СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 «Заболевания, сопровождающиеся синдромом диареи: шигеллез, амебиаз, эшерихиоз» …………………………………………………… | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 «Заболевания, сопровождающиеся синдромом диареи: сальмонеллез, ПТИ, ботулизм»…………………………………………………. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 «Холера и ее предупреждение. Вирусные диареи»…………………. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. | |
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ…….. | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Острые кишечные инфекции – группа острых инфекционных заболеваний человека, вызываемых различными инфекционными агентами (бактериями, вирусами, грибами, простейшими) с фекально-оральным механизмом заражения, проявляющиеся общетоксическим и диарейным синдромом с возможным развитием обезвоживания и тяжелым течением, особенно у детей и пожилых людей.
Заболеваемость кишечными инфекциями в мире, и в частности в России, достаточно высока: среди детей она занимает 3-е место в общей структуре инфекционной заболеваемости.
В XXI веке отмечается рост ОКИ вирусной этиологии. По данным ВОЗ около 40% всех диарей на земном шаре вызвано рота- и норовирусами. В Архангельской области также отмечается рост данных заболеваний. Растет заболеваемость энтеровирусной кишечной инфекцией в России и Архангельской области среди детей, которые часто проявляются серозным менингитом (в Архангельске отмечается рост с 2008 года). Основной путь заражения – водный.
Эпидемическая обстановка в мире по заболеваемости холерой остается напряженной. По данным ВОЗ в 2010 году в мире было от 3 до 5млн случаев заболеваний холерой и 100-130 тысяч летальных исходов, главным образом – в развивающихся странах.
Высокая заболеваемость ОКИ указывает на актуальность данной темы. Цель пособия – освоить студентами ПК и ОК из ФГОС, умения и знания, рекомендованные ФГОС по данной теме. На изучение данного материала выделено 20 часов: 8 часов на теоретические занятия и 12 часов на практические. Задачами данного пособия является более глубокое обучение студентов методам диагностики, дифференциального диагноза, лечения, оказания неотложной помощи больным с ОКИ, освоить задачи профилактической и противоэпидемической работы в очаге инфекции.
Данное пособие поможет студентам лучше усвоить материал по теме «Кишечные инфекции» и будет подспорьем в будущей самостоятельной работе фельдшера.
В результате изучения материала данной темы студент должен освоить профессиональные и общие компетенции в рамках модулей ОПОП СПО.
Код | Наименование результата обучения по специальности |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и значимость. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
ОК 7 | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой, спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ПК 1.1. | Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. |
ПК 1.2. | Проводить диагностические исследования. |
ПК 1.3. | Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. |
ПК 1.7. | Оформлять медицинскую документацию. |
ПК 2.1. | Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп. |
ПК 2.2. | Определять тактику ведения пациента. |
ПК 2.3. | Выполнять лечебные вмешательства. |
ПК 2.6. | Организовывать специализированный сестринский уход за больным. |
ПК 2.8. | Оформлять медицинскую документацию. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: ЗАБОЛЕВАНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ СИНДРОМОМ ДИАРЕИ: ШИГЕЛЛЕЗ, АМЕБИАЗ, ЭШЕРИХИОЗ
Место проведения занятия: АОКБ, ЦИБ.
Время проведения: 4 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ
(в соответствии с ФГОС)
После изучения темы студент должен:
Знать:
1. Вопросы этиопатогенеза, эпидемиологии, клиники, осложнений шигеллезов.
2. Лабораторную и инструментальную диагностику, лечение, профилактику.
3. Дифференциальную диагностику шигеллезов с острыми кишечными инфекциями (ОКИ) другой этиологии (эшерихиозом, амебиазом, а так же с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости).
4. Тактику фельдшера при шигеллезе у больного. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге дизентерии.
5. Этиологию, эпидемиологию, патогенез, классификацию, клинику, диагностику амебиаза и эшерихиоза.
6. Лечение, профилактику данных инфекций.
Уметь:
1. Собрать жалобы, все виды анамнеза у больных при подозрении на ОКИ (дизентерию, амебиаз, эшерихиоз).
2. Провести объективное обследование больного.
3. Провести лабораторное обследование:
1 забор испражнений, рвотных масс, промывных вод и остатков пищи на бак. обследование;
2 забор крови на серологическое обследование;
3 забор кала на копрограмму.
4. Подготовить больного к ректороманоскопии и обработать ректороманоскоп после использования.
5. Осуществлять уход за больными ОКИ.
6. Соблюдать сан. эпид. режим в очаге инфекции (на дому, в инфекционном отделении) и проводить дезинфекционные мероприятия.
7. Осуществлять медицинскую документацию.
При подготовке к занятию ответьте устно на вопросы:
1. Этиология, эпидемиология, патогенез дизентерии.
2. Классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика с амебиазом и эшерихиозом.
3. Лечение при дизентерии и других ОКИ.
4. Профилактика, противоэпидемические мероприятия (ПЭМ) в очаге инфекции - дизентерии.
ИЗУЧИТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
I. Перепишите в дневник обозначения характера стула при ОКИ в температурном листе истории болезни:
Пример: жидкий | ||
N – оформленный | ох число | сослизью сзеленью скровью раза |
Δ – кашеобразный | ||
/ - жидкий | ||
~ - примесь слизи | ||
х – примесь крови | ||
о - примесь зелени | ||
«1р» - количество раз |