили 15 фильмов. Но проект решили не закрывать, а тем телерадиокомпаниям, которые по каким-то причинам не приняли в нем участия, дать возможность создать свою экранную историю.

Фильм «Первый студенческий. Звезды эфира зажигаются здесь», снятый по этому сценарию в рамках документального сериала, в 2012 году был представлен на IV Международном телекинофестивале «Профессия-журналист», организованном Союзом журналистов России, Гильдией кинорежиссеров и Центральным домом журналистов, и в номинации «Регион-фильм» занял первое место.

Сегодня сериал живет своей, отдельной от авторов жизнью. Серии выходят в эфир на тех каналах, где были созданы. Сериал в целом демонстрируется на канале «ЮУрГУ-ТВ», на кабельном канале «Ваше ТВ» и на интернет-портале 74.ru.

Успешно решена и педагогическая задача проекта – в процессе коллективного творчества не только с преподавателями, но и с профессиональными тележурналистами разных каналов наши студенты осваивали такие компетенции профессионального плана, как многообразный и разноплановый творческий поиск, умение сотрудничать в групповом общении, брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Вот как оценивает свое участие в создании сериала студентка четвертого курса Екатерина Сырцева:

«Независимо от рода деятельности, которой ты посвятишь себя, независимо от выбранной профессии, всегда очень важно встретить на своем пути людей, которые смогут направить тебя, помочь, научить чему-то, а главное, вдохновить своей творческой энергией, знанием дела и жизни. Тамара Дмитриевна Николаева во время нашей совместной работы показала мне, что такое настоящая журналистика. Я не только училась у нее тому, как сделать журналистский материал быстро, грамотно и качественно. Благодаря ей я по-новому взглянула на профессию журналиста и его роль.

Это одна сторона совместной работы с профессионалами – вдохновение и воодушевление. Другая сторона – это получение конкретного опыта, навыков, умений у людей, которые уже давно работают в этой сфере и знают ее изнутри в отличие от нас, студентов, которые только учатся, пробуют, экспериментируют, ищут новые пути. Самостоятельный поиск – это неотъемлемая составляющая любого начинания, но если рядом есть человек, который направляет тебя в нужную сторону, помогает тебе избежать ошибок и не делать лишних движений, а значит, сэкономить свое время и силы и отдать их на воплощение именно творческих идей, это значительно способствует достижению хорошего, лучшего результата.

Опыт совместной работы с профессионалами, которые относятся к тебе как к равному, стал для меня настоящим вдохновением и позволил более глубоко погрузиться в профессию, увидеть ее оборотную сторону, суть. Такая работа помогла мне объективно оценить свои возможности, подняться на новый уровень и, главное, поверить в себя».

А вот мнение преподавателя Н.И. Танчук: «Проекты совместного творчества студентов и преподавателей уникальны, прежде всего, потому что дают возможность студенту поверить в свои силы и смело, не оглядываясь, идти на эксперимент, зная, что рядом есть человек, заинтересованный в его успехе, готовый одобрить, похвалить и поправить. Страх, робость и неуверенность уходят после каждого общения с преподавателем, а желание получить необходимый навык и умение под руководством опытного журналиста становится главным в постижении профессии».

В рамках данного проекта есть целая серия, в создании которой участвовали не только студенты, но и школьники из разных уголков области, которые сотрудничают с местными телерадиокомпаниями, и их работы регулярно выходят в эфир. Все они – члены Челябинского отделения Всероссийской лиги юных журналистов.

Для работы над серией «Теледетство» их всех собрали выпускница нашего факультета Екатерина Земцова и бессменный телеоператор лиги юных журналистов Михаил Ваулин.

Подобные проекты, где рядом работают опытные и начинающие журналисты, имеют огромное значение и высокую творческую результативность именно потому, что накопленный старшими опыт и проверенные временем методики и умения становятся достоянием молодых, уберегая их от многих ошибок.

 

3.2.Сценарная разработка серии «Теледетство»
из многосерийного документального фильма
«Показывает Южный Урал»

 

Почему возникло желание рассказать о детском телевидении в Челябинской области? В последние годы для многих молодых журналистов в нашей области именно участие в школьной прессе и школьном телевидении, которое имеет выход на местные телеканалы, стало плацдармом для выбора профессии.

С 90-х годов, когда простой интерес подрастающего поколения к телевидению трансформировался в желание попробовать творить самим, прошло почти два десятилетия, поэтому говорить об истории детского телевидения в области (а это не только Челябинск, но и Копейск, Златоуст, Миасс, Карталы, Пласт, Аша, Чесма и т.д.), нам думается, уместно. Тем более что в архивах Челябинского отделения Всероссийской Лиги юных журналистов накопилось уже определенное количество архивных материалов.

В данной заявке мы предлагаем ряд эпизодов, которые кажутся нам наиболее уместными.

Эпизод 1. Начало. Как только на Южном Урале появилось телевидение, появилась и одна из самых главных его целевых аудиторий – детская. И перед созданной редакцией молодежных и детских передач (которая появилась, кстати, даже раньше, чем редакция «Новостей») стояли довольно непростые задачи: воспитывать, обучать, развлекать, делая это интересно, ненавязчиво, захватывающе…

За долгие годы школу тележурналистики прошли многие известные в нашей области тележурналисты (назвать). Не одно поколение школьников росло на популярных детских передачах (назвать). Но одной из самых популярных была авторская передача-долгожитель «Встреча с книгой», которая выходила в эфир около сорока лет, и все эти годы вела ее директор областной детской библиотеки Надежда Капитонова.

А в начале 60-х годов на телевидение пришли первые школьники: режиссер К. Лебедев организовал детский театр телеактера. Ребят в него принимали по конкурсу, готовили из них дикторов, актеров. Дети сами вели передачу «Детские новости», играли в спектаклях. Лебедев придумал теневой театр сказки. В соавторстве с Ю. Подкорытовым сочинял фантастические истории с известными литературными героями и т.д.

(Для видеоряда использовать архивные кадры, интервью с Н. Капитоновой или ее монолог).

Эпизод 2. Еще в советские времена, когда телекамеры были экзотикой и орудием операторов была кинокамера, в поселке Лазурном Красноармейского района была создана своя детская киностудия «Лазурьфильм». Руководил ею кумир мальчишек и девчонок, большой энтузиаст и удивительно творческий человек Геннадий Васильевич Кукушкин. Десятки сельских мальчишек и девчонок прошли здесь киношную школу: они были операторами, и актерами, и режиссерами под руководством одаренного педагога.

166 фильмов выпустила эта киностудия – игровых и документальных. Десятки побед на Всесоюзных и Всероссийских фестивалях народного творчества в ее активе. Когда закончилась эпоха кино, ребята успешно перешли на видеосъемки. Кстати, свою старенькую видеокамеру им подарил один из операторов ЧГТРК, и ребята продолжили делать свои маленькие шедевры. На юбилейные даты «Лазурьфильма» всегда съезжаются бывшие воспитанники из разных уголков страны и области. О студии «Лазурьфильм» во время ее активной работы не раз были показаны сюжеты на челябинском телевидении.

(Для видеоряда использовать архивные кадры, интервью, подсъемки Г. В. Кукушкина).

Эпизод 3. В других местах до поры до времени таких энтузиастов не находилось. Но в конце 80-х годов в челябинской школе №24 на ЧМЗ появилась первая школьная телестудия. Ребята под руководством Николая Боричева и его сестры Натальи Боричевой снимали «Новости» и небольшие передачи на школьные темы и на переменах демонстрировали их на этажах школы. У мониторов было всегда столпотворение. Было потом что обсудить и над чем посмеяться…

(Для видеоряда использовать архивные съемки, интервью, воспоминания педагогов).

Эпизод 4. Во многих районных центрах нашей области появились в последние годы свои собственные телекомпании. Они уверенно набирают обороты, совершенствуют сетку вещания, борются за собственный рейтинг с федеральными и областными каналами. На местных голубых экранах мы видим журналистов – выпускников факультетов журналистики ЮУрГУ и ЧелГУ… Ребята интересные, амбициозные, ищущие и дающие повод надеяться на то, что они достигнут высот в своей профессии и мы будем гордиться ими.

В этом году закончила с отличием факультет журналистики ЮУрГУ Кристина Киселева из Усть-Катава. Начинала она путь к профессии со школьной журналистики, была победителем многих конкурсов, в том числе и «Журналины». Училась заочно и совершенствовала свое мастерство на местном телеканале. И вот сегодня она, можно сказать, лицо своего канала…

(Для видеоряда использовать нарезку К. Киселевой – фрагменты из передач, которые она ведет на своем канале. Можно взять фрагмент защиты ею диплома, интервью с нею или руководителем местного канала).

Эпизод 5. Просматривая сетки вещания местных каналов сегодня, мы нет-нет да и натыкаемся в ней на передачи с несколько необычными названиями – «Школьные новости». Их авторы и ведущие – дети, которые занимаются в объединениях, сотрудничающих с телеканалами Копейска, Златоуста, Карталов, Пласта, Чесмы… Их имена уже популярны на своих территориях. Настя Бандурина из Карталов, Ира Гончаренко из Пласта… И если с профессиональной точки зрения их работа на экране иногда не безупречна, зато подкупает искренностью и стремлением к совершенству.

(Для видеоряда использовать нарезку и комментарии).

Эпизод 6. Каждый год вся школьная пишущая и снимающая братия собирается на свой любимый фестиваль «Журналина» (в 2014 году он отметит свое 20-летие). Среди этих ребят есть те, кто уже овладел начальными навыками профессии журналиста, оператора и ярко проявил себя на различных конкурсах, и новички, которые удивляют и изумляют членов жюри многочисленных конкурсов своими способностями и умениями. И с каждым годом их становится все больше и больше. На последней «Журналине» за право быть лучшими наряду с аборигенами боролись юные телевизионщики из Чесмы и неожиданно для всех завоевали несколько престижных призов.

(Для видеоряда использовать архивные съемки с «Журналин» и мини-интервью с председателем Челябинской лиги юных журналистов, зам. редактора газеты «Горняцкая правда Г.Д. Павловой).

Эпизод 7. Надо сказать, что успехи юных журналистов не остаются незамеченными. Каждый год лучшие из них награждаются президентскими и губернаторскими премиями, путевками во Всероссийские молодежные лагеря «Орленок» и «Океан» на профильные журналистские смены. А нынешней студентке из Пласта Даше Урумбаевой даже удалось принять участие в создании фильма о пребывании в лагере «Океан» В.В. Путина.

(Фрагмент фильма).

Эпизод 8. Надо сказать, что на местных каналах ребята осваивают и другие телевизионные специальности. Марат Бесингалиев выбрал себе специальность телевизионного оператора и несколько лет постигал ее у себя в поселке Локомотивном Карталинского района, еще школьником стал лауреатом нескольких престижных премий. Сейчас он студент факультета журналистики ЮУрГУ. Здесь же учится его земляк Владислав Чупров. Но это не значит, что «Школьные новости» остались без оператора. Успешно осваивают секреты мастерства под руководством оператора местной студии другие ребята. А их руководитель Татьяна Давыдова приезжает на консультации на ТРК «ЮУрГУ-ТВ».

(Фото и архивные съемки).

Эпизод 9. Хранителем традиций и архивных материалов нашей детской журналистики является Михаил Ваулин из Копейска. Мастерство телеоператора он начал осваивать еще в детстве. Потом поступил в медицинскую Академию, успешно ее закончил. И все-таки любовь к телекамере одержала верх, Михаил сменил белый халат на беспокойную журналистскую работу в копейском центре детских СМИ «Я и мы», и сегодня он безусловный авторитет среди ребят и главный консультант по всем техническим вопросам. Выпускница факультета журналистики ЮУрГУ Катя Земцова сама вышла, если можно так сказать, из детской журналистики, и сегодня она вместе с Михаилом представляет поколение молодых руководителей детской прессы в области, владеющих многими новыми технологиями и современными знаниями.

(Архивные съемки, возможно – синхроны).

Эпизод 10. Телевидение сегодня становится доступным. Во многих семьях увлекаются любительскими видеосъемками, стремятся постичь секреты этого увлекательного занятия и дети. Лига юных журналистов нашей области организовала для обучения детей заочную школу юных журналистов. Три раза в учебном году ребята со всей области приезжают в Челябинск, где на базе Областного центра дополнительного образования и Клуба мальчишек происходят трехдневные сессии. Профессиональные журналисты читают им лекции, здесь они просматривают лучшие работы, участвуют в деловых играх и т.д. А после занятий – поход в театры, прогулки по Арбату, обязательно с видеокамерами.

И по их приезде домой на местных каналах в «Новостях» идут сюжеты о поездке в Челябинск, сделанные юными журналистами.

Эпизод 11. Каждый год лига провожает во взрослую жизнь своих выпускников, но не с пустыми руками. В их творческих досье – фильмы и сюжеты, грамоты и дипломы, отзывы и характеристики. Им говорят слова напутствия те, кто несколько лет открывал им тайны будущей профессии, помогал преодолевать крутые ступеньки на пути овладения новыми навыками… приезжают бывшие выпускники – теперешние студенты и те, кто сегодня, получив высшее журналистское образование, трудится в самых различных СМИ. Этот праздник проходит на базе отдыха озера Печенкино в Еткульском районе, где уже много лет в последних числах июля проходят слеты юнкоров шахтерских городов. Оригинальный сценарий, слезы на глазах и в честь тех, кто уходит из племени юнкоров во взрослую жизнь, – самый настоящий салют.

 

3.3 Методические рекомендации по созданию
документального телевизионного фильма (очерка)

I. Основа фильма – сценарий.

Сценарная разработка (сценарий, либретто, предварительный план, «рабочая версия») оправдывает свое назначение, если в ней указаны:

– целевая установка – ради чего и во имя чего снимается фильм;

– круг действующих лиц, а при возможности предварительной встречи с ними и их человеческие характеристики, которые, если даже и не войдут в передачу, помогут установлению психологического контакта с героями на стадии съёмок;

– места действия, в которых предполагается наблюдение за повседневной жизнью героев или, напротив, за такими моментами, когда наиболее полно раскрываются их мысли и душевные качества;

– способы съемки (скрытая камера, длительное наблюдение, событийная съемка), которые, на взгляд сценариста, наилучшим образом помогут решению темы и каждого конкретного эпизода, а также раскрытию характеров основных героев;

– сценарно-организованные ситуации или «предлагаемые обстоятельства», в том числе и формы разговорного взаимодействия от спонтанного интервью на улице до дискуссии в павильоне студии;

– возможная последовательность эпизодов – в соответствии с развитием идеи произведения [33, с. 114].

Как рабочий план для съемочной группы сценарий содержит указание не только на объекты съемки, но и на необходимость передать нравственное, эмоциональное состояние людей, участвующих в передаче.

Три группы экранных средств выразительности – изобразительные, звуковые и драматургические – основа сценарных разработок. Задача сценариста – умело их использовать, драматургически выстроить телепередачу, сохранив ее непосредственность и импровизационность. «Первая, последняя и единственная заповедь сценариста – будь достоин аудитории, дорожи ее мнением, вниманием и временем. Единственное нерушимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (Р. Уолтер).

Самый важный, самый трудный компонент сценария – сюжет, внутренняя, интеллектуальная, эмоциональная по своей природе конструкция.

Структура сюжета, сформулированная Аристотелем две с половиной тысячи лет назад, – трехсоставная, включающая три основных компонента: начало, середину и конец.

Начало как пусковой момент событий:

– задает передаче тональность,

– дает необходимую экспозицию,

– знакомит с участниками передачи, с местами действия.

Середина – сгущение событий, их развитие.

Конец – демонстрация идеи, основной мысли, которая вытекает из содержания сюжета (идея впереди сюжета – грубая ошибка сценариста).

Виды сценарных разработок– сценарный план и литературный сценарий.

В сценарном плане разговорных передач должны быть:

– обозначены ситуации, которые сообщают напряженность действию и непредрешенность финалу;

– определена целевая установка передачи;

– разработаны точные формулировки задаваемых вопросов;

– указаны эпизоды общения с аудиторией и моменты использования иллюстративного материала;

– учтены особенности съемочной площадки;

– названы способы съемки.

Для съемок видеосюжета нужен синопсис– краткое изложение содержания сюжета, ответы на три вопроса:

– о чем сюжет;

– о чем история и кто герой;

– какие точки съемки.

Синопсис необходим для самого автора (упорядочение материала), для оператора (знает заранее, что и как снимать), для ведущих информационной программы (точнее будет верстка).

Для передач со сложным монтажом разрабатывается литературный сценарий, определяется, о чем можно рассказать, а что необходимо показать.

Очень важно, чтобы в сценарии проявлялось личное отношение автора к событиям и судьбам героев. Авторская позиция должна помогать режиссеру и оператору находить адекватные методы ее отражения.

II. Специфика телевизионной публицистики.

Главная особенность публицистического творчества тележурналиста – единство рационального и эмоционального восприятия действительности. Отсюда и специфика документального образа: с одной стороны в нем проявляется рациональное восприятие жизненных реалий, с другой – «облучение» их авторскими идеями и мыслями.

В художественном образе реальная жизненная характерность предстает уже не сама по себе, не просто как предмет оценки, а в творческом синтезе с авторским отношением к ней, то есть как творчески переработанная характерность и поэтому как часть особой, второй художественной деятельности.

Элементы публицистичности:

- предъявление информации в звукозрительной форме;

- образное, наглядное осмысление фактов;

- персонификация как способ актуализации авторской индивидуальности;

- отбор художественных приемов с учетом природы телевещания и возможностей телетехники;

- соединение рационального и эмоционального зрительского восприятия.

Наряду с этими необходимыми элементами публицистичности в очерке проявляется и специфика формирования документальной художественной образности:

- сочетание точного отражения фактов с элементами эмоционального отношения к миру, избирательность детали;

- ограничение свободы авторской фантазии требованиями документализма;

- формирование документальной образности как способа наглядного предъявления информации с помощью приемов художественной условности;

- слияние художественных и публицистических изобразительных средств, сплав понятия и образа;

- раскрытие типического через индивидуальное (выявление в личности социального типа);

- включение в очерк элементов других телевизионных жанров;

- возможность менять тональность и ритмику показа.

Документальный образ является результатом взаимодействия элементарных выразительных средств:

- факта (характеристика действий);

- образа (ценностные ориентации);

- постулата (мировоззренческая позиция).

Приемы создания документального образа:

- типизация (при отображении жизни отдельного индивида раскрываются типические черты, присущие его современникам; используются такие способы, как типизация с опорой на прототип, создание психологического образа, обобщение жизни целого поколения, оценка жизненных явлений героем очерка);

- авторская интерпретация (на основе реальных фактов определяется точка зрения автора, происходит преобразование некоторых представлений, создание новых образов на основе представлений, выбираются главные тематические и изобразительные элементы, выдвигаются версии);

- образная трактовка (расширение и обновление образного потенциала, появление таких новых моделей, как образ-явление, образ-тезис, образные элементы, художественные и ассоциативные образы; использование приемов художественной условности).

Функции автора в телевизионной публицистике.

По предмету изображения и характеру показа теоретики рассматривают четыре вида телевизионной публицистики, представленной очерковым жанром:

- художественно-изобразительный, где наиболее сильно событийное начало (путевые очерки, заметки, эссе);

- художественно-публицистический, где в центре внимания – человек (портретные очерки);

- исследовательский, где центром является важная социальная проблема (проблемные, судебные очерки, журналистские расследования);

- зарисовка как малая форма очерков: путевого («картинки» природы как часть очерка) и портретного (эскиз к образу героя).

Отличительные черты очерковых разновидностей.

Художественно-изобразительный очерк (именно этот тип представлен в нашем сериале):

- ярко выражает авторское начало, носит субъективный характер;

- имеет в основе принцип панорамности, использует репортажный метод съемки;

- отличается свободной манерой изложения.

Основа жанра – авторские впечатления от увиденного и пережитого.

«Видеть мир – не свойство аппаратуры, как и не свойство нашего глаза, это, скорее, свойство сознания. В нашем видении – наше знание мира и темперамент, и склад ума, и в конечном итоге мировоззрение. Не существует «ничьих» ощущений и мыслей. Любое восприятие – восприятие конкретного человека. И приобщить кусок целлулоидной ленты к акту художественного творчества позволяют именно эти черты духовности, а не зерна коллоидного серебра, реагирующие на действие упавшего на них света» [33, с. 13].

Портретный очерк, обладающий особой монтажной стилистикой (сопоставление, ассоциативное сближение, столкновение), может быть:

- биографическим (показ процессов социализации личности, природы психологического и социального поведения, реконструкция исторических событий через жизнь героя, обрисовка характера);

- юбилейным (основа: духовные искания человека, его вклад в жизнь общества, исследование более глубокое, чем просто показ судьбы).

«Портретный фильм – это жанр-индикатор. Это высшая форма экранного выявления человеческого характера. Система отсчета для самых различных сфер документалистики. В известной мере за каждым экранным портретом проступает социальный портрет эпохи, а документальный герой оказывается точкой преломления нравственной проблематики, связанной с процессами общественной жизни» [33, с. 146].

Очерк-исследование вскрывает суть взаимоотношений личности и общества:

- проблемный имеет в основе конфликтную ситуацию, сложные и противоречивые человеческие взаимоотношения, исследованные и оцененные создателями телеочерка, именно авторская мысль составляет его основу;

- расследование включает тележурналиста в число действующих героев передачи, телеочерк отличается более разноплановой и полифоничной структурой и наличием авторской версии;

- судебный очерк исследует феномен человеческого зла, анализирует внутренние и внешние мотивы преступлений.

Очерк-исследование позволяет автору не только рассказать об увиденном, но и выразить свое отношение к нему… Более того, именно личность журналиста, глубина и масштаб его мышления поднимают очерк на публицистическую высоту.

Журналист, занимая определенную позицию по тому или иному вопросу, всегда стремится к ее обоснованию. Публицистическая открытость автора в том и заключается, что журналист, в отличие от писателя, смело делится собственными рассуждениями без всякой сложной опосредованности.

Телепублицист осуществляет познавательную, художественно-коммуникативную функции творчества. Он всегда выступает как реальное лицо:

- как носитель идейного замысла четко обозначает свою мировоззренческую позицию в отношении отображаемых событий (проявление совокупности принципов, взглядов и убеждений; научные, нравственные и эстетические нормы);

- проявляет творческую индивидуальность:

· в выборе своей роли («зеркало» для героя, лирический герой передачи, инстанция анализирующая и оценивающая);

· в публицистической открытости (смело делится с телезрителями собственными рассуждениями в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях, сомнения в их истинности, догадки о возможностях их истинности);

· в формах авторского вторжения в экранное произведение (контакты с героем, собственные воспоминания, свои соображения, версии и предположения, свои эмоции, раскрытие творческой лаборатории).

Главная особенность телепублицистики – не только документальное отображение действительности, но и ее художественное моделирование. Трансформация факта в документальный образ достигается за счет различных способов его творческой обработки.

Документальную основу составляют:

- личные наблюдения тележурналиста (правда жизненных фактов);

- мемуары и письма;

- историография;

- делопроизводство;

- кино-, фото-, теледокументы, печатные издания;

- воспоминания современников;

- интервью с героями очерков.

Методы, используемые при документальных съемках:

- длительное наблюдение;

- обилие синхронов;

- скрытая или «привычная» камера;

- спецэффекты (игра теней и света, символическая цветовая палитра, расцвечивание черно-белых кадров и др.)

Образная трактовка фактов осуществляется с помощью плодотворного художественного метода, в основе которого лежит категория условности, формы условности достаточно многообразны:

- авторская точка зрения на происходящее;

- выбор определенного ракурса при изображении человека;

- выделение «опорных» фактов;

- авторские домыслы и версии;

- категории публицистического пространства и времени.

Приемы художественной условности:

- пересказ воспоминаний героя через внутренний монолог;

- прочтение настроения, раздумья героя (логическое моделирование);

- воссоздание событий или ситуаций (метод реконструкции).

Выразительным средством художественной типизации является деталь:

- показывает жизнь не в абстрактных, а в конкретных индивидуальных проявлениях;

- способствует законченности портрета, делает образ осязаемым;

- усиливает изобразительную емкость и конкретность.

Этапы работы над деталью:

- вычленение из обилия впечатлений опорной детали, способной стать основой не только логической, но и художественной концепции телепрограммы;

- определение приемов использования детали (для образной трактовки события, для создания символического образа, для ассоциативных связок, для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений).

Портретные характеристики героев телевизионных передач дают возможность зрителям через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир человеческой души, в мир чувств и эмоций. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике – документальная точность изображения (случайных кадров, не отражающих или искажающих личность героя, на экране не должно быть). Особое внимание – крупным планам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: