Этические проблемы социального работника




Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость - являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.

Эти проблемы обычно расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе такие абстрактные ценности, как самоопределение или суверенность личности клиента не только трудно, но подчас и опасно, если они вызывают у социального работника ложное чувство самоуспокоенности, в то время как клиент не в состоянии адекватно их реализовать.

Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Адекватное разрешение их возможно лишь на основе владения специалистом по социальной работе принципами этики социального работника и ценностями профессии.

Без профессиональных знаний, умений и навыков социальный работник не может поступать этично, также как, не обладая внутренним этическим стержнем, социальный работник не может стать профессионалом. Этический императив направлен не только на клиента, но, прежде всего на личностную сферу самого специалиста по социальной работе.

Законы, постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановлениям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту. Существует эгоистическое самоопределение, развитие которого к коррумпированному общению. Здесь человек думает и своих друзьях, а также ведет к бюрократическому стилю, ибо этот тип личности не творчески подходит к своему делу, а делает то, что говорит начальство.

Но существует и общественное самоопределение, ведущее к творческому общению. Здесь избирательно, но гуманно личность обозначает общественный или личный интерес других людей. Культура этического мышления настоящего профессионала в социальной работе проявляется и в оптимальном сочетании общественного и личного, творческого и привычного элементов поведения, а также в примени эффективных интеллектуальных средств в принятии моральных решений в различных ситуациях, так называемых моральных дилемм, для многих социальных работников являющихся краеугольным камнем в их профессиональной деятельности. Важнейшим составным элементом нравственной культуры является культура чувств, которая служит основным показателем духовно - нравственного мира социального работника. Формирование культуры чувств - могучий фактор здорового морально - психологического климата в коллективе социальной службы.

Такие нравственно - психологические качества личности, как способность взаимопонимания, отзывчивость, терпимость, солидарность, обеспечивают сплоченность членов коллектива, исключают тяготы морального одиночества человека. Эмоциональная сторона нравственной деятельности, нравственного чувства характеризует жизненную позицию личности, раскрывает степень его субъективной готовности принимать и выполнять нравственные общественные требования к профессии социального работника.

Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам - суть этикета социального работника. Из многочисленных принципов этикета целесообразно, выделить тактичность. В этом принципе выражена исходная рационально мотивированная основа этикета и метод реализации его правил. Такова в первом приближении одна из сторон рамок профессиональной социальной работы.

Личные и профессиональные ценности. В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают. Социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами.

Необходимость говорить правду. Одним из принципов Этического кодекса является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой, - в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию. Например, в случае, когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной при определенных обстоятельствах. Таким образом, эти и другие этические проблемы в формировании этического сознания социального работника требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: