Потребностно - мотивационная сфера личности




Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обес­печивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности.
Потребности - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуж­дой в объектах необходимых для его существования и развития, и выступаю­щая источником его активности.
В отличие от представителей животного мира, удовлетворение потребно­стей у которых непосредственно связано с той или иной природной вещью как стимулом его активности (пища, нора и т.д.), человеческие потребности явля­ются следствием развития производства и культуры. Если потребности живот­ных можно назвать органическими, то человеческие потребности преобразуют­ся в «надорганические», опосредованные предметной деятельностью.
Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет гибели человека или его вырождению.
В культурных потребностях выражается зависимость активной деятель­ности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей отно­сятся как предметы, которые служат удовлетворению какой-либо естественной потребности в условиях той или иной сложившейся культуры, так и предметы необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека.
По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными.
В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).
Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов обществен­ного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).
Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем матери­альной по предмету, культурной по происхождению — либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.
Мотивы - это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.
Мотив - это способ проявления потребности, психологическая форма ее
существования.
Мотивация — это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или во­все неосознаваемыми.
Осознанные — человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к дея­тельности, что является содержанием его потребности. Характеризуется: инте­ресами, убеждениями, идеалами.
Интересы - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо облас­ти, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать.в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Неосознанные - человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.
Характеризуется: установками, влечением.
Влечение - инстинктивное желание, побуждающее индивида действо­вать в направлении удовлетворения этого желания.
По мнению психологов, влечение - первичное проявление потребности, начальная стадия мотивационного процесса, который заканчивается осмысле­нием и в результате осмысления либо тормозится личностью, либо переходит в мотив и цель деятельности. По своему содержанию влечение обычно прими­тивны, элементарны, связаны с биологическими потребностями. Например, по­ловое влечение, влечение к огню и т.д.
Установка — неосознаваемое личностью состояние готовности, предрас­положенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Установки по отношению к различным фактам общественной жизни мо­гут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубежде­ния.
В структуре установки выделяют три подструктуры: * когнитивная подструктура - есть образ того, что готов познать и вос­принимать человек;
• эмоционально-оценочная подструктура - есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;
• поведенческая подструктура - готовность определенным образом дей­ствовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.
Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в кото­ром выражаются потребности, мотивы, мировоззрения, установки и цели ее жизни и деятельности.
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами лич­ности. Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются моти­вами ее деятельности.

 

ВОПРОС 12 сущность и движущие силы пед. процесса. основные компоненты педпроцесса.
ПП- движение вперед, заключенное в целенаправленном наборе. Совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков.
Бабанский (ПП – это единство процессов воспитания, обучения и развития)
Структура состоит:

  • педагогические цели – представление или выработка конечного результата взаимодействия педагога и воспитанника
  • принципы – основные направления, достижения, цели
  • содержание – та часть опыта поколений, которая передается учащимися для достижения цели согласно выбранного принципа
  • методы – действия педагога и учащегося посредством которых передается и принимается, воспроизводятся содержание
  • средства – материальные объекты, предметы, предназначенные для организации педагогического процесса
  • формы – завершенная организация педагогического процесса

Правила построения ПП:
Для достижения эффективности ПП должен быть построен целостно, во взаимной детерминации всех компонентов.

  • Принципы природоспособности (оценка готовности к восприятию), принцип гуманизма, принцип наглядности;
  • Содержание (часть нашего опыта, передача)
  • Методы – игровые
  • Средства – книги, карандаши
  • Формы – игра, беседа

Успешность ПП зависит от близости целей воспитателя и воспитанника.
ПП – динамическая саморазвивающая система. Такое представление о педагогическом процессе позволяет анализировать многочисленные связи и отношения, а это главное в практике управления педагогического процесса.
Цель: идеальное предвидение результата деятельности педагога
Педагогический процесс реализует 3 функции:

  • обучение
  • воспитание
  • развитие

ПП представляет собой единство трех структур:

  • педагогическая (цель, методы, средства, формы)
  • методическая (этапы достижения цели – план урока)
  • психологическая (понимание, осмысление, обогащение, закрепление, применение – процесс усвоения)

Характеристика форм организации педагогического процесса.
Педагогический процесс называется целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания.
ПП – это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности.
В ПП отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используется преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, то в воспитательном процессе – воспитательные мероприятия коллективного характера, общественная деятельность и прочие.
В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, которая опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности. В воспитании доминирующее значение имеет коллектив, его актив, который направляется влиянием учителя.
Процесс обучения протекает в строго оформленной учебной группе - классе, по определенному учебному плану. Процесс протекает в ходе общественной, политической, культурно-массовой, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива и их членов, умело направляемыми педагогами в такое русло, которое определяется примерным содержанием воспитания школьников соответствующего возраста.
Педагогический процесс - это воспитательные отношения, приводящие растущего человека к развитию.
В педагогическом процессе осуществляется взаимодействие между обучающими и обучаемыми, а также между ними и учебной средой (обучающий, обучаемый и среда).
Основной признак воспитательного процесса - саморазвитие учащихся. Воспитательный процесс осуществляется без участия педагога.
Педагогический процесс создается педагогом.
Оба процесса подразумевают организацию воспитательных отношений: взаимосвязь, единство.
Где бы не протекал процесс, он всегда будет иметь структуру:
Цель - принципы -> содержание -> методы -> средства -> формы.
Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.
Структура педпроцесса.
Цель - конечный результат воспитательной деятельности (что хотим получить), (научить учиться) Принципы - основные направления достижения цели (связь теории с практикой) (какие...), (единство теории и практики)
Содержание - часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели (что...). Методы - действия педагога и учащегося, посредством которых передается содержание (как...).(use вводный инструктаж, беседу, показ)
Средства - материально техническое обеспечение педпроцесса, т.е. учебная среда (с помощью которых...).
Форма - способ организации педпроцесса (урок),(придают ему логическую завершенность).
Виды педпроцессов в ПТУ
• учебный - взаимодействие педагога и учащегося, в результате которых учащийся получает определенные, знания, умения, навыки;
• внеучебный - это деятельность, направленная на развитие учащихся вне урока, вне учебного процесса; ее главное назначение - помогать подросткам рационально использовать свободное от учебы время для собственного развития путем самовоспитания, самообразования, самообучения;
• производственный - процесс, организуемый в мастерских училища, цехах завода, в целях воспитания, образования, обучения.
Функции педпроцесса: образовательная, воспитательная, развивающая

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: