Структура (лат. Structura – строение) – форма организации системы, единство взаимосвязей между составляющими элементами, совокупность управленческих органов, обеспечивающих выполнение функций управления.
Факторы, определяющие организационные структуры:
1. Структура управления должна четко определять права и ответственность каждого элемента системы, любого органа иерархического уровня управления.
2. Оптимальность созданной структуры управления определяет эффективность деятельности всей системы в целом, ее выживание и дальнейшее развитие.
3. Стратегическая цель деятельности и тактика реализации мероприятий, направленных на достижение этой цели, должны быть подтверждены соответствующей организационной структурой.
Любая структура сложной системы, включая и систему государственного управления, состоит не только из отдельных элементов, но и характеризуется также иерархическими уровнями (ступени управления), а также вертикальными и горизонтальными связями между собой.
Элемент организационной структуры является самостоятельным органом управления, выполняющим определенные функции. Уровень управления состоит из группы элементов, занимающих определенную ступень в управленческой иерархии, вертикальные связи между уровнями определяют характер подчинения в системе.
Существуют два основных типа организационных структур управления: иерархический (функциональный) и линейный. Для иерархического характерно наличие управляющей и хотя бы одной подчиненной подсистемы; наличие иерархии является признаком высокого уровня организации (рис. 6). В линейных структурах управляющие функции распределены между всеми элементами системы (рис. 7).
Рис. 6. Иерархический способ управления.
Руководитель
Заместители
Исполнители
Рис. 7. Линейный способ управления.
Руководитель
Исполнители
Избыточные структурные уровни свидетельствуют о нецелесообразном, расточительном расходе ресурсов, кроме тех случаев, когда планируется дальнейшее развитие (расширение) системы.
Процесс управления определяется воздействием на подсистемы и их элементы двумя способами: руководить подчиненными непосредственно (Р-И) или ввести промежуточную ступень управления и руководить коллективом через своих заместителей (Р-З-И).
При линейной структуре исполнитель подчиняется одному руководителю, т.е. руководитель работает с исполнителями напрямую, без посредников. Вышестоящий орган управления в данном типе орг. структуры не имеет права отдавать распоряжения исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Достоинством линейных структур управления является их простота и четкость построения. Однако есть и некоторые недостатки:
a) диапазон (масштаб) влияния в линейном типе ограничен в силу организационной предопределенности;
b) могут возникать сложности между подразделениями в силу несогласованности.
При иерархической структуре добавляются сразу несколько уровней управления. Работа руководителя значительно облегчается наличием заместителей. Каждый заместитель по своим функциям обязан решать возникающие производственные задачи, и имеет право самостоятельно принимать решения в пределах своих полномочий.
В ГУ иерархическая структура в виду своей сложности предусматривает возможность осуществления функций контроля, нормативного и методического руководства и меры административного принуждения.
При всей логической ясности и простоте функциональной структуры управления существуют определенные недостатки (трудности управления): сложно осуществлять координацию и согласованность решений руководителей структурных подразделений.
Совершенствование действующих организационных структур выполняется различными методами:
1) метод аналогий – изучаются структуры управления предприятий, работающих в сходных социально-политических условиях;
2) метод экспертных оценок – позволяет совершенствовать структуры управления на основе анализа возникших структурных проблем опытными консультантами (экспертами) и изучения передовых систем управления;
3) метод структуризации целей – применяется в тех случаях, когда структура управления разрабатывается с ориентиром на стратегические задачи учреждения.
Требования организационных структур управления, которым должна соответствовать оптимальная орг. структура:
1) структура управления должна обеспечивать эффективное достижение основных организационных целей;
2) обеспечивать взаимодействие всех элементов структуры, линейного и управленческого персонала;
3) адекватно реагировать на изменения внешней среды.