ВОПРОС №14. Педагогические закономерности, принципы, правила. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в педагогическом процессе.




В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».
Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса: «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т.д. Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.
Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.
Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.
Чтобы сформировать педагогический закон или закономерность, нужно вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы распространения закона (закономерности); выразить, сформулировать закон (закономерность) через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме.
На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос: как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.
Принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Вместе с тем принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.
Исходя из этого, В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности».
В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и другие.
Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.
В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач, отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно–следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

1.Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс.

2.Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения. Согласно этому положению обучение не может состоятся, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения значительно снижается.

3.Только взаимодействие всех компонентов обучения обеспечит достижения результатов соответствующих поставленным целям.

В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.

Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса.

ВОПРОС 15 социальная сущность воспитания. основные виды воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый);функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передач общественно исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич); подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру (И.Ф. Харламов).
Социальная сущность воспитания. Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.
Понятие « воспитание » имеет много значений. В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, и как решение воспитательных задач.
В процессе воспитания происходят социализация личности, развитие личности, ее самоопределение (формирование ответственности), формирование новых качеств личности, интеграция личности.
Воспитание в целостном образовательном процессе (А.И.Пинкевич, Ю.К.Бабанский, И.П.Раченко). Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно и всенепременно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие – образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.
Многообразие целей воспитания
Цель воспитания у Мора и Кампанеллы - культ человека. Человек - личность деятельная, высоконравственная, обладающая чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью.
Цель воспитания, поКоменскому - познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но в то же время подготовка к деятельности в земной жизни.
Цель воспитания у Локка - воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.
Цельвоспитания у Кампанеллы - развитие сил и способностей детей.
Цель воспитания у Песталоцци развитие всех природных сил и способностей человека.
Кант видел цель воспитания в том, чтобы вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе человеческую природу. Педагогика Канта – педагогика воли.
Декарт провозгласил идеал воспитания – развитие ясного мышления, основанного на доказательстве и природном равенстве умов, допуская врожденные различия в интеллекте.
Цель воспитания у Добролюбова и Чернышевского – воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека.
Цель воспитания Макаренко – формирование нормы, стиля жизни, отношений.
Сухомлинский основное внимание обращал на воспитание у подрастающего поколения гражданственности.
Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях. Системный характер воспитания. Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой – многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности, такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.
Главная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация. Постановка цели влечет за собой ее конкретизацию – определение стратегических и тактических задач воспитания. Педагог по собственному желанию не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы ученик сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова. Поэтому в формули­ровке цели воспитания необходимо еще добавить – в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности. Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания.
Цель и задачи воспитанияопределяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цель воспитания распределяется на следующие задачи: умственную, физическую, трудовую, нравственную, эстетическую, патриотическую, экономическую, правовую, экологическую.
Составные части воспитания (умственное, физическое, нравственное, трудовое, политехническое, эстетическое и т.д.).
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются этическими требованиями общества.
Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.
Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.
Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.
Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.
Экологическое воспитание – это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.
Правовое воспитание предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.
Свободное воспитание рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.
Семейное воспитание – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками - уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и субъективными характеристиками: ценностными установками, стилем жизни, взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.
Религиозное воспитание – целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенного вероисповедания.
Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления. Целями социального воспитания являются:

  • относительно целенаправленное позитивное развитие;
  • духовно-ценностная ориентация;

выбор стратегии и тактики адаптации и обособления в социуме
п)речь как форма коммуникативной деятельности.
Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков. Основу вербальной коммуникации составляет речь, тесно связанная с мышлением. Сознание человека формируется в общении между людьми. Речь и язык отражают бытие человека, обозначая его. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Речь – это форма существования мышления.
В речевом общении участвуют две стороны – говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Общим средством и системой правил для передачи мысли является национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.
Язык – строго нормализованная система средств общения, а речь – его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства. В языке нет мыслей – это набор разных средств для выражения мысли, но когда в речи из этого набора отобраны определенные языковые средства, – в ней будет высказана определенная мысль.
Виды речи: устная и письменная; диалогическая и монологическая. Виды речи представлены на рисунке. Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Внешняя речь бывает устной и письменной.
Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. Письменная речь более концентрирована по содержанию, чем устная. В большинстве языков звуки речи обозначаются буквами, из которых составляются слова. Письменная речь появляется позже устной и формируется на ее основе.
Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. При этом собеседники хорошо видят и слышат друг друга, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например, при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.).
Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.
Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например, лекция, доклад, выступление и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее отдельные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь гораздо труднее диалогической, она требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности.
Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Экспрессивные возможности устной речи. Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную (обозначающую).
Коммуникативная функция речи включает в себя средства выражения и средства воздействия. Речь содержит эмоционально-выразительные компоненты, выражающиеся в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и других выразительных экспрессивных моментах, которые в большей или меньшей степени всегда имеются в речи – особенно устной (в письменной речи выразительность заключается в ритме и в расстановке слов). Человеческая речь обычно выражает эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к кому он обращается.
Речь является и средством воздействия. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она является средством сознательного воздействия, при помощи которого субъект в состоянии оказать воздействие, соответствующее поставленной им цели.
Сигнификативная функция включает функции сообщения и обозначения. Основным в слове является его значение, внимание человека обычно сосредоточено на смысловом содержании речи. Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает образ предмета. Говоря слова, мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет, то или иное явление. Этим язык человека отличается от «языка» животных. Обозначающая функция позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие.
Функция сообщения, которая обозначается термином значение слова, позволяет анализировать предметы, выделять их существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Овладевая словом, человек усваивает сложную систему связей и соотношений, в которых состоит данный предмет. Поэтому слово является средством абстракции и обобщения, отражает связи и отношения предметов внешнего мира.
Коммуникативная и речевая культура педагога.
Педагог должен правильно произносить слова, правильно строить предложения, выражаться точно, уместно, выразительно. Педагогу необходимо успешно общаться в разнообразных ситуациях, причем быть активным в общении, уметь отбирать для своей речи самое важное, уметь убеждать, а для этого – уметь делать свою речь максимально выразительной.
Педагог должен мыслить самостоятельно, творчески перерабатывать изученное, выдавать продукт мышления – оригинальное решение актуальной задачи, по-новому осмысленный материал, вызывающий интерес собеседников, аудитории. Для этого педагог должен владеть законами риторики, её принципами, системой аргументации, теорией убеждения, теорией речевых жанров.
Педагог должен заниматься серьезной, кропотливой самостоятельной работой – совершенствованием речи.

Вопрос 16. Воспитание как педагогическое явление
Воспитание. Понятие «воспитание»имеет много значений. Если понимать воспитание в широком социальномсмысле, то его можно отождествить с социализацией. Социализация воспринимается в данном контексте как развитие человека в онтогенезе (индивидуальном развитии) в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.
Воспитание целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый).
Воспитание бывает семейное, религиозное, социальное, воспитание в социуме. По Э. Дюркгейму, воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни.
Педагогические закономерности. Характеристика закономерностей воспитания.
Законы воспитания – устойчивые и необходимые, повторяющиеся связи между явлениями, их зависимость друг от друга:

  1. закон параллельного педагогического действия – в жизни детей нет ничего, что кроме обыденного жизненного смысла не имело бы смысла воспитательного;
  2. закон единства воспитания и жизни детей, т.е. каково содержание и характер жизнедеятельности детей, таков результат воспитания;
  3. закон исторической обусловленности воспитания.

Закономерность воспитания - необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры. На воспитательный процесс влияют разные закономерности: философские, социологические, психологические, этические, эстетические и др. К педагогическим закономерностям воспитательного процесса относятся:

зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности;
- единство и взаимосвязь воспитания и развития личности;
- закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью самого воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью;
- учет внутреннего состояния воспитанника;
- восприятие ребенка как целостной личности со всеми достоинствами и недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности.
Сущность и содержание процесса воспитания. Основные подходы к содержанию воспитания на современном этапе развития общества. Содержание воспитательного процесса – это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром, с педагогом. Содержанием жизни человека становятся проживание им различного рода отношений.
Формирование у воспитанников системы ценностных отношений является содержанием воспитания. Формирование ценностного отношения к человеку составляет фундамент воспитания.
Существуют следующие основные блоки ценностей:

  1. ценностное отношение к жизни;
  2. ценностное отношение к обществу;
  3. ценностное отношение к труду.

Особенности воспитательного процесса, условия его эффективности. Диалектика процесса воспитания (непрерывное развитие, динамичность, подвижность, изменчивость). Воспитание– явление социальное, т. е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание – тоже явление развивающееся. Подвижность – изменение методов.
Противоречия воспитательного процесса. Системы и структуры воспитательного процесса. Воспитательная система – это комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности названной системы.
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Единство и взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем. Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно и всенепременно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие – образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.
Основные принципы воспитания ( персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация, личностный подход, общественная направленность воспитания, опора на положительное в воспитании, связь воспитания с жизнью и трудом, единство воспитательных воздействий). Специфика принципов воспитания (обязательность, комплексность, равнозначность).Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека.
Особенность воспитания в современных социально – экономических условиях. Основные тенденции профессионального воспитания. Воспитание учащихся в системе начального профессионального образования.

Вопрос 17. Типы, виды и модели воспитания. Цели и задачи воспитания в современных условиях.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый);функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передач общественно исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич); подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру (И.Ф. Харламов).
Социальная сущность воспитания. Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.
Понятие « воспитание » имеет много значений. В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, и как решение воспитательных задач.
В процессе воспитания происходят социализация личности, развитие личности, ее самоопределение (формирование ответственности), формирование новых качеств личности, интеграция личности.
Воспитание в целостном образовательном процессе (А.И.Пинкевич, Ю.К.Бабанский, И.П.Раченко). Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно и всенепременно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие – образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.
Многообразие целей воспитания (Я.А.Коменский, Дж.Локк, К.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, Э.Кант, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский, Ф.Рабле, М.Монтень, Т.Мор, Т.Кампанелла, Р.Оуэн, К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье).
Цель воспитания у Мора и Кампанеллы - культ человека. Человек - личность деятельная, высоконравственная, обладающая чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью.
Цель воспитания, поКоменскому - познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но в то же время подготовка к деятельности в земной жизни.
Цель воспитания у Локка - воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.
Цель воспитанияГельвеция врожденное равенство всех людей, личный интерес как движущая сила индивидуального развития людей.
Цель воспитания Монтеня – обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам.
Цельвоспитания у Кампанеллы - развитие сил и способностей детей.
Цель воспитания уПесталоцци развитие всех природных сил и способностей человека.
Кантвидел цель воспитания в том, чтобы вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе человеческую природу. Педагогика Канта – педагогика воли.
Декарт провозгласил идеал воспитания – развитие ясного мышления, основанного на доказательстве и природном равенстве умов, допуская врожденные различия в интеллекте.
Цель воспитания у Добролюбова и Чернышевского – воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека.
Цель воспитанияМакаренко – формирование нормы, стиля жизни, отношений.
Сухомлинскийосновное внимание обращал на воспитание у подрастающего поколения гражданственности.
Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях. Системный характер воспитания. Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой – многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности, такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.
Главная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация. Постановка цели влечет за собой ее конкретизацию – определение стратегических и тактических задач воспитания. Педагог по собственному желанию не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы ученик сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова. Поэтому в формули­ровке цели воспитания необходимо еще добавить – в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности. Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания.
Цель и задачи воспитанияопределяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цель воспитания распределяется на следующие задачи: умственную, физическую, трудовую, нравственную, эстетическую, патриотическую, экономическую, правовую, экологическую.
Генезис целей воспитания. Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества. Одной из важнейших целей воспитания является его возвращение в контекст культуры. Необходима интеграция воспитания и образования в культуру. Это означает их ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманитаризацию содержания обучения и воспитания.
Составные части воспитания (умственное, физическое, нравственное, трудовое, политехническое, эстетическое и т.д.).
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются этическими требованиями общества.
Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.
Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: