Положение о коллективной творческой выпускной квалификационной работе по журналистике. 10 глава




На первом этапе был разработан основополагающий документ, содержащий нормативно-правовые характеристики коллективной выпускной квалификационной работы, – это Положение о коллективной творческой выпускной квалификационной работе по журналистике, содержание которого полностью соответствует концептуальным основам проекта.

Творческая коллективная дипломная работа должна дать реальное представление об уровне профессиональной подготовки выпускника, о его творческом потенциале, об умении соотносить и практически использовать в собственной журналистской практике полученные в университете знания, навыки и компетенции.

Наиболее целесообразной для творческой работы является следующая структура: введение, теоретическая глава, практическая часть (представленные публикации), заключение, список использованной литературы, видеозапись представленной программы.

В рамках второго этапа – моделирования – прошло общее занятие группы, где обсуждались принципы коллективного труда, природа соавторства, были определены конкретные обязанности каждого студента, намечены линии сотрудничества.

Главная задача второго этапа – актуализация учебного материала на реальной основе, стимулирование коллективного творчества, активизация инициативности и самостоятельности всех и каждого.

Третий этап – творческий эксперимент, пожалуй, самый сложный и трудоемкий в нашем проекте. Именно на этом этапе студенты должны показать, что они обладают развитой профессиональной рефлексией, способностью к постоянной модернизации своей работы и постоянному обновлению знаний. А педагог выступает не только как научный руководитель творческого процесса, но и как его участник, стимулирующий и направляющий интересы студентов, их творческие поиски, увлекающий личным примером.

Надо сказать, что работая в телекомпании «ЮУрГУ-ТВ», студенты имеют возможность создавать передачи различных жанровых форм – от информационных сюжетов до портретных очерков. Методика освоения каждого жанра разработана достаточно подробно и предусматривает разнообразные подходы к превращению знаний в умения.

Одной из таких инноваций стала разработанная на кафедре СМИ методика проведения практических занятий по базовым предметам журналистики в жанровой форме ток-шоу.

Впервые концепция практического занятия в жанре ток-шоу была представлена в творческом дипломном проекте студентки пятого курса Елены Ботаговой. По ее сценарию и с ее участием в роли ведущей была подготовлена и снята на видео учебная экспериментальная программа в жанре ток-шоу, в рамках которой студенты обсудили проблемы, рассмотренные в процессе изучения раздела «Слово на телеэкране» из курса «Основы тележурналистики», и практически отработали приемы и способы проведения ток-шоу, с которыми знакомились на занятиях по изучению курса «Методика телевизионной журналистики», исследовали возможности применения эксперимента как метода проведения учебного занятия.

Помимо этой программы, в рамках жанровой формы ток-шоу было проведено еще несколько подобных учебных занятий, вызвавших большой интерес студентов и проявивших высокий уровень их подготовки к обсуждению предложенных проблем. На каждое из этих занятий приглашались в качестве героев передачи или экспертов авторитетные тележурналисты челябинских телеканалов.

На третьем этапе совершенно естественным оказался выбор этого жанра и для проведения уникального эксперимента – создания коллективной творческой аттестационной выпускной работы по тележурналистике.

Тема ток-шоу «Тележурналист XXI века. Какой он?» потребовала большой подготовительной работы.

Во-первых, был проведен анкетный опрос студентов первого и четвертого курсов (специализация тележурналистика). Им было предложено назвать по десять фамилий российских тележурналистов, соответствующих «вызовам времени». (К моменту записи ток-шоу результаты анкетирования уже были известны).

Во-вторых, в интервью со студентами первого и четвертого курсов (специализация – тележурналистика) было выяснено, какие, на их взгляд, личные и профессиональные качества необходимы для успешного освоения профессии.

Но главное – на этапе экспериментирования началась работа по созданию сценария нашего ток-шоу. Основная трудность состояла в том, чтобы разговорную передачу превратить в динамичное яркое зрелище, соединить журналистские приемы со сценическими, найти интересную драматургическую основу.

Для этого была использована методика совместного решения ситуативных задач – центральное звено в арсенале активных методов, которые, по мнению Т.И. Фроловой, реализуются как групповые, позволяющие воспроизводить реальные фрагменты журналистской практики, осваивать различные профессии.

«Групповые задачи проблемоемки, не имеют единственно возможных решений, комплексны; условия их осуществления – слаженная, энергичная креативная деятельность всей группы, жестко ограниченная во времени, с обязательным оформлением полученного результата» [9,c.87].

Именно так рождался сценарий нашего ток-шоу. Каждый из членов творческой группы определенным образом представлял его себе до начала совместного обсуждения. Предложений вносилось много, все они были приняты во внимание. Весь ход программы определился поиском ответа на вопрос, вынесенный в заголовок: «Тележурналист XXI века. Какой он?». Это создавало динамику и определяло развитие драматургии. А вот центральную фигуру искали долго. Приглашать в качестве героя программы действующего тележурналиста сочли некорректным. И придумали виртуальный персонаж. Вырезанная из фанеры плоскостная фигура была выполнена в человеческий рост и в начале передачи повернута к зрителям тыльной стороной, одна половина покрашена черной краской, а вторая – белой. Авторы сценария сами решали, какими качествами (и отрицательными, и положительными) он должен обладать. А то, каким они его увидели в конце программы, определилось предварительным голосованием студентов факультета журналистики, а также приглашенными экспертами и гостями студии. В итоге виртуальный герой поворачивается лицом к зрителям, перед ними предстает реальный герой, реальный журналист, который соответствует всем вызовам времени и обладает всеми необходимыми компетенциями для успешной работы.

Итак, на третьем этапе была решена основная творческая задача – создан сценарий, основу которого составила «драматургия мысли», а структуру – соединение журналистских и сценических приемов.

Произошло осмысление коллективной творческой деятельности с позиций ценностного подхода:

– произошло «оживление» теоретических знаний;

– отработана технология проектного обучения;

– освоены приемы синтезирования, интегрирования и обобщения информации из разных источников;

Четвертый этап – создание эфирного контента.

После того как подробный сценарный план был разработан и утвержден на общем занятии, началась конкретная подготовка к видеозаписи ток-шоу.

На съемочной площадке авторы проекта определили места для экспертов, аудитории зрителей, ведущей, справочной службы (бюро полезных советов) и, конечно, для главного героя – безмолвного виртуального журналиста; провели репетицию с ведущей, определили моменты включения в разговор заранее отснятых сюжетов, а также фрагментов из ток-шоу, прошедших в эфире на центральных каналах и представленных для обсуждения.

Расстановка камер, готовность режиссерского и звукового пультов были проверены накануне записи программы. В этой работе принимала участие вся группа.

Темой ток-шоу стали вопросы, которые волнуют журналистский мир уже не первый год. Какие требования предъявляются к современному журналисту? Что он должен хотеть, знать и уметь, чтобы отвечать нынешним реалиям жизни? И, наконец, создается ли на стыке веков новый тип журналиста? Итак, тема нашего телешоу: «Тележурналист ХХI века. Какой он?».

В разработках факультета журналистики Московского государственного университета четко определено, что «современный журналист – это профессионал:

– четко осознающий особо значимую роль СМИ в современном демократическом обществе, степень своей собственной социальной и профессиональной ответственности;

– высококультурный, широкообразованный, обладающий глубокими знаниями в области гуманитарных и социально-экономических наук (философии, культурологии, филологии, социологии, политологии, правоведении, психологии, экономике и др.);

– хорошо ориентирующийся в принципах и особенностях функционирования современных средств массовой информации и ее структурных компонентов (средств, видов, типов изданий и каналов и т.п.), организации работы редакции как творческого коллектива, общественной службы и достаточно сложного производственно-технологического и коммерческого предприятия;

– имеющий достаточный уровень компетенции во всех аспектах своей профессиональной деятельности, умеющий в оперативном режиме, в условиях высокой технологичности в соответствии с принятыми профессиональными критериями и стандартами готовить необходимый медиатекст (информационный продукт), выполнять другие формы редакционной работы (менеджерской, редакторский, организационно-массовой и др.);

– обладающий развитой профессиональной рефлексией, способный к постоянной модернизации своей работы и постоянному обновлению знаний» [16, c. 128].

Таким журналист должен быть. А каков он на самом деле? Всегда ли и везде соответствует этим высоким требованиям?

Обсуждение этой проблемы начали с чтения опубликованного в журнале «Журналист» интервью с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым.

С утверждением В. Богданова, что «сегодня мы обнаружили большой дефицит компетентных людей, причем не только в журналистике», согласились все. А о том, как нарабатываются компетенции в соединении образовательного процесса с созданием эфирного контента на студенческом телеканале «ЮУрГУ-ТВ», решили показать в нашем ток-шоу «Тележурналист XXI века. Какой он?»

На этом же занятии определили структуру будущей программы – три блока. В первом речь пойдет о личных качествах, необходимых журналисту для успешной работы, во втором – обо всех компонентах профессиональной культуры, в третьем – о социальной ответственности.

Ток-шоу «Журналист ХХI века. Какой он?» мы умышленно разделили на три смысловые части: «могу и хочу», «знаю и умею», «делаю и отвечаю». Каждая из этих частей рассматривает определенную составляющую современного журналиста: личностные качества, профессиональные навыки и умения, а также социально-этический аспект деятельности.

Вопросы героям программы являются ключевым моментом всего ток-шоу. Ведущий совместно с редактором и сценаристом детально прорабатывают каждый вопрос и рассчитывают, какую реакцию он вызовет. Так как наше ток-шоу состояло из трех блоков, мы решили, что самым оптимальным количеством вопросов будет пять в каждом из них. Все вопросы были открытого типа, составлены таким образом, что основой для каждого послужили реальные факты или цитаты известных журналистов.

Ток-шоу «Тележурналист ХХI века. Какой он?»было построено таким образом, что вопросы в основном задавались экспертам. Такое решение было обусловлено и тем, что герой ток-шоу – фигура виртуальная и общаться с ним напрямую было невозможно.

Одним из элементов действия ток-шоу «Тележурналист ХХI века. Какой он?» стало бюро полезной информации. Оно было включено в ткань ток-шоу для работы с героем программы, а также для подведения итогов по каждому блоку обсуждения. Это значительно развязало руки ведущему программы, который смог полностью посвятить себя работе с экспертами и аудиторией.

Тип аудитории нашей программы определяется понятием «зрители – участники беседы», а ведущий – их равноправный собеседник. Также была проведена предварительная работа с целевой аудиторией. Выяснено и учтено ее мнение. Выразилось это путем подготовительных видеосюжетов, в которых студенты отвечают на ключевые вопросы нашей программы.

Цель программы была достигнута. Участники разговора оценили сложившуюся ситуацию в мире телевизионной журналистики, рассмотрели перспективы и обозначили пути развития личности журналиста.

Хочется отметить, что, несмотря на определенный возрастной и статусный барьер, разделяющий создателей передачи и приглашенных экспертов, встреча была лишена какого-либо официоза. Это было общение свободное, динамичное. Эксперты хорошо понимали желание молодых журналистов, которым предстоит работа на «взрослых» каналах, узнать как можно больше о том, чего ждут от них работодатели, и на все вопросы отвечали подробно, интересно, порой с юмором. Обстановка в студии была по-настоящему дружеской.

Особенно оживленно обсуждались вопросы третьего блока – о социальной ответственности телевидения и соблюдении этических норм. Студенты, например, не согласились с оценкой экспертами передачи «Гордон» и высказали свое мнение о недопустимости оскорбительного поведения именитого журналиста в эфире.

В день записи программы все ее создатели сработали четко и безошибочно: полуторачасовое ток-шоу было снято на пленку, что называется, на одном дыхании, без остановок. После монтажа хронометраж передачи составил 70 минут. Она несколько раз вышла в эфир на канале «ЮУрГУ-ТВ» и была с интересом встречена зрителями.

Как и было задумано, шоу получилось не только культурно-просветительским, но и учебным. Программа вполне может использоваться как практическое пособие по изучению курса «Методика телевизионной журналистики». А проявленные нашими дипломниками знания и компетенции соответствуют разработанной на факультете журналистики Московского государственного университета классификации компетенций, которыми должен обладать выпускник факультета журналистики:

– судить об общественном значении журналистики и протекающих в этой области процессах;

– находить значимые вопросы и точки зрения, исходя из общественных и производственных целей определенного издания либо различных средств массовой информации;

– организовывать и планировать журналистскую деятельность;

– собирать информацию с высокой скоростью, используя общепринятые средства сбора информации и методы исследования;

– отбирать значимую информацию;

– структурировать информацию так, как это делается в журналистике;

– представлять информацию адекватным языком и в форме, эффективной с точки зрения задач журналистики;

– оценивать журналистскую работу и нести ответственность за нее;

– осуществлять сотрудничество в коллективе и редакционной среде;

– работать как в профессиональной организации, так и независимо.

А вот как оценивают участие в проекте сами дипломники.

Екатерина Сырцева:

«Участие в коллективном дипломном проекте – это возможность проверить, готов ли ты к работе в журналистике. Такая форма работы напрямую отражает суть телевизионной журналистики. Этот проект – модель настоящей работы телевизионного журналиста, которому необходимо не только собирать и обрабатывать информацию и обладать широким кругозором, но и уметь работать в коллективе творческих людей. Участие в коллективном дипломном проекте – это проверка того, насколько способны работать в коллективе совершенно разные по характеру и взглядам люди и готов ли каждый в определенный момент взять на себя часть обязанностей своих коллег. Такая работа учит организовывать и планировать все действия, развивает собранность и, конечно, творческие способности».

Ольга Иванюк:

«Стоит отметить результативность проведенного нами ток-шоу, “Тележурналист ХХI века. Какой он?”: в ходе беседы зрители и герои программы нашли ответ на вопрос, поставленный в заголовке. Доказана актуальность темы, выбранной для экспериментальной программы в жанре ток-шоу, а участвуя в этой программе, студенты практически освоили телевизионную специфику жанра, опробовали методику его создания».

Екатерина Рощина:

«Работа над программой получилась интересной и необходимой для нас самих. Интересной, так как тема ток-шоу близка нам как студентам-выпускникам, а необходима в связи с тем, что мы на практике смогли освоить методику подготовки такой программы. Полагаю, что для начинающих журналистов результаты практической части нашего дипломного проекта могут использоваться как методическое пособие.

Выполняя собственную работу в качестве редактора, я смогла попрактиковаться в разработке вопросов для экспертов, написании сценария и освоить особенности создания разговорной программы. Кроме того, было полезно узнать мнения компетентных специалистов в области журналистики».

Матвей Минибаев:

«Наш опыт является уникальным, так как в этой коллективной работе мы продемонстрировали инновационный подход к созданию диплома, проявляющего необходимые для выпускников уровни компетентности, соответствующие профессиональным требованиям.

Мы подготовили готовый телевизионный продукт – ток-шоу, где обсудили такие важные для сегодняшних реалий вопросы, как журналистская этика, профессиональные качества выпускника вуза, а также постарались дать ответ на вопрос: “Каков журналист XXI века?”

Наши знания, полученные в университете, мы постарались систематизировать таким образом, чтобы и теоретическая подготовка, и практические навыки профессионального журналиста в нашей работе демонстрировали единство жанрово-тематической и структурно-стилистической разработки. Поэтому работа может представлять интерес и практическую пользу для студентов факультетов и отделений журналистики, практических работников телевидения».

Евгений Власов:

«Следует отметить важную роль ТРК «ЮУрГУ-ТВ» в овладении студентами профессиональными компетенциями. Из теоретических компетенций для выпускника вуза они превращаются в компетенции для практикующего журналиста. Эфирное вещание телеканала и его роль как голоса ЮУрГУ в медиапространстве повышает ответственность студентов, а некоммерческий характер вещания в эпоху капитала и прибыли дает простор для творчества, пробы себя в разных ролях. Опыт, полученный на студенческом телеканале, помог нашей группе разработать и защитить уникальный проект – коллективную творческую выпускную квалификационную работу».

Алиса Русинова:

«Журналистика – это профессия задавания вопросов. Журналист должен уметь задавать правильные и интересные вопросы и требовать на них правильные ответы. Это умение мне пришлось осваивать в процессе подготовки нашего ток-шоу. Я убедилась: правило “каков вопрос – таков ответ” работает».

На современном этапе развития особенности социальной роли СМИ и журналистов в обществе, многоаспектность труда работников средств информации, требования современной медиаиндустрии позволяют сформулировать в обобщенном виде основные качества, знания и умения, которыми должен обладать специалист, подготовленный для работы в современных СМИ. Такой профессионал должен:

- четко осознавать особенную роль СМИ в современном демократическом обществе, степень своей собственной социальной и профессиональной ответственности, быть высококультурным, широкообразованным, обладающим глубокими знаниями в области гуманитарных и социально-экономических наук;

- хорошо ориентироваться в принципах и особенностях функционирования современных средств массовой информации и ее структурных компонентов (средств, видов, типов, каналов и т.д.), организации работы редакции как творческого коллектива, общественной службы и достаточно сложного производственно-технологического и коммерческого предприятия;

- иметь достаточный уровень компетентности во всех аспектах своей профессиональной деятельности, уметь в оперативном режиме, в условиях высокой технологичности в соответствии с принятыми профессиональными критериями и стандартами готовить необходимый медиатекст (информационный продукт) и выполнять другие формы редакционной работы (менеджерской, редакторской, организационно-массовой);

- обладать развитой профессиональной рефлексией, журналистикой нового поколения и быть способным к постоянной модернизации своей работы и постоянному обновлению знаний.

Таким образом, реализуемый проект совместного творчества преподавателей и студентов, разработанный на факультете журналистики, способствовал формированию будущего журналиста как полноценного профессионала, обладающего необходимым личностным и творческим потенциалом.

 

4.2.Сценарная разработка практической части
коллективной выпускной квалификационной работы
«Специфика профессиональной деятельности творческого коллектива в процессе создания телевизионной программы в жанре ток-шоу»

Общее время: 1 час 7 минут.

Ведущая – Алиса Русинова, студентка 5-го курса.

Эксперты:

Елена Патан, шеф-редактор «Вести – Южный Урал»;

Александр Юрин, председатель Союза журналистов Челябинской области;

Наталья Фомина, выпускающий редактор телеканала «74.ru».

Аудитория: студенты 1-го и 4-го курсов факультета журналистики ЮУрГУ.

В кадре: общий план зрителей. Все хлопают.

Ведущая (в кадре): Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня в этой студии вы станете свидетелями эксперимента, цель которого – силами творческой группы разработать и защитить выпускную квалификационную работу, создать и выдать в эфир ток-шоу «Тележурналист XXI века. Какой он?». Съемки нашей программы – это уникальный опыт студентов 5-го курса, это коллективный дипломный проект.

Заставка ток-шоу «Журналист XXI века. Какой он?»

План на зрителей.

Ведущая (в кадре): Сегодня мы затронем вопросы, которые уже не первый год волнуют не только журналистский мир, но и всю зрительскую аудиторию в целом. Какие требования предъявляются к тележурналистам? Что должен знать и уметь современный тележурналист, чтобы отвечать нынешним реалиям жизни? И, наконец, создается ли на стыке веков новый тип тележурналиста? Итак, тема нашего ток-шоу звучит вопросительно: «Тележурналист XXIвека: какой он?». В конце нашей программы мы постараемся ответить на этот вопрос. Герой программы у нас сегодня необычный – это виртуальная фигура современного журналиста. В ходе передачи она будет обрастать как личными, так и профессиональными качествами. Превратить его в реальную личность помогут наши эксперты. Внимание на экран.

В кадре: редактор за работой.

За кадром: Елена Патан – шеф-редактор программ «Вести – Южный Урал», «События недели» и вещания ГТРК «Южный Урал» на канале «Россия 24». В 2001 году окончила филологический факультет ЧелГУ, с 1998 года начала работать в Челябинской государственной телерадиокомпании корреспондентом программы «Вечерком», затем перешла в редакцию утреннего вещания ЧГТРК на канале РТР. Сотрудничала с молодежной редакцией и была ведущей программы «Карусель». В 2003 году Елена Патан стала ведущей дневных выпусков программы «Вести – Южный Урал» на канале «Россия» и выпускающим редактором вечерних выпусков. Параллельно готовила к эфиру и вела программу «Актуальное интервью». В 2006 году стала старшим редактором, а позже продюсером информационных программ ГТРК «Южный Урал». Преподавала на факультете журналистики в ЮУрГУ. С апреля 2011 года работает шеф-редактором и заместителем начальника службы информационных программ ГТРК «Южный Урал». В июне 2011 года Елена Патан была признана лучшим шеф-редактором информационных телевизионных программ Уральского региона по итогам шестой профессиональной премии «Золотая акула».

В кадре: Александр Юрин – председатель Союза журналистов Челябинской области.

За кадром: Член городской общественной палаты, общественный наблюдатель комиссии по защите прав заключенных. После окончания филологического факультета ЧелГУ в 1996 году Александр Юрин устроился журналистом в телекомпанию «Восточный экспресс». Занимался проектами, связанными с искусством. Затем перешел в информационную редакцию. Работал репортером, а также редактором и ведущим программы «ВИП кухня». Позже возглавил редакцию новостей «Телефакт» и наконец стал коммерческим директором «Восточного экспресса». Александр Юрин имеет юридическое образование по специальности «Гражданское право». Много времени посвящает общественной работе. Сейчас он занимается несколькими проектами, в том числе продвижением в Уральском федеральном округе телеканала для людей с ограниченными возможностями «ИнваМедиа ТВ». Председатель Союза журналистов Челябинской области.

В кадре: Наталья Фомина – выпускающий редактор телеканала «74.ru».

За кадром: В 2009 году с отличием окончила факультет журналистики ЮУрГУ. Была награждена стипендией президента и дважды стипендией Владимира Потанина. Работала корреспондентом программы «Молодежный проспект», затем редактором, а также автором и ведущим программ «Прочтение» и «Вагон свободного времени». В 2005 году прошла курсы ВВС в ЕвразияМедиацентре по направлению «Социальный репортаж». Проходила практику в кинокомпании «Русскоетелевидео» в Санкт-Петербурге, а также работала по направлению информационной политики Законодательного Собрания Челябинской области. Сегодня Наталью Фомину можно с уверенностью назвать универсальным журналистом – на «74.ru» она начинала с должности журналиста и в то же время работала руководителем собственной медиа-группы. Сегодня она выпускающий редактор, при этом совмещает работу ведущей проектов и монтажера. На достигнутом не останавливается – совершенствуется в искусстве монтажа и осваивает новые программы по компьютерному моделированию.

Заставка

Ведущая (в кадре): Уважаемые эксперты, зрители в нашей студии тоже далеко не случайные люди. Все они студенты факультета журналистики, будущие тележурналисты. Для съемок этой передачи мы попросили их ответить на несколько простых вопросов о том, какие личностные качества необходимы тележурналисту для хорошей работы. Вот что они ответили. Смотрим.

За кадром: Отвечая на вопрос «Какое качество характера наиболее необходимо для работы журналистом?» студенты 1-го курса единогласно назвали – коммуникабельность. На 2-м месте – ответственность. На 3-м – образованность. Также первокурсники называли такие качества, как честность, креативность, неравнодушие, оперативность и любознательность.

Нарезка ответов:

Сергей Арсланов: Это дикция, разносторонность и коммуникабельность.

Олеся Анисимова: Мне кажется, что в первую очередь это жажда жизни. Большая жажда, неутолимая.

Мария Елисеева: Широкий кругозор, чтобы разбираться в различных областях.

Екатерина Пустозерова: Дотошность, потому что, если журналист не будет интересоваться всем всегда и везде, он не сможет ничего сделать.

За кадром: Студенты 4-го курса также считают, что журналист должен быть коммуникабельным, ответственным и грамотным. К этому они добавили такие качества, как соблюдение этики, толерантность и стрессоустойчивость.

Нарезка ответов:

Кристина Иванова: Очень важна природная любознательность.

Елена Анненкова: Ответственность за то, что ты делаешь, и за то, что ты не делаешь. И ценностная ориентация очень четкая.

Сергей Ермолаев: Каждый журналист должен быть немножко экспертом в самых разных областях.

Наталья Андреева: Оперативность. В современном мире невозможно долго думать.

Заставка

Ведущая (в кадре): Именно об этом мы будем говорить – о личностных качествах тележурналиста в нашем первом блоке. Называется он: «Хочу и могу».

Заставка

Ведущая (в кадре): Вот вы прослушали ответы студентов. Что-то можете прокомментировать?

Елена Патан, шеф-редактор программы «Вести – Южный Урал»: Я согласна с девушкой, которая сказала, что в нашем современном журналистском мире нельзя долго думать, нельзя долго раскачиваться. Это совершенно верно. Но я согласна с той девушкой, которая сказала, что нужно быть дотошным человеком. Самая главная проблема современного молодого журналиста – это баланс. Как совместить вот эту бешеную скорость и дотошность в создании материалов? То есть это наша беда, это не наша вина, что мы часто делаем ляпы. Потому что у нас нет времени элементарно. Я приведу короткий пример: Тамара Дмитриевна Николаева написала книгу «Зеркало нашей жизни» об истории ЧГТРК. Там есть маленький пример, он абсолютно ничего не значит глобального, но он просто меня поразил. Значит, в воспоминаниях журналистки, которая в 80-е годы делала какой-то очерк, была такая фраза: «Мне пришла в голову идея, и я пошла записаться в журнал междугородных переговоров, чтобы через месяц поговорить с Миассом». Я когда прочитала это, подумала: то есть человек сначала записался в этот журнал, через месяц поговорил с Миассом, потом написал сценарий. Конечно, полгода на создание очерка, и у нее будет шикарный вылизанный материал. И сейчас: у нас прибегает журналист, и ему надо быстро-быстро написать, быстро-быстро выдать в эфир.

Наталья Фомина: Нет, я думаю, что журналист должен проверять те факты, о которых он пишет, говорит, выдает в эфир. Неважно, делает он это с помощью Интернета, радио или телевидения. Если он выдает что-то, то он должен проверить это. И говорить, что черное – это синее, грубо выражаясь, мне кажется, что это не корректно.

Александр Юрин: Журналистом может стать любопытный человек, которому от природы любопытно. Потому что журналист, перед тем как протранслировать информацию, должен ее собрать. Какое-то любопытство к жизни, причем не к каким-то значимым моментам (смена президента, цунами, тайфун), а именно любопытство к быту, который вокруг тебя происходит, к жизни твоих соседей, в хорошем смысле, к жизни в подъезде, к жизни во дворе и так далее. И естественно из-за того, что ритм жизни у нас сейчас быстрый, это такой человек, у которого, в хорошем смысле, шило в заднице. Потому что иначе ты можешь месяц писать очерк, и получится продукт, который будет интересным, но никому не нужным.

Ведущая: Кроме профессии журналиста у специалиста должна быть еще какая-нибудь другая специализация? Вы считаете, необходимы такие новые знания или можно ограничиться одной специальностью?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: