Положение о коллективной творческой выпускной квалификационной работе по журналистике. 11 глава




Наталья Фомина,: Ни для кого не секрет, что в каких-то значимых экономических журналах, политических журналах пишут политологи, экономисты, у которых, слава Богу, язык подвешен и рука хорошо ручку держит. И экономист может стать журналистом. Мне кажется, журналист – это специализация. Это супер, когда человек проучился на журналиста, это важно, но в принципе, мне кажется, что журналист – это состояние души.

Александр Юрин: Образование – это высшая степень удовлетворения любопытства. А что касается юридического образования, я вообще не понимаю, как люди без юридического образования в России живут, потому что на каждом этапе ты сталкиваешься с тем, что тебе необходимо свои права отстаивать, причем не обязательно как журналисту. Я думаю, что в конце жизни любой житель России становится специалистом по праву так или иначе.

Ведущая: Лауреат премии ТЭФИ Ирина Кемарская дала четкое определение тележурналиста: «Любой тележурналист – это творческая индивидуальность». Вот как вы считаете, можно ли научиться творчеству? Или это заложено в генах, таланте?

Елена Патан: Я согласна, что должно быть любопытство. И зачем в себя запихивать второе высшее образование-то? Очень жестоко. Чем второе высшее брать, чем опять сидеть за учебниками, лучше в себе развивать любопытство и любовь к людям. То есть вам каждый человек должен быть интересен, тогда у вас будут интересные сюжеты. Можно научиться на факультете журналистики, можно научиться у нас шаблонным каким-то вещам. Как мы пользуемся мобильными телефонами – вкл., выкл., так и тут – закадровый, синхрон, интершум, все. И вы будите писать сюжеты. Такие крепкие. И вы, много лет отработав на телевидении, будете востребованным специалистом, но в вашем сюжете не будет какого-то аромата. Пример: все, кого ни возьми из действующих журналистов, все когда-нибудь ездили на так называемые ДАТские мероприятия – когда к какой-то дате собирают ветеранов, узников тыла и так далее. Все в ТЮЗе, как правило, происходит. Миллион раз все съездили и миллион раз сняли. Сюжеты можно брать прошлогодние и выдавать в эфир, никто разницы не заметит.

Александр Юрин: Я так делал, кстати.

Елена Патан: Признался сам. Едет девочка-журналистка. Она приезжает и пишет сюжет. Первая фраза, которая делает ее сюжет не похожим ни на что: «В фойе ТЮЗа витал аромат духов, которых уже давно нет в продаже». И все. И вы видите этих старушек в накрахмаленных блузках, да, и вы понимаете, что пришли люди с прошлым, и у вас какая-то щемящая тоска в сердце, и вам их жалко, и вы гордитесь ими. Человек одной фразой разбудил душу. Поэтому я вас призываю – получайте знания, но самое главное, будьте внимательны к людям.

Александр Юрин: Какое-то учение, какая-то дискуссия у нас, мне кажется. На самом деле, я не знаю и не представляю, каким должен быть журналист XXI века. Потому что я ответ на этот вопрос не знаю.

Ведущая (в кадре): Мы постараемся приблизиться к идеалу и выясним, каким он должен быть. Декан факультета журналистики УрГУ Борис Лозовский однажды посетовал: «Хронически не хватает репортеров, поэтому приглашают второкурсников, натаскивают их по части интервьюирования, монтажа, работы с источниками, затем выжимают из них все, что можно. В течение 2–3 лет ремесло осваивается, но сезонные темы, требования формата начинают надоедать. Разочарование приводит к частоте смены мест, но на других каналах то же самое». Вдруг обнаруживается, что из того, что надо прочесть, много остается нераскрытым, что следовало освоить, прошло мимо». Насколько такая ситуация типична для челябинских телеканалов?

Елена Патан: Да, это так. Как к этому относиться? Можно, конечно, побиться головой об стену, что я уже три года бегаю с микрофоном, что я уже все понял, что все исчерпал. Я уже все снял: Новый год, день Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, потом клещи, потом лесные пожары, потом 1-е сентября. Но мы все знаем, что, даже если вы будете работать на крупном канале, не каждый день самолеты врезаются в башни-близнецы, но каждый день происходит то, что волнует людей. Если вы едете на съемки с таким посылом, что мы это сто раз снимали, что ничего нового, либо сходи с карусели, либо находи новые спецпроекты, новые реализации для себя. К нам приходят люди, те же второкурсники, вот с такими глазами. Только возьмите, я готов у вас полы мыть, я готов кофе готовить, я могу в ларек сбегать, записать интервью – я, выходные, три съемки – я. Два года проходит, этот же человек заходит: что там расписать, что я опять, что у вас никого, ой задрали все. И у меня маленький совет: не надо вначале впадать в эйфорию. Если вы вначале впадете в эйфорию – это большая любовь, то можете попасть в большое разочарование. Относитесь изначально как к работе, и не будет обратного эффекта маятника.

Ведущая: Спасибо. Но прежде чем мы перейдем к нашей второй части и начнем обсуждать профессиональные качества тележурналиста, мы попросим наше бюро полезной информации подвести итог по первому блоку.

Бюро полезной информации: Начнем с того, что, когда мы проводили опрос, отрывок которого вы видели в сюжете, все студенты в первую очередь называли коммуникабельность, как будто это какое-то запрограммированное качество. Но я думаю, что вы послушали экспертов и поняли, что журналист – это не просто коммуникабельный и обаятельный человек, который задает вопросы и держит микрофон. Чтобы реализоваться в журналистике, нужен ряд личностных качеств. И самое время включить в работу нашего виртуального журналиста. Вы видите, что на нем наклеены конверты. На светлой стороне будут ответы, куда мы положим карточки с положительными качествами, которые необходимы каждому журналисту, а на черную сторону – с негативными. Здесь будут качества, которые нужно искоренять в себе. Давайте начнем с положительных качеств и будем делать из нашего манекена настоящую личность.

Заставка:

Положительные качества:

- коммуникабельность;

- умение рассказывать об увиденном;

- любознательность;

- стремление познать жизнь во всей ее противоречивости;

- стремление к новому и прогрессивному;

- интерес к людям и окружающему миру.

Бюро полезной информации: Помещаем их сюда. Мы можем выделить и негативные качества, которые присущи современным журналистам и зачастую встречаются чаще, чем положительные.

Заставка:

Отрицательные качества:

- безответственность;

- неумение мыслить образами;

- высокомерие;

- самонадеянность;

- беспринципность;

- отсутствие собственной точки зрения.

Бюро полезной информации: Таким образом, от личностных качеств, как вы понимаете, зависит личностный рост. Личностные качества могут помочь и также помешать вам состояться в профессии. Как же состояться в профессии? Про профессиональные навыки мы узнаем во втором блоке.

Заставка: Второй блок: «Знаю и умею».

Ведущая: Следующий наш блок называется: «Знаю и умею». Как известно, любой информационный продукт делается не одним человеком, а целой командой. В идеале команда устроена так, что у каждого есть своя роль, но все друг другу помогают. Большая удача – это общий успех всей команды. Предлагаю посмотреть следующий сюжет.

За кадром: Мы спросили у студентов, можно ли научиться журналистике? 47% первокурсников ответили, что можно, было бы желание. 53% считают, что для работы журналистом нужен особый природный талант. Мнения четверокурсников также разделились 50/50.

Нарезка синхронов:

Наталья Андреева, студентка 4-го курса: Нужен талант. Тебя учат какой-то технической основе, но если ты не чувствуешь это, если ты не понимаешь, что ты делаешь, то у тебя ничего не получится.

Сергей Арсланов, студент 1-го курса: Журналист живет внутри тебя и этому нельзя научиться, это можно только воспитать в себе.

За кадром: На вопрос, что для вас является главным стимулом в творческой деятельности, первокурсники и четверокурсники снова ответили одинаково. В первую очередь студенты стремятся к признанию среди коллег и аудитории. На 2-м месте у первокурсников – повысить свой профессиональный статус, у студентов 4-го курса – личностное самоутверждение. На 3-м месте – карьерный рост. А вот материальное вознаграждение оказалось на последнем месте.

Нарезка синхронов:

Елена Анненкова, студентка 4-го курса: Журналистика – это служение людям. Для меня это то, чем мне хочется заниматься.

Виктория Гаврилина, студентка 4-го курса: Для меня журналистика – это больше творчество, потому что я чувствую, что у меня работают мозги, я что-то придумываю, я что-то создаю новое.

За кадром: На вопрос, будете ли вы работать журналистом, все первокурсники ответили утвердительно и признались, что им понадобится то образование, которое они получат в вузе. А вот большая часть четверокурсников не уверены, что останутся в профессии. Несколько респондентов признались, что разочаровались в профессии. Но даже те, кто не планирует работать журналистом, отмечают, что полученное образование им обязательно пригодится.

Заставка

Ведущая (в кадре): Мы услышали такое мнение, что журналистика – это служение людям. Как вы считаете, насколько это правда?

Наталья Фомина: Я согласна, что в какой-то степени это служение людям, потому что порой журналистам открыта дорога туда, куда не могут попасть другие. И он – ретранслятор какой-то информации.

Ведущая: Ну вот сейчас очень много говорится на семинарах и тренингах об универсальном журналисте. Журналист, который может работать в конвергентной редакции. Как вы считаете, может ли журналист одинаково работать во всех СМИ и нужно ли это ему вообще? Александр Александрович, к вам вопрос.

Александр Юрин: Я думаю, что если человек яркий, талантливый и обладает теми светлыми и немножко черными качествами, которые у вас в чудесном человечке представлены, то он в любой сфере журналистики себя проявит. Просто из-за его специализации и каких-то своих природных качеств он проявит себя ярче.

Ведущая: Наталья, вот вы работаете в сфере Интернета, и как вы считаете, насколько нужно уметь работать в конвергенции?

Наталья Фомина: Мне кажется, что это дух времени, это диктует время. Это необходимо журналисту. Потому что, мне кажется, через некоторое время все площадки будут едины. У нас все дубликаты телеканалов представлены в сети Интернет. Иногда сайты не просто дублируют картинку, а они живут какой-то своей отдельной жизнью. В конце концов, это нерентабельно. Если журналист едет на съемку, почему он не может написать заметку на сайт, которая прикрепится к его сюжету. Отправлять двух журналистов, платить две зарплаты – это экономически невыгодно работодателю. И для самого журналиста, когда он может написать «перевернутую пирамиду», заметку на сайт и более образно написать сюжет. Отличный слоган висит на радио «Свобода»: «Журналист, выходя на задание, не забудь с собой фотоаппарат». Мне кажется, тут все ясно.

Ведущая: Сегодня новые медиа предлагают играть роль журналиста кому угодно. Аудитория зачастую блогерам доверяет больше, нежели традиционным СМИ. Скажите, вы не считаете блогеров соперниками журналистов?

Наталья Фомина: Нет. Это абсолютно разные профессии. Блогеры ни перед кем не ответственны. Он не несет ответственность перед своими читателями, своими подписчиками. Интернет пока не закрыт, люди пишут все, что думают, но при этом, когда в Москве были волнения, многие за качественной информацией уходили в другие средства массовой информации и получали достоверную информацию там.

Александр Юрин: Блог – это скорее способ самореализации и высказывания своего мнения, наблюдения о жизни. Журналистика – это профессиональный сбор информации, ее профессиональное распространение. Пока это граница такая. Не факт, что через 10 лет мы будем обсуждать этот вопрос и на него так же ответим.

Ведущая: Елена, а вы не боитесь, как редактор, что телевидение уйдет у нас скоро в Интернет? Видите какое-то развитие или нет?

Елена Патан: Мы видим, что к 2015 году будет цифровое телевидение, будет огромное количество каналов, и говорить, что телевидение умрет и пора с ним прощаться, я думаю, не стоит. Однако новости пострадают сильно. Если что-то взорвется, вы не побежите смотреть, когда выпуск новостей по телевизору, вы зайдете в Интернет и узнаете, что хотите. Телевизор вы включите, чтобы увидеть подробности, чтобы посмаковать, увидеть очевидцев. Или вы будете смотреть кулинарный канал, про воспитание ребенка, спортивный. Телевидение будет обслуживать уже узкие направления. А за Интернетом, я думаю, останется функция информирования.

Александр Юрин: Когда мы говорим об интернет-телевидении, о цифровом телевидении, мы говорим о способе передачи информации, а суть этой информации остается неизменной уже тысячелетия. Кто кого убил, кто встал у власти, какая погода, и будет ли у нас наследник.

Ведущая: Спасибо за ответы. Я хочу попросить наших зрителей, нашу аудиторию поучаствовать активнее в нашем обсуждении. Может, у вас появились вопросы к нашим экспертам?

Виктория Гаврилина, студентка 4-го курса: Мы, уже 4 года обучаясь на журфаке, попробовали пожить жизнью журналиста, может, какие-то тайны узнали, поработали практически. И у меня и многих моих одногруппников возникают сомнения (может быть, это творческий кризис), а вдруг это не мое. Это для творческого человека нормально или все, уже можно ставить крест?

Александр Юрин: Хочу вас огорчить – эти сомнения будут преследовать вас всю жизнь, если вы нормальный интеллигентный человек.

Елена Патан: Когда ты на этой карусели покатался, ты знаешь, что можешь написать сюжет, не выходя из редакции. У нас многие именно так и делают. То есть до того, как поехать на сюжет, открываешь «Фабрику новостей», а там сюжет написан. Такие люди выключают функцию рефлексии, они понимают, что пришли просто работать. Работа, которая их устраивает по каким-то параметрам. Прошел, отбарабанил, ушел. Если женщина, то за ребенком в садик, если мужчина, то какая-то халтура. Но ты не паришься, какой ты журналист? Какое ты занимаешь место в этом мире? А человек, который парится, начинает думать: «А где предел моих возможностей?». Он начинает фильмы снимать, какие-то спецпроекты. Он начинает деньги искать, себя как-то реализовывать. А ваш кризис – он идет больше как неуверенность в себе.

Александр Юрин: Не переживайте. Если у вас все будет слишком плохо, вас просто уволят. За вас решат и укажут на дверь.

Ведущая: Мой следующий вопрос такой. Когда мы приходим в университет, нам говорят: «Забудьте все, что вам говорили в школе». Когда мы приходим на работу, нам говорят: «Забудьте все, что вам говорили в университете». Вы, как работодатели, скажите, что именно должны забыть мы, выпускники университета?

Елена Патан: Приходят к нам с журфаков такие вот некие личности. Я личность, я себя принес. Знаете, мне такая тема интересна, вот эта тема мне не очень интересна, я себя в этом могу проявить. А ты так смотришь, да, да, да. Если у меня есть время, я послушаю человека две минуты. Новости – это армия. Вы пришли и сразу вспоминайте американские фильмы. Что мальчик, что девочка, и капрал орет: «Теперь ты в армии!».

Заставка: кадры из фильма «Адмирал Пейн».

Елена Патан: И если передо мной стоит такая некая личность, стоит и излагает, что она не хочет это делать, то разговор короткий. Когда вы пришли, в первые полгода, может быть, какие-то свои амбиции забыть и оставить одну – быть лучше и чему-то научиться.

Если вас пытаются чему-то научить, это не значит, что это дедовщина, что вас унижают, что над вами издеваются. Это не так. Это не развлечение для редакции, не для того, что, вот посмотрите, пришел новенький, давайте поржем. Нет, не для этого. А для того, чтобы вас чему-то научить. Поэтому включайте личность где-нибудь через полгодика, учитесь писать в рамках новостей.

Наталья Фомина: Что значит: «Забудьте все, чему вас учили в школе, университете»? Помнить нужно все. Для журналиста это особенно важно. Чем у тебя больше в голове, тем у тебя больше опыт. Поэтому мне кажется, здесь нет жестких стандартов. Каждый новый день будет учить тебя чему-то новому. И журналист должен быть открыт для всего. Поэтому забывать что-то я бы не советовала.

Заставка

Ведущая: Уровень культуры нации во многом зависит от уровня развития национального языка. Например, во Франции существует закон о национальном языке. Я прямо процитирую: «Национальный язык является необходимым оружием в борьбе за сохранение национальной культуры. Ибо величайшее преступление – это убийство языка нации». Как вы относитесь к вопросу сохранения национального языка? Стоит ли за это бороться?

Елена Патан: Здесь нужно опять же без фанатизма. Никто не говорит, что калоши надо называть мокротопами и микроскоп мелкоскопом. Понятно, что не об этом речь. Понятно, что если есть возможность аналог русский подобрать, то нужно это делать. Я всегда говорю, что, ребятки, телевидение, в основном смотрят люди среднего возраста. Нужно говорить более понятным языком, не нужно углубляться в термины. Но все люди адекватные. Они понимают, когда приходят работать, что не будут писать текст со сленгом и не будут им жонглировать. Все остается на уровне разговора. В массе язык не такой беспомощный, чтобы его защищать. Он достаточно самодостаточный, и если труды лингвистов почитаете, то там говорится, что язык постоянно развивается. Он впитывает что-то новое и отбрасывает старое. То, что ему надо, он оставляет и закрепляет. С XVIIIвека куча французских слов, с XIX века куча английских слов. Если бы мы все встали на защиту языка, то разговаривали, как Ломоносов.

Заставка: кадры старого фильма

Елена Патан: Все понимают абсурдность ситуации. Я считаю, что без фанатизма.

Наталья Фомина: Нужно ориентироваться на ту аудиторию, на которую вы вещаете. Естественно, не нужно говорить: «Эй, чикса, пойдем, отойдем». Это уже внутренняя культура. А использовать какие-то внутренние слова, и если аудитория это поймет, то почему нет.

Ведущая: Александр Александрович, такой вопрос. Как у нас в области проводятся конкурсы журналистов? То есть по каким критериям сейчас оценивают тележурналистов?

Александр Юрин: Критерий один-единственный – журналист должен быть интересным читателям, радиослушателям. Мне удалось в числе организаторов нескольких телевизионных конкурсов быть. Интересна тенденция работы любителей. Я условно так называю студентов юрфака, экономического. Они зачастую интереснее, чем работы профессиональных тележурналистов.

Ведущая: У нас в Челябинске вообще существует активно действующее журналистское общество? Можно его как-то охарактеризовать?

Александр Юрин: Как и вся журналистская среда, как и все наше общество, она, наверное, более разрозненная сейчас, чем 20 лет назад. Говорить о журналистике как о единой корпорации нельзя. Все мы так или иначе привязаны к бизнес-интересам, работодателям и своим предпочтениям. В принципе это и нормально.

Ведущая: Спасибо за ответ. В заключение нашей второй части послушаем сообщение нашего бюро полезной информации.

Информационное бюро: Вначале давайте проговорим, кто, прежде всего, профессиональный тележурналист. Прежде всего, это специалист, который отличается особым отношением к миру, ценностной установкой и активной жизненной позицией. Также выделяют компетенции, которыми должен обладать профессиональный тележурналист. Он должен находить несущие вопросы и точки зрения. Уметь организовывать свою работу. Быстро обрабатывать социально значимую информацию и предоставлять аудитории эту информацию понятным и адекватным языком.

Я даже знаю, где все эти компетенции реализуются на практике. Все эти качества наши студенты, будущие специалисты, не только усваивают теоретически, но и пробуют на практике на нашем телеканале «ЮУрГУ-ТВ», единственной в России университетской телекомпании, где весь эфирный продукт производится студентами. Здесь студенты с первого курса могут попробовать себя в профессии в условиях реального телепроизводства. Студенты сами разрабатывают концепции своих программ. Они обладают полной свободой, они выбирают тех героев, которые им интересны и которые интересны аудитории, по их мнению. Они сами пишут сценарии, организуют съемку и участвуют в монтаже. И со своими работами, созданными на базе «ЮУрГУ-ТВ», студенты участвуют в областных, всероссийских конкурсах, где занимают призовые места. Например, один из знаковых, на наш взгляд, проектов – это документальный телесериал «Показывает Южный Урал». Он рассказывает об истории становления телевидения. И в создании этого телесериала принимали участие как студенты, так и выпускники нашего факультета. В результате такого обучения наши выпускники обладают высокими качествами, которыми должен обладать настоящий специалист. Давайте все-таки посмотрим, какие же это качества. Начнем с положительных:

- внутренний редактор;

- творческие способности и воображение;

- проверка фактов;

- адаптируемость;

- умение анализировать события.

Но наши выпускники знают, что существуют и отрицательные качества и что с ними нужно бороться. Это:

- искажение информации;

- ангажированность;

- некомпетентность и безграмотность;

- лицемерие;

- пассивность;

- агрессивность.

Мы не назвали еще одно очень важно качество – это умение работать в команде. Но об этом мы поговорим в третьей, заключительной части нашей программы.

Заставка (третий блок) «Делаю и отвечаю».

Ведущая: Вот так плавно мы подошли к третьей части, которая называется: «Делаю и отвечаю». Итак, внимание на экран.

За кадром: Большая часть опрошенных считает, что журналистика – больше коллективная, нежели индивидуальная работа. По их мнению, работа в коллективе легче и интереснее. Она повышает оперативность журналистов и качественность воссоздаваемых материалов. Часть студентов признает, что, несмотря на необходимость работать коллективно, им ближе индивидуальная форма работы.

Нарезка синхронов:

Мария Елисеева, студентка 1-го курса: Каждый отвечает за себя, но в тоже время должен уметь работать в коллективе, согласовывать свое мнение с мнением других.

Сергей Ермолаев, студент 4-го курса: Мы телевизионщики, и у нас более коллективная работа, мы выводим продукт. А индивидуальная – это то, что журналист должен принести что-то свое в продукт.

Виктория Гаврилина, студентка 4-го курса: Работа в большей степени командная. Потому что команда может создать что-то интересное. Как говорят, одна голова хорошо, а две – хорошо, хорошо.

За кадром: Большинство студентов 1-го курса считает, что для успешной работы в творческом коллективе журналист должен, в первую очередь, быть готов к постоянному межличностному общению. Также они должны проявлять взаимовнимание. Студенты 4-го курса придерживаются такого же мнения, добавляя при этом командную поддержку.

Елена Анненкова, студентка 4-го курса: Это однозначно командная профессия. Ты никогда один не справишься. Нельзя быть одновременно оператором, монтажером, осветителем, это очень сложно.

Заставка

Ведущая: Как задашь вопрос, такой ответ на него и получишь. Журналистика – это профессия задавания вопросов. Правильно задашь вопрос, правильный ответ получишь. Правильный вопрос во многом зависит от журналистской этики. И сегодня она настолько искажена, что журналисты путают хамство с неудобными вопросами. И в качестве примера мы посмотрим следующий видеосюжет.

Заставка: кадры телепрограммы «Закрытый показ»:

Гордон: Сколько времени я веду эту программу, я такой безукоризненной, такой баснословной пошлятины не видел ни разу. Я посмотрел этот фильм полтора раза, я не мог поверить своим глазам. Потом, когда я представил, что его предстоит еще и обсуждать, я чуть не написал заявление об уходе. Мне кажется, что это профнепригодно. Вы зачем сюда собрались? Чтобы поддержать дебютанта, чтобы он дальше говно делал? Или вставить ему так, чтобы он нормально делал? Вы очень глупый человек. Очень, беспредельно глупый. Знаете почему? Потому что вы в жизни в творчестве, что недопустимо, питаетесь иллюзиями других людей. Вы воплощаете чужие мечты. Вы даже не зеркало, даже не кривое зеркало. Вы такое некое транспорантное существо, через которое другие проецируют свои мечты и желания. Вас нет. Я-то думал, что я говорю с человеком, который хочет снимать кино. Хренушки. Вы другой человек. Вы не кино хотите снимать, вы себя хотите видеть в кино. Это совершенно разные вещи.

Заставка: кадры телепрограммы «Госдеп»:

Ведущий: Замолчите. Я бы хотел, на самом деле, вам эту перчатку в лицо бросить. Но я не буду при камерах это делать. Причем здесь рискни? Я брошу вам это в ноги. И я хочу сказать, что таким людям, как вы, Илья, найдутся люди, которые это сделают.

Гость: Ваши перчатки белые, потому что они нужны вам, когда вы воруете деньги из бюджета, чтобы отпечатки рук не оставались.

Гость: В РФ нужно запретить использовать деньги других государств, в том числе деньги США. Чтобы исключить деятельность таких людей, чтобы защитить нашу демократию.

Гость: Ты зачем, гад такой, взял деньги у Египта? Зачем ты разваливаешь наше здравоохранение на египетские деньги?!

Заставка ток-шоу

Ведущая: Эти кадры мы вам показываем как пример неэтичного поведения ведущих, но все же хотелось услышать ваше мнение на этот счет. Как вы считаете, этичны такие ситуации или нет?

Елена Патан: Если вот убрать эту осуждательную позицию изначально, то все мы видим, что журналисты делают шоу. Они делают то, что запрашивают зрители, и они делают продукт, который им заказали работодатели. Тут вопрос нужно ставить по-другому, личность каждого журналиста. Каждый человек, когда его ставят в такую ситуацию, может переступить через себя и работать в таком стиле. Или он скажет: ребята, я так не могу, я пойду в новости культуры, я буду про фестиваль джазовый снимать. Опять же идет отбор. Журналистика – это такая монолитная сфера, и все должны быть с чистыми руками и горячим сердцем. Там должны быть люди разных функций, как и в обществе. В обществе есть люди, например, ассенизаторы, которые выкачивают из ям все, что там находится. Журналистике нужны такие люди – ассенизаторы. Если есть заказ на такие программы от общества или от работодателя, они просто выполняют свою работу. Если гости ввязываются в свару и позволяют к себе так относиться, то они подыгрывают. Та же девушка, она подыграла этому шоу. Она счастлива, она подскочила и начала в той же стилистике работать. То же и у Гордона, заплеванный молодой режиссер. Он просто мог встать, и уйти, и сказать: вы знаете, я в таком тоне не хочу разговаривать. Он же сидел и понимал, что для его фильма «Закрытый показ» на «Первом» канале – это круто. Я бы не стала говорить, что журналист – это исчадье ада, а общество – это такая невинная девушка, журналисты которую мучают. Журналист – это часть общества. Есть другие журналисты на других каналах, вот и все.

Ведущая: Но вы видите кризис журналистики в этом? Или это веяние современного мира?

Наталья Фомина: Ну это же не журналистика. Есть репортер, ему не позволительно, когда он пришел снимать про ветерана: «Эй, бабуся, а че ты меня встречаешь в таком халате? Я тут такой красавчик!». А если люди пришли на такое шоу, а это реально шоу, это никакая не святая тема. У него есть задача – сделать рейтинг. Люди будут смотреть это. Тот режиссер будет думать – пусть мне дали плохую оценку, но зато кто мне ее дал! Половина тех людей скачают этот фильм и посмотрят, за что ему дали такую оценку. К ним-то какие вопросы?

Елена Патан: Я хотела привести пример. Каждый выбирает сам для себя. Сейчас без фамилий. Одна из наших сотрудниц, которая уехала в Москву и живет там уже года два, недавно приезжала в гости. И она была на мастер-классе в какой-то детской журналистской студии. И рассказывала о своем опыте. Девушка работала в программе Малахова «Пусть говорят», она была там старшим редактором. Она должна встречать гостей, как-то с ними до съемки разговаривать, веселить, пока ей не сказали, что все, твоя героиня пошла. И ей режиссер говорит, что сейчас какой-то провал в шоу, что чего-то не хватает. Нужно, чтобы твоя героиня зашла рыдающей. А она с ней только что интеллигентно беседовала. А ей говорят, что нужно довести сию секунду героиню до слез, а иначе уволим. И девочка рассказывает, что это у нее был переломный момент. Стою, смотрю на нее и говорю: если вы сейчас не заплачете, я ударю вас по лицу. Понятно, что в душе у журналистки, понятно, что у героини. Она выходит – слезы градом. Режиссер – йес, рейтинги все плюсы поставили. И наша девочка-землячка пошла написала заявление. С тех пор она не работает у Малахова. Это к вопросу, что каждый выбирает сам для себя.

Александр Юрин: Я лично ничего предосудительного в этих кадрах не увидел, и мне лично захотелось посмотреть, что за говно он ругает. Это первая мысль, когда он так долго ругал. Что там такое, надо глянуть. Потом понимаете, что это не скрытая игра и не скрытая реклама этого фильма.

Наталья Фомина: Подход разный. Сидел бы там Михалков, он бы по-другому себя вел. Или бы сидел Тарантино. Был бы другой подход. Под каждого героя он подбирается определенный. К журналистике, мне кажется, это особого отношения не имеет.

Видеовставка: кадры реалити-шоу «Дом-2»

Наталья Фомина: Если мы говорим о ведущем, то, например, Познер, он разве позволяет себе так вести, когда вызывает человека на интервью? У него тоже замечательные программы, которые смотрят люди, но он идет поздно вечером, а это идет в прайм-тайм.

Елена Патан: Они людей обслуживают. Общество заказало такой сюжет, он приехал, такой ассенизатор, и все слил.

Заставка программы

Ведущая: Но ведь такие люди, которые подрывают веру в профессию. Ясен Николаевич Засурский сказал однажды, что телекиллеры убивают доверие к телевидению, подрывая идею свободы слова. Как вы думаете, каких людей имел в виду Засурский?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: