В случае возникновения кризисной ситуации на предприятии обычно необходима широкая структурная перестройка, обуславливающая необходимость реабилитационных мероприятий. Предприятия становятся объектом технического, коммерческого, финансового и экономического анализа с целью увеличения эффективности их деятельности и прибыльности с сохранением их в качестве самостоятельных экономических единиц, а также для принятия решения о слиянии с другими предприятиями или об их полном закрытии.
Процесс реабилитации требует следующих, тщательно спланированных стадий:
Ст адия диагностирования. На ней определяются слабые стороны предприятия, а также возможности и способы реабилитации. Главная задача - разработка детальных среднесрочных и долгосрочных планов реабилитации предприятия. На данной стадии рассматриваются все аспекты работы предприятия, включая управление, энергопотребление, экологические вопросы, маркетинг, технологию и оборудование.
Краткосрочные мероприятия по реабилитации. На этой стадии проводится реорганизация и изменение структуры, которые еще не требуют больших капитальных затрат (например, в области финансового управления, управления запасами, контроля или технического обслуживания).
Оценка проектов и увеличение финансирования. Если проект реабилитации требует заемного финансирования, проект оценивается финансовыми учреждениями, с целью получения финансовой поддержки.
Реабилитация. Включает в себя собственно реабилитационные мероприятия по всем направлениям деятельности.
Структура технико-экономического обоснования для новых инвестиций и для реабилитации, в принципе, одинакова, однако в ТЭО реабилитации выделяются более детально важные для предприятия вопросы. Составление ТЭО для существующего предприятия имеет ряд ограничений по сравнению с абсолютно новым (по месторасположению, зданиям, оборудованию и т.д.). Основные особенности ТЭО для реабилитации следующие.
Общее руководство.
Основное внимание уделяется анализу существующей структуры, определению сильных и слабых сторон высшего и среднего звена руководства и повышению эффективности управления.
Корпоративный анализ, анализ рынка и концепция маркетинга.
Одна из основных причин необходимости реабилитации пред- приятия - недостаточное использование установленных мощностей. Их величина обычно чрезмерна по отношению к размеру рыночного сегмента, который может быть занят предприятием. Комбинация производственной программы, мощности и выбранной технологии зачастую не соответствуют деловой среде и условиям конкурентного рынка, даже когда первые инвестиции уже были сделаны, или фирма не смогла приспособить производство к изменяющейся деловой среде. Должны рассматриваться прогнозы тенденций изменения спроса на основную продукцию, этапы жизненного цикла продукции и в соответствии с этим изменять производственную программу.
Сырье, основные и вспомогательные производственные материалы.
Неудачи могут возникать из-за проблем с качеством, стабильностью поставок, ценовой политикой поставщиков.
Месторасположение, участок и окружающая среда.
В данном случае имеющийся участок предприятия ограничивает возможности маневра при проектировании и необходима оптимизация использования имеющегося участка.
Проектирование и технология.
Реабилитационное исследование может проводиться комплексно или ограничиваться одним вопросом из проектирования производства, планирования, контроля качества, эффективности энергопотребления и использования оборудования, техники безопасности и охраны окружающей среды.
Организационная структура предприятия и накладные расходы.
Анализ организационной структуры, внедрение систем бухгалтерского учета и управленческой информации способствует созданию основы для финансового планирования и контроля за расходами.
Трудовые ресурсы.
Необходимо тщательно проверить структуру и количество персонала (штатное расписание), а также их квалификацию.
Осуществление проекта.
В случае невозможности осуществления проекта необходимо пересмотреть основные этапы планирования и подготовки, а также все принятые раньше решения.
Финансовая оценка.
Необходимо оптимизировать структуру активов предприятия, обеспечив достаточный оборотный капитал и ликвидность.
Определение возможности расширения существующего предприятия осуществляется следующим образом:
- увеличение количества основной и побочной выпускаемой продукции без изменения номенклатуры;
- изменение производственной программы путем добавления однотипной продукции;
- комбинация вышеуказанных вариантов.
Количественное расширение может быть достигнуто следующим образом:
- введение сменного графика работы;
- повышение мощности самых слабых звеньев производственной це- пи для увеличения общей мощности;
- совершенствование технологии или повышение мощности всего предприятия.