Факультет психологии
Специальность Психология 030300.62 подготовки бакалавра
Программа дисциплины
Этика
Автор Лифинцева Т.П., докт. филос. наук, профессор кафедры истории философии ф-та философии
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
_____________________________ ________________________________
Председатель Зав. кафедрой
_____________________________ ________________________________
«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г
Утверждена УС факультета
_________________________________
Ученый секретарь
_________________________________
«____» ___________________200 г.
Москва
Пояснительная записка
Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Психология». Психология как феномен культуры предполагает, что ею должны заниматься люди творческие, широко образованные и способные к авторефлексии. В этом аспекте курс этики (который является, увы, небольшим), ни в коем случае не превращаясь в морализаторство или «проповедь», может помочь им глубже понять поступки собственные и окружающих, осмыслить свою жизнь и деятельность в перспективе целей и средств, идеалов и ценностей (которые у слушателей могут быть весьма разнообразными). А главное – помогать своим будущим клиентам осмысливать собственное мировоззрение и отношения с окружающими.
Непосредственной целью курса также является развитие рациональных исследовательских навыков у студентов, умения работать с материалом по определённой теме, выделять главное; умение соотносить и сравнивать различные этические парадигмы.
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
1) Посещение лекций и семинарских занятий (обсуждение поставленных вопросов, доклады, выступления) – 50% от итоговой оценки
2) Домашнее эссе (3-4 тыс. знаков) – 10% от итоговой оценки
3) Реферат (15-18 тыс. знаков) – 10% от итоговой оценки
4) Устный экзамен – 30% от итоговой оценки.
Тематический план
Название темы | Всего часов по дисциплине | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |||
Лекции | Семинары и практические занятия | |||||
1. Предмет этики. Мораль в жизни человека и общества. Возникновение морали в истории человечества (различные подходы). | ||||||
2. Табу, обычай, талион, кровная месть. | ||||||
3. Важнейшие моральные и этические учения. «Учителя человечества»: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед. | ||||||
4. Философы-моралисты: Сократ, Диоген, Сенека, Эпикур, Кант, Ницше | ||||||
5. Общие моральные понятия: идеал, добро и зло, долг, совесть, свобода. | ||||||
6. Важнейшие этические парадигмы: эгоизм, альтруизм, утилитаризм, гедонизм, ригоризм, цинизм, стоицизм. | ||||||
7. Любовь и ненависть как моральные парадигмы | ||||||
Итого: |
Литература:
Базовый учебник:
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика М.: Гардарика, 1998
Дополнительная дитература:
1. Аристотель Никомахова этика. // Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1984. Т. 4. C. 54 – 77.
2. Толстой Л.Н. Религия и нравственность. // Толстой Л.Н. В чём моя вера? Тула, 1989.
С. 330 – 374.
3. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. С. 3 -16, 173 – 201.
4. Померанц. Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. М., СПб.: Университетская книга,
1995.
5. Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1995.
6. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М.: Мысль, 1993.
7. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Наука, 1998.
8. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение»,
9. Андросов В.П. Будда Шакьямуни. М.: Восточная литература, 2001.
10. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб.: Изд. С.-Петербургского
ун-та, 1999.
11. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. М.: ИФ РАН, 2003.
12. Бонгард-Левин Г.М. Мудрецы и философы древней Индии. М.: Мысль, 1973.
13. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Восточная литература, 1992.
14. Лао-Цзы Дао-Дэ Цзин. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение, 1989, 1995,
2001.
15. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1991.
16. Библия (Ветхий и Новый Завет) М.: Изд. Московской Патриархии, 1991, 1995, 2006, …
17. Христианство. Энциклопедия. В 3 т. М.: Изд.: «Большая Российская Энциклопедия»,
1995-1997.
18. Коран (Перевод И.Ю. Крачковского). Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
19. Рукайя Максуд. Ислам. М.: Гранд, 2006.
20. Платон «Апология Сократа», «Критий», «Протагор» // Соч. в 3 т. М., 1970. Т. 1.
21. Эпикур Письмо к Менекаю. // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях
Знаменитых философов. М., 1979. С. 432 – 436.
22. Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч., М., 1997. Т. III.
С. 39 – 275.
23. Этика Канта и современность. Рига, 1989.
24. Ницше Ф. К генеалогии морали. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 407 – 555.
25. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
26. Сенека О счастливой жизни. // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
М., 1995. С. 167 – 192.
27. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология
Бессознательного: Сб. произведений. М., 1989. С. 382 – 424.
28. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
29. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 119 – 126.
30. Льюис К.С. Любовь // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.
С. 208 – 261.
Содержание курса:
Предмет этики. Мораль в жизни человека и общества. Возникновение морали
в истории человечества (различные подходы).
Обыденные представления о морали. Научное определение морали как понятия, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются такие обычаи, законы, поступки, которые выражают высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное существо, которые обеспечивают правильное поведение, «порядок в нравах», а также определяют условия и пределы соизволения человека. Основные теории происхождения морали: теологическая и мифологическая, натуралистическая, социологическая.