Положение о коллективной творческой выпускной квалификационной работе по журналистике. 9 глава




Личность на телевидении конкретна, «образ избирателен, но избирательность его такова, что конкретный герой должен по возможности выразить типические черты поколения, претворить в своем характере сущностные веяния времени, характерные особенности места действия, приметные черты окружения героя, сферы его деятельности» [7, с. 213].

Психологические начала в публицистике обусловлены следующими факторами:

- возросшим интересом к внутреннему миру человека;

- нацеленностью не только на описание социально обусловленных поступков личности, но и на душевные ее проявления;

- возросшей ролью субъективного фактора в современной социальной действительности.

В телепроизведении характер человека может быть наглядно представлен во всей многогранности:

- эмоциональная сфера героя, его жизненные устремления проявляются в процессе самораскрытия, самоанализа в форме монолога или диалога;

- конкретные поступки и действия, процессы социализации личности оцениваются с помощью авторских комментариев;

- для обнаружения тех или иных черт характера герой может быть показан во взаимодействии с другими людьми, в ситуациях преодоления трудностей или морального выбора;

- анализ мотивационной сферы, осознание собственных поступков, уровень психологической зрелости герой может проявить через внутренний монолог.

Композиция документального произведения обычно обусловлена его темой и идеей и представляет собой такое соединение отобранных для сценария фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора. С помощью композиции автор организует материал, располагает его в последовательности, диктуемой стремлением воплотить замысел и полно, и интересно, выявляет главные и второстепенные элементы, стремится соединить их гармонически, путем соподчинения.

Композиционная гармония достигается через принципы монтажного построения видеоряда – отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов и сцепление их в единую целостную картину.

Монтажный принцип используется при отборе реальных событий в период съемки, при монтаже отдельных эпизодов видеоряда и звуковой фонограммы.

Монтажный принцип «деление на главки» позволяет:

- разбить весь отснятый материал на тематические блоки;

- каждый блок смонтировать по схеме: телевизионный кадр – монтажная фраза – эпизод;

- все части выстроить по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации;

- с помощью специфических приемов придать материалу необходимую целостность.

Следующий монтажный прием – «разработка мотива»:

- выдвигается «ударный эпизод», оттолкнувшись от которого, автор динамично развивает действие;

- используется интересный сюжетный ход, позволяющий показать динамику конкретной жизненной ситуации от завязки до ее завершения;

- фабульное построение материала дает возможность панорамного сцепления событий.

Основные типы композиционных структур:

- хроникальный, отличается наличием событийного ядра, выстраивается исходя из последовательной смены периодов, эпизодов, действий, имеет два принципа отображения событий: прямая хронология и смещенная;

- логический, основанный на логике причинно-следственных связей, имеет три разновидности логической схемы: описательную (предметом анализа является некий ведущий признак), событийную (логика мысли дополняется логикой действия) и соединяющую (событие и явление выступают на правах иллюстрации основного тезиса);

- эссеистский, использующий свободную форму построения материала, выбирающий более разнообразные композиционные приемы, отличающиеся наибольшей полифоничностью и пестротой рисунка:

· мозаика (портрет «мазками»);

· «веер» (герой – центр, к которому сходятся разные мнения о нем);

· «ступеньки» (соединение эпизодов разных лет);

· «кольцо» (начало и конец очерка связаны единой мыслью).

- психологические, связанные с условиями просмотра в замкнутой аудитории; камерность, доверительность общения и вместе с тем широта диапазона, одновременность воздействий на самую массовую, но разделенную на малые группы аудиторию;

- структурные: включение «пленочного» телеочерка в живую ткань других передач, выдержанных в принципах прямого эфира; его влияние испытывает и телеочерк, отсюда комментатор в кадре, открытое обращение к зрителю, неспешный монтаж, стремление к уравниванию экранного и реального времени, соучастие зрителей (обратная связь).

«В журналистском произведении в слове должны быть сформулированы и названы основные проблемы, идеи, мысли, суждения, оценки, выводы. В художественных жанрах телевидения и кино авторский взгляд, его позицию могут иллюстрировать монтажные стыки, особым образом выстроенный видеоряд, ориентированный на ассоциативное мышление, например» [7, с. 127].

Очерк, в том числе и проблемный, обращенный к разуму и к чувствам зрителей, требует полнокровности и красочности изложения, яркости деталей, эпизодов трудовой творческой деятельности героев. Для этого используются:

- глубинные обобщения, выпуклая обрисовка характеров, активное применение художественных изобразительно-выразительных средств и монтажно-композиционных приемов;

- в силу эфирной специфики литературный очерковый текст приспосабливается к звучанию устной речи, обогащается ее живым дыханием и интонациями;

- особое внимание следует уделить стилистке очерка; важна не только стилевая окраска закадровой и синхронной речи, важен стиль съемок, а также контрапункт – соединение слова, изображения, музыки и шумов;

- телеочерк требует использования сильно действующих ресурсов телевидения (скрытая камера, открытая, но экспрессивная съемка, методы восстановления факта, ситуации провоцирования, длительное теленаблюдение).

В телевизионной публицистике«собранный материал автор располагает так, чтобы все его части соответствовали замыслу и определенным образом воздействовали на зрителя. Для очерка требуются большие усилия, чем для документальных передач. Автор должен уметь ждать типичных ситуаций, особенно выразительных событий» [15, с. 379].

 

 

Контрольные вопросы

1. Что является основой документального телевизионного произведения?

2. Виды сценарных разработок.

3. Что такое синопсис?

4. От замысла – до сценария. Какие этапы на этом пути проходит журналист-автор?

5. Какие обязательные элементы должна содержать сценарная разработка телефильма?

6. В чем специфика телевизионной публицистики?

7. Назовите методы, используемые при документальной съемке.

8. Что такое образная трактовка фактов.

9. Назовите приемы художественной условности.

10. Какие монтажные принципы вы знаете?

11. Назовите основные принципы композиционных структур.

12. Рассмотрите композицию структурную специфику сценария видеофильма «Первый студенческий: звезды эфира зажигаются здесь».

13. Как достичь композиционной гармонии документального фильма?

14. С помощью каких приемов на экране создается документальная образность.

15. Перечислите выразительные средства художественной типизации в документальном фильме.

16. Какие функции осуществляет автор телевизионного фильма?

17. В каких формах проявляется творческая индивидуальность автора-публициста?

18. Каким комплексом профессиональных и личностных качеств должен обладать современный журналист?

 

 
 


Глава IV
Проект совместного творчества преподавателей и студентов – коллективная творческая выпускная
квалификационная работа

Концептуальные основы

 

1.Название проекта – коллективная творческая выпускная квалификационная работа «Специфика профессиональной деятельности творческого коллектива в процессе создания телевизионной программы в жанре ток-шоу».

2.Выпускная квалификационная работа наряду с государственным экзаменом является составной частью итоговой государственной аттестации специалиста. Ее подготовка завершает образование по специальности «Журналистика», а успешная защита свидетельствует о достаточном уровне профессиональной подготовки выпускника и о его творческой самостоятельности.

Выпускная квалификационная работа направлена на демонстрацию системы и углубленных теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом при изучении социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В ходе защиты выпускной квалификационной работы по направлению «Журналистика» в соответствии с рекомендациями УМО МГУ имени Ломоносова также оцениваются компетенции, полученные студентами в течение всего срока обучения.

В творческой выпускной квалификационной работе выпускники должны продемонстрировать уверенные профессиональные навыки подготовки журналистских материалов в разных жанрах для печати, телевидения, радио и интернет-СМИ, создания медиапроектов, а также показать достаточный уровень профессиональной рефлексии – умения оценивать и анализировать свои публикации, используя в качестве исходной базы общепрофессиональные и специальнопрофессиональные знания теоретического и практического характера. В работе должны демонстрироваться осознанность мотивации выпускника, связанная с выбором данного направления профессиональной деятельности (проблемно-тематического, жанрового и т.д.) и критерии отбора конкретных журналистских материалов и проектов, включенных в данную выпускную квалификационную работу.

Такую работу предваряет теоретическая часть, которая позволяет судить о теоретико-методологической подготовленности выпускника как исходной базе его профессионализма, а продолжением становится практическая часть – журналистское произведение, самостоятельно подготовленное и опубликованное в любых видах СМИ – на телевидении, на радио, в печатных или интернет-изданиях.

Студенты факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета, осваивающие профессию журналиста, участвуют в творческих процессах с первых дней учебы. Проходя постоянную практику на телеканале «ЮУрГУ-ТВ», они имеют возможность овладевать всем арсеналом особенностей профессии: развивать художественную форму творческого мышления, формировать навыки самостоятельной творческой работы, приобретать необходимый опыт организации процесса коллективного творчества, практически осваивать специфику и методику подготовки всех жанров телевизионной журналистики.

По мнению В.Ф. Олешко:«Логично выйти на выпуске именно на аспект практической реализации тех умений и навыков, которые студенту необходимо отразить в итоговой научной работе… Гиперзадачей всякий раз является именно формирование творческого мышления журналиста-профессионала, во-первых, в форме реализации творческих потенций человеческого сознания, включающей в себя как рациональное исследование феномена бытия, так и конструирование новых смыслов, позволяющих взглянуть на мир “с иной стороны”,во-вторых, в форме предвосхищения реакций реципиента, обладающего или потенциально способного к обладанию не менее творческими, чем у самого журналиста-коммуникатора, возможностями сознания» [38, c.19].

Все это требует подготовки журналиста нового типа, использующего новые подходы в исследовании человеческой сущности, новые формы подачи живого материала.

«Понимание и преподавание журналистики, ее сути, роли, а, следовательно, ее инструментария и профессиональных особенностей, меняется. И здесь именно университетское образование, способное теоретически осмыслить наблюдаемые трансформации и предложить решения для учебных планов, оказывается более чем востребованным. Оно же должно взять на себя обязательства использовать максимально широкий спектр инновационных методик преподавания, основанных на диалоге со студентами» [2, c.10].

В свете этого требования, сформулированного деканом факультета журналистики Московского государственного университета Е. Вартановой, коллективная творческая выпускная квалификационная работа «Специфика профессиональной деятельности творческого коллектива в процессе создания телевизионной программы в жанре ток-шоу», во-первых, является попыткой ответить на вызовы времени журналистскому образованию и, во-вторых, является заключительным этапом многолетнего педагогического опыта по созданию проекта совместного творчества преподавателей и студентов как необходимого элемента формирования профессиональной культуры журналистов.

3. Актуальность

Актуальность данного проекта заключается в том, что, во-первых, выбраны для разработки тема, волнующая не только журналистов, но и телезрителей, и жанр, популярность которого не надо доказывать; во-вторых, продемонстрирован инновационный подход к созданию коллективной творческой выпускной аттестационной работы, который проявляет необходимые для выпускников уровни компетентности, соответствующие профессиональным требованиям и самой природе журналистики.

Таким образом, теоретическая подготовка и практические навыки профессионального журналиста демонстрируются в единстве жанрово-тематической и структурно-стилистической разработки.

4. Цель проекта – создать и выдать в эфир культурно-просветительское ток-шоу «Тележурналист ХХI века. Какой он?»,а также доказать, что при обсуждении на учебных занятиях современных проблем телевидения этот жанр может эффективно использоваться как форма проведения практических занятий по базовым предметам журналистики.

Эфирный продукт – ток-шоу «Тележурналист XXI века. Какой он?» – должен стать результатом коллективного творчества, чтобы каждый член съемочной группы увидел в нем свой личный вклад. Естественно, и теоретические исследования тоже должны демонстрировать серьезную теоретическую и практическую подготовку, владение всеми необходимыми для профессиональной работы компетенциями.

В конце коллективной разработки и защиты проекта группа разных по характеру студентов должна почувствовать себя единым коллективом, успешно выполнившим все стоящие перед ним конкретные задачи: разработать и защитить выпускную квалификационную работу.

5. Задачи – обеспечить соединение трех процессов – образовательного, коммуникативного и воспитательного. А в качестве стартового условия для коллективной творческой работы – обеспечить создание благоприятного психологического климата для всех членов группы.

Осуществлению этой цели способствует решение конкретных задач в рамках отдельных дипломных проектов членов группы:

– исследовать структурообразующую основу творческого коллектива, природу и функции общения его членов в процессе создания телепередачи, рассмотреть основы группового профессионального сознания, определить уровни социальной ответственности;

– определить сегодняшние требования практики СМИ к журналистам с университетским дипломом;

– рассмотреть специфические методы редактирования ток-шоу как жанра, соединяющего журналистские и сценические приемы;

– выявить особенности ведения ток-шоу на студенческом телеканале;

– проанализировать специфику сценарной разработки ток-шоу, обеспечивающей тематическую, стилевую стройность программы и ее зрелищность;

– исследовать возможности создания динамичного видеоряда в разговорной программе.

Эти задачи определены как индивидуальные направления исследовательской деятельности каждого отдельного члена творческой группы и составляют теоретическую часть коллективной выпускной работы. Естественно, тема каждого теоретического исследования соответствует тем обязанностям, которые студенты выполняют в процессе создания ток-шоу. Именно поэтому в каждой работе при исследовании индивидуальных задач обязательно определяются необходимые для решения этих задач взаимосвязи всех членов съемочной творческой группы.

6. Субъекты реализации проекта

Авторский коллектив

Руководитель проекта: Л.П. Шестеркина

Научный руководитель: Т.Д. Николаева

Научный консультант: А.П. Ефименко

Для работы над проектом создан творческий коллектив в составе шести выпускников. Распределены обязанности:

продюсер-координатор, режиссер–Е. Сырцева;

разработчик основной темы творческой части диплома, звукооператор – Е. Власов;

редактор программы, ведущая эфира –Е. Рощина;

ведущая ток-шоу – А. Русинова;

сценарная разработка–О. Иванюк;

телеоператор–М. Минибаев.

Темы их теоретических исследований в рамках выпускной квалификационной работы:

«Коллективный характер творчества как главная особенность тележурналистики»(Е. Сырцева).

«Профессионально-личностные качества тележурналиста в контексте вызовов времени»(Е. Власов).

«Роль и место телевизионного редактора в создании ток-шоу»(Е. Рощина).

«Ведущий ток-шоу – лицо программы»(А. Русинова).

«Драматургия мысли как основа сценарной разработки культурно-просветительского ток-шоу»(О. Иванюк).

«Особенности использования художественно-выразительных средств экрана в создании разговорной телепередачи»(М. Минибаев).

В основных разделах теоретических частей анализируются особенности жанров, использованных авторами для разработки тех или иных проблем; раскрывается опыт известных журналистов, их выступлений на те же темы; дается характеристика собственного творчества.

Объем теоретической части практического сочинения – от 50 страниц.

В эфире работают ведущая программы А. Русинова, телеоператор М. Минибаев, бюро полезных советов Е. Сырцева и Е.Рощина, звукооператор Е. Власов.

В качестве экспертов в обсуждении темы ток-шоу участвуют опытные авторитетные тележурналисты: коммерческий директор телеканала «Восточный экспресс» – «Домашний», руководитель областной журналистской организации А. Юрин, заместитель начальника службы новостей, шеф-редактор телеканала «Вести – Южный Урал» Е. Патан, выпускающий редактор телепортала 74.ru Н. Фомина.

Аудиторию в студии представляют студенты, осваивающие профессию тележурналиста.

7. Проект осуществлен по приказу ректора Южно-Уральского государственного университета № 495 от 01.03.2013.

8. Главные принципы проектирования –использование групповых методик, которые, «как показывает практика, психологически очень увлекательны, они интенсивны и содержат мощный ресурс вовлечения. Индивидуально-деятельностный подход развивает и тренирует личностные качества, необходимые для профессии, подсказывает пути личного выбора в журналистике – групповые методики интегрируют активность каждого в достижении конкретного результата, личностный потенциал становится второстепенным» [48, с. 87].

Одна из таких методик, которую мы взяли за основу – метод case-study (метод кейсов) – технология обучения, использующая описание реальных ситуаций.

Составляющие этого коллективного способа обучения – работа в группе, взаимный обмен информацией, погружение группы в ситуацию, эффекты умножения знания, инсайтное озарение, активизация обучения. Кейс ориентирован не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений мыслительной деятельности, анализа непредвиденной ситуации, разработку алгоритма принятия решений.

С позиции педагогики кейсы хороши тем, что на различных этапах их реализации «оживают» практически все интересные техники: работа в микрогруппах, «мозговой штурм», деловая игра, мысленный эксперимент, классификация, моделирование, дискуссия. Основная цель – «оживление» теоретических знаний, побуждение к творчеству.

Для работы в группах кейсы незаменимы. Ценность методики заключается в том, что она опирается на реальные ситуации, приближает студентов к реальной профессиональной деятельности.

Почему была выбрана именно эта методика?

Хорошими ситуациями для кейсов считаются:

– актуальная ситуация (связана с сегодняшним днем);

– драматическая ситуация (реальные жизненные коллизии);

– проблемная ситуация (несет проблему, которую необходимо решить);

– близкая студентам ситуация;

– символическая ситуация (содержит обобщение фактов, явлений, процессов).

Ситуация, ставшая основой для нашего ток-шоу, содержит в себе все эти характеристики.

Еще один момент, требующий особого рассмотрения, – правила общения в процессе коллективного творчества, разработанные для case-study:

– в совместной работе нет актеров и зрителей, все – участники;

– каждый имеет возможность высказаться;

– все члены группы уважают позиции, взгляды каждого, даже если не согласны с ним;

– обсуждаются идеи и предложения, а не люди, их высказавшие;

– все замечания делаются кратко и по существу;

– каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт для восприятия чужих идей, мнений и интересов;

– все разногласия и конфликты разрешаются мирным путем с учетом общих интересов;

Базовые позиции разработки кейса полностью совпадают с этапами разработки нашего проекта:

– подготовительная работа (проводится преподавателем): поиск яркой ситуации – темы, определение цели и задач, разработка заданий, определение организационных моментов;

– введение в кейс: ознакомление студентов с ситуацией, конкретная постановка задач, формирование индивидуальных заданий, определение временных границ;

– анализ ситуации: непосредственная работа в группе, выбор вариантов для создания сценария, принятие решений, подготовка к презентации;

– презентация (в нашем случае видеозапись программы в жанре ток-шоу и показ по телевидению на канале «ЮУрГУ-ТВ»);

– подведение итогов – защита коллективной выпускной аттестационной работы.

«Потенциал кейс метода как обучающей технологии позволяет осуществлять неограниченное число вариаций: от простых ситуативных упражнений до развернутых полномасштабных форм, которые эффективны как способ контроля и проверки освоения материала для больших разделов и даже зачетного задания» [11,с.145].

К этому выводу Т.И. Фроловой мы можем добавить: кейс-метод стопроцентно подходит для разработки коллективного творческого диплома по тележурналистике, позволяет членам творческой группы в процессе его подготовки и защиты продемонстрировать все необходимые для практической работы профессиональные компетенции.

9. Особенности данного проекта

– в основе теоретического исследования лежит общая тема: специфика профессиональной деятельности творческого коллектива в процессе создания сложной телевизионной программы, вместе с тем каждое теоретическое исследование посвящено определенной теме, является самостоятельным и объективным;

– исследование основано на опыте конкретной творческой группы студентов, занятых созданием телевизионного ток-шоу, а также на анализе российских и зарубежных ток-шоу;

– программа создана на студенческом телеканале «ЮУрГУ-ТВ»;

– в процессе работы над коллективным дипломом происходит «умножение знаний»: разрабатывая свою теоретическую тему, каждый член творческой группы участвовал в обсуждении всех теоретических частей;

– в разработке творческой части диплома в сочетании с индивидуальным подходом использовались передовые коллективные методики;

– все практические задачи решались в интерактивном режиме с ориентацией на результат и публичность презентации.

10. Защита коллективной дипломной работы

На заседании ГАК защита выпускной аттестационной работы предполагает:

– выступление студента-разработчика основной темы с изложением общей цели и задач проекта;

– демонстрация видеоматериалов, составляющих основу творческой дипломной работы;

– выступления всех членов творческой группы, разрабатывающих различные теоретические аспекты общей темы.

Студентам необходимо во время защиты коллективной творческой работы:

– рассказать, в каком издании и когда был опубликован материал, представленный к защите;

– охарактеризовать проблемно-тематические, жанровые, стилевые и другие особенности представленной программы;

– оценить действенность;

– остановиться на собственных предложениях, рекомендациях, упущениях и уроках.

При оценке выпускной квалификационной работы учитываются, в первую очередь, теоретическая значимость и качество представленных к защите видеоматериалов.

Положение о коллективной творческой выпускной квалификационной работе по журналистике.

Коллективный творческий дипломный проект абсолютно соответствует природе журналистики и методике создания эфирного контента, позволяет в созданной коллективом дипломников программе наиболее полно проявить все освоенные в процессе учебы уровни компетентности профессиональной личности. В творческой (практической) работе выпускники должны продемонстрировать уверенные профессиональные навыки подготовки журналистских материалов в разных жанрах (в первую очередь проблемно-аналитических) телевидения, а также достаточный уровень профессиональной рефлексии – умение оценивать и анализировать свои публикации, используя в качестве исходной базы полученные общепрофессиональные и специальные профессиональные знания.

Творческое (практическое) дипломное сочинение должно дать реальное представление об уровне профессиональной подготовки выпускника, о его творческом потенциале, об умении соотносить и практически использовать в собственной журналистской практике полученные в университете знания и навыки.

Основу такой дипломной работы составляет вышедшая в телеэфир созданная коллективом студентов-выпускников телевизионная программа, отвечающая социальным и редакционным требованиям, а также выводы и обобщения, полученные в теоретических исследованиях каждого из членов творческой группы.

При оценке выпускной квалификационной работы учитывается в первую очередь – качество представленных к защите материалов.

Определяющими для оценки являются следующие общие для всех СМИ критерии:

– актуальность, новизна и самостоятельность в выборе и разработке темы;

– умение раскрыть проблемную ситуацию, разобраться в сути явления;

– нравственно-этическая, правовая и гражданская позиция авторов;

– оригинальность творческого замысла и мастерство его исполнения;

– владение жанром: точный выбор, соответствующий авторской творческой задаче, следование основным жанрово-стилистическим требованиям в организации фактической основы публикации, в системе аргументации, выводах и обобщениях;

– соответствие литературной формы и содержания: композиционное построение, использование выразительных средств языка.

К телевизионным передачам, кроме перечисленных, предъявляются следующие требования: сюжетная ясность и текстовая динамичность информационных материалов; умелое использование специфических выразительно-изобразительных средств электронных СМИ (изображения и звука): ясность и яркость «картинки», соотношение изображения и слова, выразительность звукового оформления передач; уровень художественной выразительности, создание документальной образности.

Наиболее целесообразной для творческой работы является следующая структура: введение, теоретическая глава, практическая часть (представленные публикации), заключение, список использованной литературы, видеозапись представленной программы.

В основном разделе теоретической части анализируется особенности жанров, использованных авторами для разработки тех или иных проблем; раскрывается опыт известных журналистов, их выступлений на те же темы; дается характеристика собственного творчества.

Объем теоретической части практического сочинения – от 30 страниц.

Особое внимание в руководстве коллективным дипломным проектом обращается на создание постоянного микроклимата, способствующего укреплению межличностных и профессиональных связей членов съемочной группы и повышению эффективности их работы.

1. Защита коллективной дипломной работы

На заседании ГАК защита выпускной аттестационной работы предполагает:

– выступление студента разработчика основной темы с изложением общей цели и задач проекта;

– демонстрация видеоматериалов, составляющих основу творческой дипломной работы;

– выступления всех членов творческой группы, разрабатывающих разные аспекты общей темы.

Студентам необходимо во время защиты коллективной творческой работы:

– рассказать, в каком издании и когда был опубликован материал, представленный к защите;

– охарактеризовать проблемно-тематические, жанровые, стилевые и другие особенности представленной программы;

– оценить действенность;

– остановиться на собственных предложениях, рекомендациях, упущениях и уроках.

Ответы дипломников на замечания рецензента должны быть конкретные, обстоятельные и не выходить за рамки научной полемики. Если дипломники согласились с доводами рецензентов и внесли коррективы в работу, необходимо отметить это.

По окончании публичной защиты государственная экзаменационная комиссия на своем закрытом заседании обсуждает результаты состоявшейся защиты, выставляет студентам оценки по пятибалльной системе и принимает решение о присвоении им соответствующей квалификации.

 

11. Этапы реализации.

Работа над коллективным дипломным проектом началась в первом семестре 2011–2012 учебного года. Творческая группа была сформирована в октябре, и сразу же студенты получили задание на весь период подготовки проекта: были определены содержание и сроки сдачи теоретических разработок, а также график создания его творческой части.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: