Оживление инвестиционных процессов как фактор экономического роста




 

Существующая ныне модель экономической системы испытывает трудности во всех этапах и во всех элементах своего функционирования. Речь уже идет о системно-структурном кризисе, который невозможно выправить в короткие сроки. Однако, очевидно, что этот кризис следовало ожидать. Другое дело, что он мог бы быть более мягким, либо иметь менее негативныепоследствия для экономики, но избежать кризис вообще было невозможно.

Достаточно хорошо отлаженная плановая система с четкой структурой экономических взаимоотношений в 80-х годах начала испытывать первые сбои. Уже тогда было понятно, что одной из основных причин этих сбоев была попытка внедрить в действительную систему чужеродные ей элементы: самостоятельное хозяйствование, свободное и частично регулируемое ценообразование, выбор номенклатуры выпускаемой продукции. Мероприятия, задуманные для совершенствования экономической системы, на деле дисбалансировали систему в целом.

Изменения общественно-экономических отношений, произошедшие в 90–х годах, по идее, должны были на место существующей экономической системы поставить новую, основанную на другом характере экономики. Для этого была запущена часть экономических механизмов и перестроена система, которая, в целом, как предполагалось, должна была бы привести к цепной реакции стратегических изменений в экономике, которые безболезненно бы привели к окончательным изменениям. Естественно, предполагалось провести эти изменения «на ходу», так как остановка такой системы невозможна. Однако, теперь можно говорить о том, что цепочка стратегических изменений не была запущена. Реформы были остановлены даже не на половине, а в самом начале пути. Причин этому несколько и главная из них – социальная. Государство, для того чтобы выполнить свою основную функцию – обеспечение жизнедеятельности населения, вольно или невольно было вынуждено притормозить структурные изменения экономической системы. Был остановлен запуск некоторых экономических механизмов. А некоторые даже и не планировались.

В данное время речь идет о том, что настал момент для запуска экономических механизмов, регулирующих рыночные отношения во всех областях деятельности. Стратегия долгосрочного развития должна состоять именно в этом.

В рассмотренных выше подходах к инвестициям и инвестиционным процессам в качестве основных субъектов инвестиционной деятельности рассматриваются: государство, население и фирмы. Традиционно ведущую роль в региональных инвестиционных процессах России играло государство, проводя свою инвестиционную политику. Исторически в разные эпохи это было обусловлено политическими, военными, экономическими, социальными и другими предпочтениями. Определенную роль государства подчеркивали и разные мировые экономические школы. Существует две основные концепции, обосновывающие роль государства в инвестиционном процессе.

Первая концепция экономический либерализм подчеркивал равные рыночные возможности всех инвесторов. Основная роль отводилась процессу накопления капитала и запасов капиталистами. Государство в этом подходе выступает только как один из участников инвестиционного рыночного процесса, равноправный по своим возможностям, а регулирование инвестиционного рынка происходит стихийно, под действием рыночных механизмов. Такой подход со временем накопил множество вопросов и проблем и практически сразу показал не оптимальность полного устранения государства от задачи регулирования инвестиционного процесса.

Второй подход предусматривает определенное вмешательство государства в экономические процессы. Идеологией такого подхода является возможность централизованного управления производством и распределением материальных и социальных благ и обеспечение ускоренных сдвигов в экономике. При этом в разных странах действовали разные модели государственного регулирования, в большей или меньшей степени сдерживая рыночность. Основой кейнсианского подхода, получившего распространение в ряде экономических школ, является регулирование эффективного спроса и в первую очередь инвестиций для обеспечения макроэкономического равновесия, хотя Дж. Кейнс не отрицал возможность регулирования потребления. Основное внимание у Дж.Кейнса уделяется совокупным расходам и их элементам[43]:

Y = C + I + E – J + G (6)

где: Y – уровень экономической активности;

C – потребление;

I – инвестиции;

E – экспорт;

J – импорт;

G – государственные расходы.

Цель такого регулирования – приведение потребления и инвестиций в некое соответствие и достижение равновесия.

Сложившиеся подходы к определению роли государства сформировали в свою очередь методы воздействия государства на инвестиционный процесс. Среди них можно выделить активные и пассивные методы.

Активные методы предполагают прямое участие государства в инвестиционном регулировании. Основными механизмами в данном случае являются денежно–кредитная политика через процентную ставку и денежную массу, бюджетная политика через фискальный механизм и рынок ценных бумаг и прямые инвестиции государства, в том числе через создание государственной собственности. Соотношение данных механизмов в инвестиционной политике определяет способ макроэкономического регулирования и индивидуален для каждого государства в разные периоды.

К пассивным методам участия государства относятся разработка индикативных планов инвестиций с ориентацией предпринимателей на наиболее значимые для государства направления. При этом государство косвенно регулирует инвестиционные процессы.

Государство реализует свое видение развития через инвестиционную политику. Под инвестиционной политикой государства в России традиционно понималась «совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их концентрации на решающих участках, от чего зависит достижение плановых темпов развития общественного производства, сбалансированность и эффективность экономики, получения наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат» [44]. Инвестиционная политика представляет собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру, направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики [45]. В то же время это «форма поведения властных структур, подчиненная достижению установленной на научной базе цели и рассчитанная на определенный период времени»[46]. Существует также подход к инвестиционной политике государства, как к процессу «формирования, реализации и корректировки всей совокупности долгосрочных целей регулирования инвестиционного процесса и инвестиционной деятельности государства на основе согласования экономических интересов всех участников инвестиционного рынка, выбора наиболее эффективных направлений, их достижения с учетом ожидаемого социально-экономического результата для национальной экономики» [47][136]. В настоящее время под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем[48].

Вышеприведенные формулировки не противоречат друг другу, а лишь дополняют собой содержательный смысл термина «государственная инвестиционная политика». Общим является то, что политика представляет собой целенаправленный процесс принятия решений по использованию инвестиций для получаемого требуемого эффекта. Вместе с тем, данные формулировки не затрагивают координирующую роль государственной инвестиционной политики для всех других субъектов инвестиционного процесса и других уровней инвестиционной политики.

Инвестиционной политике на различных уровнях в настоящее время уделяется достаточно широкое внимание. Сами по себе инвестиции не способны в отдельности решить проблемы экономического роста. Это, прежде всего, связано с неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления. Следующая причина связана с неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищенность прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий).

Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи и механизм их реализации. Целью инвестиционной политики является реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства. Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций, определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики, создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций, и, конечно же, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

В последнее время в процедуре формирования государственной инвестиционной политики стали активно применяться методы стратегического планирования и управления. Так выделяются этапы формирования государственной инвестиционной политики: определение общего периода ее формирования, разработка стратегических целей, разработка стратегических направлений ее реализации, разработка основных направлений инвестирования (использования ресурсов), установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач, оценка разработанной инвестиционной политики.

Основой реализации государственной инвестиционной политики являются инструменты – экономические и административные средства достижения целей. В основном выделяют три группы средств: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

Государство определяет инвестиционную политику через органы государственной и политической власти, непосредственно влияя на инвестиционный процесс, и косвенно, через инвестиционные фонды, банки, акционерные общества и другие субъекты, воплощающие часть государственной инвестиционной политики.

Кроме государственной инвестиционной политики различают региональную, субрегиональную (республиканскую), отраслевую и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей традиционно является государственная инвестиционная политика, так как она создает цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. Инвестиционная политика на макроуровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном, субрегиональном и микроуровнях.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне экономико-географического региона, и позволяющих через систему координации и кооперирования достичь наибольшего эффекта использования регионального потенциала с учетом специфики. Деление Российской Федерации на округа стимулировали разработку региональных программ развития. Если ранее такими регионами считались, например Сибирь, Дальний Восток и т.д., без четкого разделения границ, то федеральные округа уже имеют закрепленный институциональный характер способствующий разработке долгосрочной инвестиционной политики.

Политика инвестиций на уровне субъекта федерации (субрегиональном) во многом отождествляется в настоящее время с региональной инвестиционной политикой, что связано с нечеткостью определения понятия «регион».

Существенным моментом, позволяющим говорить о допустимости слияния в настоящее время в ряде работ понятий региона и субъекта федерации, является то, что традиционное деление российских регионов по национальному и областному принципу позволило выделить экономически самодостаточные территории на которые распространялась зона проживания коренных национальностей, и которые потом трансформировались в зоны, обеспечивающие нормы государственной и хозяйственной управляемости.

Хотя в настоящее время принципы федерализма и организация органов государственной власти позволила сформировать семь укрупненных регионов России на которых уже происходит формирование региональных программ (например, программы развития Сибири и Дальнего Востока), все-таки баланс инвестиционной активности сосредоточен на субрегиональном уровне, т.е. на уровне субъекта федерации. Инвестиционная политика в каждом субъекте России традиционно имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами: экономической и социальной политикой; величиной имеющегося производственного потенциала; географическим местонахождением; природно-климатическими условиями; привлекательностью для иностранных инвестиций и др. Инвестиционная политика направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства в субъекте федерации, обеспечение самофинансирования развития в будущем.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производств играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики. Под отраслевой инвестиционной политикой понимаются выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу. С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть коммерческие организации в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних. Исходя из этого, существенно повышается роль инвестиционной политики на микроуровне.

Инвестиционная политика населения явилась издавна проблемой интереса экономистов. Именно политика сбережений и инвестиций домохозяйств во многом определяет возможности экономического роста.

Охвативший российскую экономику кризис начала 90-х годов наиболее остро затронул инвестиционную сферу. Это проявилось в быстром сокращении абсолютных объёмов накоплений, существенном снижении их доли в национальном доходе, резком сокращении бюджетных ассигнований, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства. По существу, уже с конца 1990 года инвестиционная сфера оказалась в ситуации глубокого кризиса. Его истоки - это несостоятельность прежней модели административно - командного хозяйствования, непоследовательность и противоречивость принимавшихся в прошлом экономических решений, особенно в области территориального размещения производительных сил и формирования региональных экономических структур. Сказывалась негативно и чрезвычайная централизация всей инвестиционной политики. До середины 80-х годов действовал по существу один инвестор - государство. Им осуществлялось централизованное планирование и распределение капитальных вложений вплоть до отдельных предприятий. Развитие экономического и инновационного механизма инвестиционной сферы тормозилось её тесной привязкой к бюджетным источникам финансирования. На цели инвестирования практически безвозмездно выделялись колоссальные бюджетные средства, позволявшие из года в год расширять фронт строительных работ. Одновременно с этим из-за хронической недостаточности материально-технических ресурсов, мощностей строительной индустрии возрастали и масштабы незавершенного строительства. Продолжительность строительства в среднем по стране перешагнула нормативные сроки, вследствие чего инвестиционная деятельность практически превратилась в прогрессирующее воспроизводство устаревших технологий, избыточных рабочих мест и гипертрофированное накопление “незавершенки”.

Выбранная правительством тактика реформирования экономики России в 90-е годы предполагала, в большей мере, использование монетаристских методов[49] [10]. Но практика не дала результатов реального роста и доказала, что инвестиции – главный источник экономической динамики и социального прогресса. Прогнозируемый монетаристский подход к решению проблемы повышения доли потребления в валовом внутреннем продукте путем относительного сокращения инвестиций, как естественное стремление сохранить в период кризиса уровень жизни, дают лишь кратковременные результаты. В итоге в реальном секторе быстро стареют фонды, «проедается» амортизация, замедляется оборот капитала и производство впадает в застойное, деградирующее состояние.

В настоящее время падение объемов производства вызвано, прежде всего, ужесточением спросовых ограничений. Связано оно с усилившимся давлением на товарное производство со стороны сужающихся конечных расходов населения, реального сектора и государства. Основными факторами, обусловливающими убыточность функционирования экономики регионов, явились разрыв между располагаемым экономическим потенциалом материального производства и уровнем выпуска товаров и услуг. Этот разрыв сопровождался падением эффективности использования технологического и кадрового потенциала и дополнительными издержками на содержание основных фондов и излишней численности персонала [50].

Спрос на рынке является динамической величиной и определяется множеством факторов. Спрос можно поделить на две составляющие:

D = D пост + D пер (7)

где: D пост – постоянная часть спроса, обуславливаемая длительными тенденциями потребления; D пер. – переменная часть спроса, обуславливаемая текущими краткосрочными изменениями в потреблении.

При этом постоянная составляющая спроса является, прежде всего, функцией от времени, а затем от других факторов:

D пост = F (t, r1, r2,...., rn) (8)

Переменная же часть спроса во многом является случайной функцией от множества факторов, обуславливающих конъюнктуру рынка.

D пер = F(k1, k2,... km) (9)

В таблице 1.1. дана классификация факторов спроса, в которой проведено условное деление на часть, воздействующую на постоянные тенденции изменения спроса и определяемую на уровне макроэкономики, экономических тенденций государства, и часть, воздействующую на переменные тенденции изменения спроса, и определяемую, в основном, на региональном уровне. При этом как макроэкономическая часть, так и региональная часть могут оказывать значительное влияние на спрос.

Так, в Республике Бурятия, помимо общих макроэкономических факторов, определяющих спрос во всех регионах России, существует ряд национально-региональных особенностей, проявляющихся, прежде всего, в спросе на товары и услуги, а также на инвестиционные вложения капитала. Например, рост религиозного самосознания населения приводит к возрождению традиций потребления определенных групп товаров и продуктов питания, это же относится к национальным факторам – росту потребления специфических товаров и услуг.

На инвестиционный спрос оказывают также влияния политические факторы, определяющий статус республики, ее суверенитет. Некоторые проекты, особенно в социальной сфере, основаны на этом.

Это оказывает влияние на стратегию государственной инвестиционной политики. Основные факторы, определяющие спрос в регионе, представлены нами в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Факторы спроса

Факторы Постоянный спрос Переменный спрос
Экономические Инфляция Налоги Курс валюты   Структура производства Уровень цен Доходы населения Занятость
Территориальные Инфраструктура Плотность населения Климат Миграция
Политические Протекционизм Суверенитет Поддержка бизнеса
Поведенческие Мотивации Традиции Национальные особенности Религиозные факторы
Социальные Социальная политика Социальные нормативы

 

Первоначальные прогнозы реформ, как в более радикальных, так и в более консервативных вариантах, предполагали снижение инвестиционной активности в стране, но только до некоторого рационального, экономически и социально-приемлемого уровня. Тем не менее, в данной сфере сказались не только и не столько несостоятельность экономических прогнозов, сколько частичная потеря управляемости экономикой страны. К сожалению, не нашлось ни централизованных, ни рыночных механизмов, способных остановить падение инвестиционной активности вниз свыше разумных пределов. В результате этого начальный этап рыночно-ориентированных реформ оказался явно не в состоянии преодолеть негативные тенденции в инвестиционной сфере российской экономики. В связи с этим появилась необходимость выработки новой инвестиционной политики, направленной на увеличение роли субъектов федерации.

Государственная инвестиционная политика в настоящее время включает в себя несколько основных направлений. Государство целенаправленно и последовательно децентрализует инвестиционный процесс на основе многообразия форм собственности, повышения роли собственных источников предприятий для финансирования их инвестиционных проектов. В той мере, в какой сохраняется государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций, она осуществляется путем переноса центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной основе через фонды социально-экономического развития субъектов федерации. Безвозвратное бюджетное финансирование сохраняется для социально значимых некоммерческих объектов, не располагающих собственными источниками, то есть такое финансирование должно охватывать лишь важнейшие жизнеобеспечивающие производства и социальную сферу. Ещё более важным становится усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции. Намечается значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. Часть централизованных инвестиционных средств используется на реализацию быстроокупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса. Постоянно совершенствуется нормативная база для привлечения иностранных инвестиций.

Можно сделать вывод, что государству пока не удаётся “запустить” рыночную модель инвестиционного процесса, прежде всего потому, что на основе проводимой им экономической политики не удалось добиться ощутимых положительных сдвигов в экономике.

Современная инвестиционная политика должна быть гибкой или вариантной, так как текущий и перспективный этап развития экономики России и её регионов явно отмечен и далее будет характеризоваться усилением элементов неопределённости и весьма ограниченной предсказуемости. Это объясняется факторами социально - политической неустойчивости, длительных национально - государственных преобразований, резкого изменения рыночных режимов. Важной посылкой к вариантности инвестиционной политики выступает то, что при ограниченных материальных и финансовых ресурсах наблюдается конку-рентность различных приоритетов роста: общехозяйственных, социальных, экологических и других. Важность отдельных приоритетов будет варьироваться, в связи с чем, гибкость инвестиционной политики является актуальной.

Российская экономика, с опорой на республиканско-региональное звено, должна мобилизовать необходимые ресурсы для активизации инвестиционного процесса как единственного условия для обеспечения устойчивого экономического роста. Особенно важно это в условиях регионализации и субфедерализации российской экономики, когда реальные инвестиционные процессы, прежде всего, находятся в зависимости от инвестиционной политики регионов и субъектов федерации.

Рассматривая экономические показатели Республики Бурятия за последние годы, следует отметить, что потеряна связь между приростом инвестиций и приростом ВРП, т.е. на краткосрочном этапе невозможно достоверно отследить тенденции и факторы, влияющие на поведение мультипликатора инвестиций. В связи с этим теряется возможность точного управления экономическим ростом по инвестиционному фактору. В настоящее время в оперативном периоде можно лишь говорить о сохранении действия закона мультипликатора. Это произошло под влиянием ряда рыночных и структурных факторов, которые не стабилизировались до сих пор. В дальнейшем, при стабилизации экономики, вероятно можно будет отследить коэффициент мультипликатора и сделать эффективность инвестиционного рычага более предсказуемой. Риски инвестиций, в настоящее время, позволяют оценить эту эффективность только вероятностно.

Таблица 1.4.

Динамика мультипликатора инвестиций в РБ.*

  Инвестиции** ВРП ΔИ ΔВРП Мультипликатор
  506,3 3741,9 .... .... ....
  1062,5 7737,3 556,2 3995,4 6,1
  1397,7 9478,1 335,2 1740,8 5,2
  1794,1 11269,3 396,4 1791,2 4,5
  1690,6 11167,1 -103,5 -102,2 0,9
  2373,3 18309,9 682,7 7142,8 10,5
  3286,0 23872,9 912,7   6,1
  5054,8 .... 1768,8 .... ....

*- данные по инвестициям и ВРП получены из: «Статистический ежегодник.» – Улан-Удэ, Госкомстат, 2003

**1981-1990гг. в сметных ценах на 1 января 1984г.; с 1991г. по фактической стоимости; до 1995г. по учтенному кругу предприятий.

 

Однако, потеряв возможность на макроуровне прогнозировать эффект инвестиционного рычага, государство оставило за собой возможность соблюсти направленность роста, т.е. увеличения прироста мультипликатора. На уровне экономики государства прирост валового продукта должен превышать прирост инвестиций для обеспечения роста эффективности отдачи от инвестиций.

Иначе, как рассматривалось выше, прирост сбережений как результат реализации валового продукта должен превышать прирост инвестиций.

M =ΔY/ΔI = Δ(Sp +Sf + T - NX – Gt – Tr) / Δ(Ip + If + Gi) (10)

Где: Ip – инвестиции населения; If – инвестиции фирм; Gi – государственные инвестиционные расходы; Gt – государственные текущие расходы; Sp – накопления населения; Sf – накопление частных фирм, Tr – трансфертные платежи; T – налоги; NX – чистый экспорт.

Условием соблюдения стабильности экономики будет равенство мультипликатора единице, устойчивый рост будет характеризоваться постоянством мультипликатора на уровне выше единицы и интенсивный рост будет характеризоваться ростом мультипликатора.

Очевидно, что вышеприведенная формула дает представление о политике государства по увеличению эффективности использования инвестиций и обеспечению экономического роста. Основными моментами такой политики в долгосрочном аспекте будут поддержка роста благосостояния и накопления частных фирм и населения, рост налогов (в абсолютном выражении), рост доходов от экспорта, снижение государственных расходов и трансфертов населению и фирмам. В краткосрочном аспекте речь идет о снижении государственных расходов.

В любом случае необходимо обеспечить не только прирост доходов и сбережений, но и стабильный рост инвестиций по всем участникам инвестиционного процесса.

Также очевидно, что связь между ростом сбережений и ростом инвестиций может быть усилена методами государственного регулирования и стимулирования. Роль государства в инвестиционном процессе, помимо прямого участия, как раз и состоит в поиске путей увеличения эффективности этой связи.

 

Все участники инвестиционного процесса формируют свою инвестиционную политику. Рассмотрение реальных процедур формирования инвестиционных программ развития на всех уровнях инвестиционной политики позволяет выявить в суммарной инвестиционной политике приоритеты политики субъектов федерации. При реализации инвестиционной политики, ее основным механизмом являются инвестиционные программы. В рамках существующего ныне законодательства основные финансовые потоки концентрируются на уровне субъектов федерации, в том числе, при выполнении федеральных, региональных и отраслевых программ социально-экономического развития. Органы управления на субрегиональном уровне, т.е. на уровне субъектов федерации держат в своих руках нити финансового регулирования и контроля, что делает их уровень базовым для инвестиционной деятельности.

За последние годы произошло изменение функций субрегиональной инвестиционной политики, если ранее на уровне субъекта федерации занимались в основном накоплением и распределением бюджетных инвестиционных средств, то в настоящее время к ним добавились новые функции: поиска, привлечения и оптимального использования внебюджетных и бюджетных инвестиционных ресурсов. Субрегиональная инвестиционная политика все больше принимает вид предпринимательства, обладая всеми признаками бизнеса, но при этом придерживаясь социальной направленности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в регулировании инвестиционного процесса участвуют множество субъектов, проводящих свою инвестиционную политику, но базовым является уровень субъекта федерации – ре6спублики.

Большая часть финансовых потоков сконцентрирована в субъектах федерации.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение инвестиционной политике на уровне субъекта федерации.

Инвестиционная политика на уровне субъекта федерации - субрегиональная инвестиционная политика – это комплекс координационных механизмов объединяющих усилия и учитывающих экономические интересы всех участников инвестиционного процесса для достижения целей и задач развития субъекта федерации.

Основой субрегиональной инвестиционной политики должны стать:

- инвестиционные ресурсы, которые, в большинстве случаев являются собственностью других субъектов инвестиционного процесса;

- экономическая среда, которая во многом определяется макроэкономической ситуацией в государстве;

- инвестиционный потенциал, который определяет возможности привлечения инвестиционных ресурсов, и является объектом стратегического управления;

- и, прежде всего, организационно-экономические механизмы, которые могут являться объектами тактического управления на уровне субъекта федерации, и могут дать возможности для быстрого экономического роста.

Таким образом, ключевым фактором, определяющим эффективность инвестиционного процесса, является степень использования инвестиционного потенциала территории, который задает исходные возможности для обеспечения экономического роста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: