УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ




УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

"ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

Кафедра общественно-гуманитарных наук

А.А.Сироткин

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО КУРСУ «Э Т И К А»

 

 

Гомель 2006

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ ЗАДАЧИ

1. Введение (актуальность) темы:

Тема подразумевает под собой введение студентов в мир этики. Поэтому при ее изучении следует обратить внимание на предмет исследования этики, на место этики в системе философского и гуманитарного знания, на принципы изучения морали и задачи, которые решает этика на современном этапе.

2. Цель:

· познакомить студентов с этикой как научной дисциплиной;

· осветить основной круг ее проблем;

· показать роль этики в утверждении общечеловеческих ценностей.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· основные понятия темы: «этика», «мораль», «нравственность»;

· методологические принципы изучения морали.

Студент должен уметь:

· дать характеристику взаимосвязи и взаимовлияния этики и других социальных наук;

· анализировать место и роль этики в жизни человека.

Студент должен приобрести навыки и качества:

· диалога и полемики по поводу морального выбора;

· нравственной терпимости и определения ее пределов;

· достижения согласия компромисса в процессе морального выбора.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Этика как философская теория морали. Понятие морали и нравственности.

2. Основные методологические принципы изучения морали: объективность, диалектика, историзм.

3. Этика и другие социальные науки: эстетика, социология, социальная психология, педагогика.

4. Роль этики в сохранении и утверждении общечеловеческих ценностей.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. В чем сходства и различия таких понятий, как "этика", "мораль", "нравственность"?

2. Попробуйте сформулировать нравственные нормы, которые Вы могли бы назвать общечеловеческими.

3. Чем объясняется возрастание роли нравственности в современную эпоху?

4. Выполнима ли такая задача этики, как "учить морали"? Можно ли научить морали?

5. В чем своеобразие этики как науки, каковы основные ее задачи?

6. "Не считаете ли Вы, что этика - порождение человеческой слабости, т.к. она подменяет формирование собственных взглядов готовыми штампами?" Такой вопрос задал студент Х. Что бы ответили ему Вы?

7. "Человечество подобно армии на войне, но всякая армия нуждается в дисциплине, и не достаточно того, чтобы она ей подчинялась в день сражения, она должна приучиться к ней со времен мира; без этой дисциплины гибель человечества очевидна... дисциплина, которую она должна принять, называется моралью" (А.Пуанкаре). О чем говорит ученый?

8. Если мораль изменяется с течением времени, то почему остаются неизменными десять библейских заповедей?

9. В чем отличие таких методологических принципов изучения морали, как диалектика и историзм?

10.Как проявляется взаимосвязь таких наук, как "этика" и "эстетика"?

11.Что больше свидетельствует о нравственном облике личности - ее поступки или мотивы этих поступков?

12.Любые ли ситуации жизни подпадают под этические нормативы? Можете ли Вы назвать ситуации "вне этики"?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Этика и культура.

2. Этика и эстетика.

3. Этика и экология.

4. Духовность и бездуховность: тупики и надежды.

5. Человек для себя или для других.

7. Литература:

Основная:

1. Лекционный материал.

2. Гусейнов А.А. Введение в этику. - М., 1985.

3. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.

4. Зеленкова И.Л. Беляева Е.В. Этика. - Мн., 1997.

5. Зеленкова И.Л. Основы этики. - Мн., 1998.

6. Словарь по этике. - М., 1989.

Дополнительная:

1. Блюмкин Б.А. Этика и жизнь. - М., 1987.

2. Дробницкий О.Г. Понятие о морали. - М., 1974.

3. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЭТИКО-ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУРАХ

1. Введение (актуальность) темы:

В пространстве этического знания особая роль принадлежит истории этики, поскольку она почти полностью заполняет его собой. Любая современная теория морали так или иначе вбирает в себя мировой опыт этических размышлений. Специфика этического знания связана, в частности, с тем, что его прошлое остается всегда актуальным. Каждая идея, оформленная даже на самых отдаленных временных отрезках истории, может внезапно актуализироваться, в очередной раз поразив человеческое сознание своей "вечной новизной".

Зарождение философско-этического мировоззрения происходило в эпоху становления классового общества и в первую очередь связано с древнейшими цивилизациями Востока - Индии и Китая. Исследование этой темы даст возможность понять тот фундамент, на котором стоит современная этика.

2. Цель: Познакомить студентов с этико-философскими концепциями Древней Индии и Древнего Китая как отправной точкой развития этической мысли.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· основные концептуальные этические модели изучаемого периода;

· основные понятия темы;

· моральные требования систем этического знания Древней Индии и Древнего Китая.

Студент должен уметь:

· дать сравнительную характеристику основных этико-философских концепций Древней Индии и Древнего Китая;

· анализировать особенности морали и нравов применительно к народам Древнего Китая и Древней Индии;

· проводить этическую параллель с современностью;

Студент должен приобрести навыки и качества:

· диалога и полемики по поводу морального выбора;

· нравственной терпимости и определения ее пределов;

· достижения согласия и компромисса в процессе морального выбора.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Генезис этических воззрений в Древней Индии.

a) Ведический период (III т. до н.э. - VI-V вв. до н.э.)

б) Послеведический период (VI-V вв. до н.э. - III-IV вв. н.э.). Этика буддизма. Этика джайнизма. Этика школы локаята.

2. Становление этического сознания в Древнем Китае.

а) Особенности и предпосылки древнекитайской этики.

б) Этика конфуцианства.

в) Этика даосизма.

г) Этика моизма и легизма.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. Какая философская школа Древней Индии была наиболее радикальной и нетрадиционной в постановке и решении этических проблем?

2. Назовите имя основателя буддизма.

3. Как в древнеиндийской этике назывался принцип поведения, запрещавший причинение вреда всему живому?

4. Каким термином (переводимым на русский язык как «угасание») обозначался в древнеиндийской традиции процесс слияния человека с духовным абсолютом?

5. Как называется (и как переводится) главный письменный источник раннего даосизма?

6. Расшифруйте смысл принципа «шу» («взаимность») в конфуцианской этике?

7. Идеи какой древнекитайской школы способствовали разрыву культурной традиции Китая в 221-206 гг. до н.э.?

8. Как Вы думаете, почему джайнизм запрещал своим приверженцам заниматься земледелием?

9. Каковы наиболее принципиальные различия между древнеиндийским и древнекитайским этическим сознанием?

10.Объясните смысл высказываний:

- "Кто многое сберегает, тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи" ("Дао дэ цзин").

- "Учитель сказал: "Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно" ("Лунь юй").

- "И если бы ты был из грешников наигрешнейший, ты переплывешь на лодке все злое" ("Бхагаватшта").

- "Умеющий шагать, не оставляет следов. Умеющий говорить, не допускает ошибок. Кто умеет считать, тот не пользуется инструментом для счета. Кто умеет закрывать двери, не употребляет затвор и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет веревку, но завязывает так прочно, что развязать невозможно. Поэтому совершенномудрый постоянно спасает людей и не покидает их... Таким образом, добродетель является учителем недобрых, а недобрые - ее опорой" ("Дао дэ цзин").

11. Выполните задания.

а) Попробуйте завершить мысль:

- "Знающий не доказывает, доказывающий..." (даосизм).

- "Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но... прекращается она" (буддизм).

- "Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить, но тот, кто умеет хорошо говорить..." (конфуцианство).

- "Слова нужны для обретения мысли, но кто обрел мысль, уже..." (даосизм).

б) Попробуйте составить перечень вопросов, на которые Будда ответил бы "благородным молчанием".

в) Попробуйте соединить два различных высказывания в одно непротиворечивое суждение:

- "Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей" ("Лунь юй").

- "О каждом знают слишком много! И многие делаются для нас прозрачными, но от этого мы еще не можем пройти сквозь них" (Ф.Ницше).

г) Сделайте свой выбор из альтернативных суждений (свой выбор обоснуйте):

- "Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла" (конфуцианство).

- "...Доброта и человеколюбие - мать проступков" (легисты).

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Древние восточные учения о нравственности.

2. Харе Кришна: вчера и сегодня.

3. Интерпретация основоположений этического знания в культуре Древней Индии.

4. Высшие моральные ценности в этических учениях Древнего Китая.

7. Литература:

Основная:

1. Лекционный материал.

2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.

3. Зеленкова И.Л. Основы этики. - Мн., 1998.

4. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - Л., 1980.

5. Словарь по этике. - М., 1989.

Дополнительная:

1. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М,, 1997.

2. Васильев В.С. Культы, религия, традиции в Китае. - М., 1970.

3. Гусев Н.Р. Индия: тысячелетия и современность. - М,, 1997.

4. Из книги мудрецов. Проза Древнего Китая. - М., 1987.

5. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. - М., 1978.

 

Тема 3. ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АНТИЧНОСТИ И ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Введение (актуальность) темы:

В пространстве этического знания особая роль принадлежит истории этики, поскольку она почти полностью заполняет его собой. Античная этика является школой этического мышления для всех последующих времен, поскольку именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этического комплекса. В связи с этим интересен аспект, связанный со средневековым этическим мышлением, представляющим собой отрицание античной моральной философии.

2. Цель: Познакомить студентов с этическим мировоззрением античности и эпохи средних веков.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· основные этапы развития этической мысли античности и средневековья;

· основные понятия темы;

· моральные требования систем этического знания античности и средневековья;

· персоналии этической науки.

Студент должен уметь:

· охарактеризовать эпоху античности и эпоху средневековья;

· дать характеристику этико-философским концепциям античности и эпохи средних веков;

· осуществить сравнительный анализ этических воззрений античности и средневековья;

· проводить этическую параллель с современностью.

Студент должен приобрести навыки и качества:

· диалога и полемики по поводу морального выбора;

· нравственной терпимости и определения ее пределов;

· достижения согласия и компромисса в процессе морального выбора.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Первый этап в развитии зрелого этического сознания Древней Греции: софисты, Сократ (469-399 г. до н.э.), киническая и киренская школы.

2. Этические концепции Платона и Аристотеля.

3. Этика Эпикура и этические построения стоиков.

4. Этика в эпоху средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. Каким этическим термином Вы могли бы обозначить человека, который смысл своей жизни видит в наслаждениях, удовольствиях?

2. Кто из античных мыслителей пользовался девизом "Познай самого себя"?

3. Как называется первый специальный труд по этике?

4. Кто из моралистов прошлого рассматривает счастье как "отсутствие страданий"?

5. Назовите представителей ригористической традиции в этике средневековья.

6. Почему сократические школы такие разные, ведь их основателями были ученики одного учителя?

7. Прав ли был Аристотель, утверждая, что возможность достижения счастья связана с возрастом человека?

8. Известно, что Сократ мог избежать смерти, однако он предпочел подчиниться приговору суда и добровольно принял яд. Как Вам кажется, почему он это сделал?

9. Почему стоики считали, что «лучше достойно умереть, чем недостойно жить»?

10.Почему Диоген Синопский просил милостыню у статуи?

11.Что, по мнению Аристотеля, является серединой между двумя крайностями?

12.Объясните смысл высказываний:

а) "Дружба есть самое необходимое для жизни, ибо никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы имел все остальные блага" (Аристотель).

б) "В человеке все зависит от души, а в самой душе - от разума, если только душа хочет быть благою" (Платон).

в) "Справедливейшее наказание за грех состоит в том, что человек утрачивает то, чем он не хотел хорошо пользоваться... тот, кто не захотел поступать правильно, когда мог, лишается этой возможности, когда он захочет поступать правильно" (Августин Блаженный).

13. Выполните задания:

а) Составьте перечень тех мыслителей, которых можно отнести к эвдемонистической традиции.

б) Представьте себя последователем учения Эпикура. Постарайтесь с такой позиции определить свое отношение к смерти и убедить себя в том, что ее не нужно бояться.

14. Попробуйте завершить мысль:

а) "Кто советует юноше прекрасно жить, а старцу прекрасно кончить жизнь, тот глуп - не только вследствие привлекательности жизни, но также и потому, что забота о прекрасной жизни есть..." (Эпикур).

б) "Лучше достойно умереть, чем..." (Сенека).

в) «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания -...» (Библия).

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Эстетические воззрения Сократа. Сократические школы.

2. Эпикурейский идеал счастья.

3. Теории морали Платона.

4. Счастье в мировоззрении стоика.

5. Христианская этика средневековья.

6. Буддизм, христианство и ислам о человеке и смысле его жизни.

7. Литература:

Основная:

1. Лекционный материал.

2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.

3. Зеленкова И.Л. Основы этики. - Мн., 1998.

4. Иванов В.Г. История этики средних веков. - Л., 1984.

5. Словарь по этике. - М., 1989.

Дополнительная:

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.

2. Майоров Г.Г. Этика в средние века. - М., 1986.

3. Нарсесянц В.С. Сократ. - М., 1977.

 

Тема 4. ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ. ЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Введение (актуальность) темы:

В пространстве этического знания особая роль принадлежит истории этики, поскольку она почти полностью заполняет его собой. Этика Нового времени - это своеобразная форма отрицания средневековой интерпретации морали, хотя проблема надиндивидуального характера нравственности, всеобщности ее повелений отнюдь не становится менее значимой (что найдет свое яркое выражение в русской этической мысли). Идея суверенности морального субъекта становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступает разум, который призван согласовать индивидуальные устремления с общественным благом.

2. Цель: Познакомить студентов с этическим мировоззрением эпохи Нового времени.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· основные этические модели изучаемого периода;

· основные понятия темы;

· персоналии этической науки.

Студент должен уметь:

· охарактеризовать эпоху Нового времени;

· показать характерные особенности эволюции этических взглядов данного периода;

· дать характеристику этико-философским концепциям;

· осуществить сравнительный анализ русской этической мысли и западноевропейской изучаемого периода;

· проводить этическую параллель с современностью.

Студент должен приобрести навыки и качества:

· диалога и полемики по поводу морального выбора;

· нравственной терпимости и определения ее пределов;

· достижения согласия и компромисса в процессе морального выбора.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Этические воззрения М.Монтеня, Б.Спинозы, П.Гольбаха, К.А.Гельвеция.

2. Этика немецкой классической философии: И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах.

3. Этика российских революционных демократов: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г.Чернышевский.

4. Теоретические модели этики идеалистической ветви русской мысли (этика философии "всеединства": С.В.Соловьев, С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк; этика экзистенциализма: Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов).

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. Кто из мыслителей Нового времени завещал на своем надгробии сделать такую надпись: "Звездное небо надо мной, моральный закон во мне"?

2. Кому принадлежит мысль о том, что основу морали составляют три источника: стыд, жалость, благоговение?

3. Согласны ли Вы с мнением Канта, что этика должна учить человека не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья?

4. Как Вы понимаете смысл различения Гегелем понятий "мораль" и "нравственность"?

5. Почему русские идеалисты считали, что вне веры в Бога нельзя обрести смысл жизни?

6. Если Кант был убежден, что для себя самой мораль "отнюдь не нуждается в религии", то зачем он постулировал существование Бога?

7. Как известно, в своих этических построениях и французские материалисты и русские революционные демократы использовали принцип "разумного эгоизма". В чем состоит отличие в понимании ими этого принципа?

8. Объясните смысл высказываний:

а) "Каждому живется хорошо или плохо в зависимости оттого, что он сам по этому поводу думает. Доволен не тот, кого другие мнят довольным, а тот, кто сам себя мнит таковым" (Монтень).

б) "Государство подвергается опасности, когда женщины находятся во главе правительства, ибо они действуют не согласно требованиям всеобщего, а руководствуясь случайными склонностями и мнениями" (Гегель).

в) "Каждая почти жизнь может быть резюмирована в нескольких словах: человеку показали небо - и бросили его в грязь... Здесь на земле в людях только пробуждаются мечты и надежды, исполняются же они не здесь" (Л.Шестов).

г) "Дух человеческий - в плену. Плен этот я называю "миром", мировой данностью, необходимостью. "Мир сей" не есть космос, он есть некосмическое состояние разобщенности и вражды... И истинный путь есть путь духовного освобождения от "мира", освобождения духа человеческого из плена у необходимости... Это путь высших духовных созерцаний, духовной собранности и сосредоточенности" (Н.Бердяев).

9. Попробуйте завершить мысль:

"В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом -..." (Монтень).

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Принцип "разумного эгоизма" в истории этики.

2. Интерпретация моральных ценностей немецкими просветителями (Гердер, Гете, Форстер).

3. "Моральный закон во мне" (И.Кант).

4. Этика Гегеля.

5. Этическая рефлексия в философии "всеединства" (В.С.Соловьев, С.Л.Франк, С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков).

6. Этическая составляющая философии Л.Шестова.

7. Литература:

Основная:

1. Лекционный материал.

2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.

3. Зеленкова И.Л. Основы этики. - Мн., 1998.

4. Словарь по этике. - М., 1989.

Дополнительная:

1. Очерки русской этической мысли. - М., 1976.

2. Перерва В.В. Этические взгляды Гегеля. - М., 1988

3. Шкоринов В.П. Этический иррационализм в России. - Ростов-на-Дону, 1973

4. Этика Канта и современность. - Рига, 1989.

 

Тема 5. ЭТИКА КОНЦА XIX - XX ВЕКА

1. Введение (актуальность) темы:

Конец XIX - начало ХХ веков обычно представляют в исследовательской литературе как период перехода от этики классической к постклассической. Если первая может быть охарактеризована (в самом общем виде) как преимущественно созерцательная, рационалистическая, ориентированная на системосозидание и выявление родовой сущности человека, составляющей основу моральных ценностей, то вторая отличается иррационалистической установкой, эссеистической манерой выражения, поиском человеческой индивидуальности, тяготением к "живой", несхематизированной жизни.

Чтобы понять особенности возникновения «нового лица» этики ХХ века, надо упомянуть о тех феноменах, которые занимают промежуточное место в процессе перехода от классического к постклассическому этапу. Располагаясь во временном отношении во второй половине XIX века, они во многом закладывают основы последующих событий в этическом мире ХХ столетия, предвосхищают осуществление «переоценки ценностей», подвергают сомнению традиционные этические представления, хотя и появляются на культурной почве, породившей высшие образцы классических теорий морали.

2. Цель: Познакомить студентов с этическими воззрениями второй половины XIX - XX вв.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· этапы становления этических взглядов современности;

· основные этико-философские концепции;

· основные понятия темы;

· персоналии этической науки.

Студент должен уметь:

· показать "разноликость", полярность этической рефлексии изучаемого периода и причины этого;

· дать сравнительную характеристику этическим концепциям;

· уметь проводить социально-этические параллели между прошлым и настоящим.

Студент должен приобрести навыки и качества:

· диалога и полемики по поводу морального выбора;

· нравственной терпимости и определения ее пределов;

· достижения согласия и компромисса в процессе морального выбора.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Марксистская этика.

2. Этические воззрения А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

3. Этика философии экзистенциализма (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель).

4. Религиозно-этические концепции (неортодоксия, персонализм).

5. Этика утилитаризма (Н.Бентам, Дж.Ст.Милль, Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи, Д.Тафтс).

6. "Универсалистская этика" (концепции А.Швейцера, Н.К.Рериха).

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. Как Вы оцениваете высказывание А.Швейцера о том, что "этика - это безгранично расширенная ответственность ко всему живому"?

2. Определите автора следующего высказывания: "У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего - иная, чем у того, кто не способен мыслить".

3. На каком принципе человеческих отношений базируется следующее утверждение А.Шопенгауэра "Истина же такова: мы должны быть несчастны и мы несчастны. При этом главный источник всех наших зол, это сам человек: человек человеку волк. Кто твердо помнит это, для того мир представляется как некий ад, который тем ужаснее дантовского ада, что здесь один человек должен быть дьяволом для другого". Какие аргументы, по Вашему мнению, лежат в его основе? Какие контраргументы Вы могли бы привести?

4. "Успех и неудача - суть первые категории жизни". Позицию какого этического направления выражает это высказывание?

5. Известному французскому философу Ж.П.Сартру принадлежат слова: "Ад - это другие". Почему? Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свою позицию.

6. Сравните два высказывания: "Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель" (Маркс). "Позволено все, что действительно ведет к освобождению человечества" (Л.Троцкий). Обоснуйте свою позицию и определите отношение к тезисам.

7. Объясните смысл высказывания: "С тех пор, как существуют люди, человек слишком мало радовался: лишь это, братья мои, наш первородный грех!" (Ницше).

8. Проинтерпретируйте фрагмент тезиса: "Человек создает себя сам. Он не сотворен изначально, он творит себя, выбирая мораль; а давление обстоятельство таково, что он не может выбрать какой-нибудь определенной морали" (Ж.П.Сартр).

9. Проинтерпретируйте фрагмент текста: "Ничтожные мысли не только засоряют пространство, но именно они мешают передаче мыслей на дальние расстояния. Каждый участвующий в передаче мысли знает, как иногда выдаются части посылок, как темное облако затемняет ясные выражения. Именно малые слизкие уродцы пересекают путь посылок. Сами уродцы по бессилию неслышимы, но их слизь достаточна, чтобы уплотнить пространство и нарушить токи! Поэтому для скорейшего передавания мысли нужно просить человечество воздержаться от ничтожных мыслей. Даже небольшая заботливость о мысли даст уже полезные следствия. Кроме того, слизь мышления может быть источником эпидемий" ("Живая Этика").

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. "По ту сторону добра и зла" - моральный императив сверхчеловека.

2. Моральные проблемы в экзистенциальной философии.

3. Проблема человека в религиозной этике.

4. Проблема цели и средств деятельности в прагматизме.

5. Проблема этики во фрейдизме и неофрейдизме.

6. Концепция морали в философии Э.Фромма.

7. Этическая проблематика марксизма.

8. Метаморфозы Живой Этики.

9. Этика благоговения перед жизнью А.Швейцера.

7. Литература:

Основная:

1. Лекционный материал.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. - Мн., 1997.

3. Зеленкова И.Л. Основы этики. - Мн., 1998.

4. Словарь по этике. - М., 1989.

Дополнительная:

1. Живая Этика. Избранное. - М., 1985.

2. Печчей А. Человеческие качества. - М., 1985.

3. Сумерки богов (Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.-П.Сартр - тексты). - М., 1989.

4. Шварцман К.А. Современная буржуазная этика: иллюзии и реальность. - М., 1988.

5. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.

Тема 6. ТЕОРИЯ МОРАЛИ

1. Введение (актуальность) темы:

В истории этических учений, при всем многообразии ее феноменов, обнаруживается некий общий контекст, частично уже рассмотренный на предыдущих занятиях. Теперь следует по возможности выявить его в ином ракурсе рассмотрения этики, который связан с особенностями построения теории морали, традиционно включающей в себя, прежде всего, проблемы сущности и специфики морали, ее структурно-функционального проявления. Однако предварительно нельзя остановиться на некоторых методологических аспектах, позволяющих если не прояснить окончательно, то хотя бы поставить вопрос о своеобразии этического способа интерпретации бытия.

2. Цель: Познакомить студентов с особенностями построения теории морали.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· основные структурные элементы морали и их составляющие компоненты;

· основные понятия темы.

Студент должен уметь:

· дать характеристику функциональным особенностям морали;

· показать антиномичную природу свойств морали

· показать своеобразие этического способа интерпретации бытия.

Студент должен приобрести навыки и качества:

· структурного анализа той или иной этической концепции;

· диалога и полемики по поводу морального выбора.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Особенности этического знания.

2. Свойства морали.

3. Структура морали.

4. Функции морали.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. Какие важнейшие "элементы" входят в структуру морали?

2. Как звучит "золотое правило" нравственности?

3. Перечислите наиболее важные общечеловеческие нормы нравственности.

4. Какое этическое понятие можно кратко определить как "морально высшее"?

5. Какие четыре добродетели считались в античной этике главными? Соответственно, - каковы четыре основных порока?

6. Какие понятия этики отражают противоречие между идеалом и действительностью?

7. Какие нормы морали лично Вам не нравятся? Что будет, если их отменить?

8. Часто на все поучения хочется ответить: "Я никому ничего не должен". Так ли это? Зачем нам нужно соблюдать моральные правила? Почему нам хочется от этого уклониться?

9. В каких случаях могут приобрести нравственный смысл следующие действия: - чистить картошку; - гулять в парке; - играть в футбол; - зажигать свечи; - ставить лабораторные опыты; - стрелять из винтовки.

10.Чем отличается ошибочная моральная позиция от позиции аморальной?

11.Если нравственное знание носит личностный и диалоговый характер, почему в культуре оно передавалось преимущественно в виде поучений, назиданий, проповедей, т.е. догматически и монологически?

12.В бандитском сообществе есть свои правила взаимоотношений (пираты, мафия). Можно ли сказать, что в нем действует своя мораль?

13.Что проще: воздержаться от зла или творить добро? Свой ответ обоснуйте.

14.Объясните смысл высказываний:

а) "Чтобы понимать человека, нужно его любить" (Л.Фейербах).

б) "Нет более скучной беседы, чем та, в которой все со всеми согласны" (М.Монтень).

в) "Я никогда не смогу убедить другого иначе, как с помощью его собственных мыслей" (И.Кант).

г) "Лучшее в добрых делах - это желание их утаить" (Б.Паскаль).

д) "Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным" (Ганьское изречение).

е) "Делать добро есть долг. Кто часто делает добро и ему удается осуществлять свою благодетельную цель, приходит, в конце концов, к тому, что действительно любит того, кому он сделал добро. Поэтому, когда говорят: полюби ближнего своего, как самого себя, то это не значит, что ты должен непосредственно (сначала) любить и посредством этой любви (потом) сделать ему добро, а наоборот - делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие!" (И.Кант).

15. Выполните задания:

а) Разделите требования на моральные и не относящиеся к морали:

- возвращайте долги; - будь готов!; - пошел вон!; - приготовьте домашнее задание; - не лги; - переходи улицу только на зеленый сигнал светофора; - больше трех человек не собираться; - встать, суд идет; - имей совесть; - не кради. Что является критерием Вашей оценки?

б) Разделите действия на хорошие и приятные: - дарить подарки; - радоваться чужому горю; - раскаиваться за сделанное зло; - плести интриги; - давать взятку; - возвращать долг. Какие выводы о соотношении добродетели и удовольствия можно сделать?

в) Определите соотношение хорошего и полезного в следующих действиях: - помогать маме; - пить натуральные соки; - есть краденую клубнику; - всегда говорить правду; - дразнить злую собаку. Сделайте выводы: полезна ли мораль, всегда ли моральна польза?

г) Этические взгляды И.Канта и Ф.Ницше радикально различаются. Попробуйте выявить их авторство в следующих высказываниях:

- "С красотой женщины должна увеличиваться ее стыдливость".

- "Назначение человека в том, чтобы достичь совершенства посредством свободы".

- "Обязанность означает стремление к цели не ради чего-нибудь другого, а ради нее самой".

- "Чем больше привычек, тем меньше свободы".

д) Н.С. де Шамфор полагал, что можно составить списочек под таким заглавием: "Пороки, необходимые для успеха в хорошем обществе". Попробуйте составить такой список.

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Общечеловеческие ценности и нравственные приоритеты современности.

2. Соотношение общечеловеческого и классового (национального) в морали.

3. Роль средств массовой информации в формировании нравственного сознания общества.

4. Системы нравственного воспитания.

5. Мораль и политика.

6. Герой нашего времени (Современный нравственный идеал).

7. Диалектика чести и достоинства.

7. Литература:

Основная:

1. Лекционный материал.

2. Гусейнов А.А. Введение в этику. - М., 1988.

3. Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М., 1974.

4. Зеленкова И.Л. Основы этики. - Мн., 1998.

5. Словарь по этике. - М., 1989.

Дополнительная:

1. Борзых В.В. Моральная прогностика: методы, способы, проблемы. - М., 1986.

2. Рациональное и эмоциональное в морали. - М., 1983.

3. Титоренко А.И. Структуры нравственного сознания. - М., 1974.

4. Что такое мораль? - М., 1988.

Тема 7. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

1. Введение (актуальность) темы:

Обращаясь к истории, можно увидеть, как «мораль вообще» разворачивается в пеструю картину нравов. В каждом веке, у каждого народа, класса, сословия обнаруживаются специфические особенности морали, но, в то же время, за релятивностью исторических проявлений просматриваются магистральные линии ее развития.

Существование нравственных отношений связано с особенностями социального развития, в процессе которого формируется личность, способная руководствоваться представлениями о добре и зле, поэтому истоки морали следует искать в социально-исторических обстоятельствах.

2. Цель: Познакомить студентов с процессом зарождения нравственности и ее генезиса в зависимости от изменяющихся социально-исторических условий.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· условия перехода к нравственной регуляции;

· этапы эволюционного становления морали в человеческом обществе;

· этические взгляды, господствовавшие в различных общественно-экономических формациях;

· основные понятия темы.

Студент должен уметь:

· выделить социально-экономические и политические доминанты исторических этапов развития морали;

· дать характеристику простейшим и развитым формам нравственной регуляции;

· осуществить сравнительный анализ этических взглядов различных общественно-экономических формаций.

Студент должен приобрести навыки и качества:

· диалога и полемики по поводу морального выбора;

· нравственной терпимости и определения ее пределов;

· достижения согласия и компромисса в процессе морального выбора.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Развитие морали (о биологических предпосылках нравственности; отношения людей при родовом строе; переход к нравственной регуляции).

2. Простейшие виды нравственных отношений (община "Народная нравственность").

3. Развитие формы нравственной регуляции (нравы эпохи феодализма, оформление буржуазной морали, мораль в ХХ веке (СССР, Республика Беларусь).

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. Какие главные установки были намечены в рамках "народной нравственности"?

2. Какое слово можно употребить для обозначения строгих запретов, сформировавшихся на самых ранних стадиях развития морали?

3. Какая форма общественного сознания подчинила себе мораль в эпоху средневековья?

4. Какой принцип лежал в основе формирования нравственности буржуазного типа?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: