Этрусские женщины, равные мужчинам.




Не многим цивилизациям повезло просиять столь ярко и угаснуть так быстро. С небольшого размера территории этруски начинают экспансию на запад и юг, основывая колонии на островах в Тирренском море, на Корсике и плодородной Кампании. В следующем веке они продвигаются на север, через Аппенины, в долину реки По и оставляют поселения на Адриатическом побережье. И самое главное, что с конца 7-го века до н.э. по 510 век до н.э. здесь образовалась династия, которая правила самим Римом.

Этруски запомнились не только, как могущественные правители. Цивилизация их была передовой в западном мире того времени.

Первоклассные дороги и мосты, ирригационные сооружения. Керамика (в частности - буккеро), изделия из металла и золота ценились по всему миру. Многие достижения цивилизации, доставшиеся нам от древних римлян, в свою очередь, достались им от их учителей - этрусков.

Но, как это часто бывает со способными учениками, Рим превзошел своего учителя и Этрурия в итоге оказалась подвластна ему.

До сих пор существуют несколько версий появления этого народа на территории Аппенинского полуострова. Дебаты о происхождении этрусков велись с древнейших времен.

Как утверждал греческийисторикГеродот,— это выходцы из Лидии, области в Малой Азии — тиррены или тирсены. По мнению других античных авторов, в формировании этрусского этноса также принимали участие пеласги.

Сторонники автохтонной версии происхождения этрусков отождествляли их с обнаруженной в Италии культурой Вилланова. Вплоть до середины ХХ в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей — их язык не имел ничего общего с этрусским.

Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря».

Археологические и лингвистические исследования приносят всё больше свидетельств в пользу малоазийской версии происхождения этрусков. Памятники языков, родственных этрусскому, обнаружены в Малой Азии (Лемносская стела — пеласги) и на Кипре (этеокипрский язык — тевкры). Тирсены, пеласги и тевкры (одно из возможных прочтений древнеегипетских надписей) впервые упоминаются среди «народов моря», вторгшихся в XII веке до н. э. в Древний Египет из Малой Азии. Возможно, именно с этрусками связан древнеримский миф об Энее, предводителе троянцев, переселившихся в Италию после падения Трои.

Этрусское общество существовало на тех же экономических источниках, что и соседние народы - выращивание пшеницы, льна, изготовление металлических и керамических игделий,международная торговля.

Источником информации о жизни этрусков являются предметы быта и искусства, сохранившиеся чудом в роскошных гробницах богатых семей, а также литературные работы их современников - древних греков и древних римлян.

Резкий контраст между построением общества у этрусков и у соседних цивилизаций наблюдался в положении и роли женщины в сообществе. Этрусские женщины из высших слоев пользовались свободой, невозможной ни в одном из участков Средиземноморья.

Этруски на протяжении всей своей истории имели крепкие и дружные семьи.

 

Чем отличалась знатная римлянка от знатной этрусской женщины? Самая знатная римлянка в латинских надписях будет фигурировать под родовым именем — Клавдия или Корнелия, — и даже императрица будет всего лишь Ливией.

А у этрусских женщин было собственное имя: Рамса, Танаквиль, Фасти, Велия, — что позволяло им более полно раскрыть свою личность внутри семьи. Кроме того, если у римлян было только имя собственное, родовое имя и имя отца (M(arcus) TUllius M(arci) f(ilius), то этруски добавляли к ним еще и фамилию матери, иногда даже с ее именем. Одного претора из Тарквиний звали LarthArnthalPlecusclanRamthascApatrual, то есть "Ларс, сын АррунсаПлеко и Рамсы Апатронии". И эта традиция столь глубоко укоренилась в национальных обычаях, что сохранилась даже после романизации в латинских надписях в Этрурии, где имя матери (в глазах истинного римлянина это было излишней роскошью) соседствует с именем отца.

Этрусские женщины не должны были произносить брачный обет римлянок:"Если ты Гай, то я твоя Гая".Между тем этрусские женщины пользовались дурной репутацией в глазах греков и римлян. Даже серьезные авторы, такие как Аристотель, подхватывали россказни, обвиняли их в том, что они пируют вместе с мужчинами, лежа с ними под одним покрывалом. Авторы комедий, например Плавт, утверждали, что они добывали себе приданое, торгуя своей красотой.

Греческий историк Феопомп убеждал аудиторию в безнравственности этрусков, пересказывая более ранние литературные источники, он утверждал, что этрусские женщины были счастливы обнажиться и последовать за мужчинами в гимнасии. Он говорил, что этрусские женщины не занимаются домом, употребляют вино, предлагая тосты с мужской развязностью.

Не известно, сколько правды и сколько лжи в этих описаниях. Но, кажется, что Феокомпа больше всего возмущают не сами отношения полов, а отсутствие в них лицемерия. Образы томных мужей и женщин не редки на стенах этрусских гробниц, а вот на греческих вазах чаще всего рядом с распаленными мужчинами изображались рядом куртизанки, эфебы, но ни в коем случае не жены.

 

Если гречанка и римлянка жили в четырех стенах, то этрусская женщина часто «выходила в свет». Ее можно было встретить повсюду, с ее мнением считались, она находилась в центре внимания и не робела среди толпы мужчин, как сказал Тит Ливий об одной из них.

В Этрурии самые почтенные дамы, а не гетеры, как в Греции, имели законное право участвовать в пирах наряду с мужчинами и возлежать рядом с ними на триклинии, тогда как в Греции даже во время домашних обедов, изображенных на аттических стелах, жена скромно сидит, чтобы лучше услужить своему господину и повелителю.

Этрусские женщины не боялись предстать на многочисленных фресках в Тарквиниях, в гробницах Леопардов и Триклиния (V век); обычно их изображают со светлыми волосами (мужчины темноволосы) и в тяжелых расшитых плащах, наброшенных поверх туники. В таком виде они посещали выступления танцоров, музыкантов и атлетов и даже, как показывает фреска из Орвьето, судили, сидя на возвышении, состязания боксеров, колесниц и акробатов, в то время как в Олимпии присутствовать на играх могла только одна женщина — жрица Деметры Хамины.

Подобное участие этрусской женщины во всех проявлениях общественной и частной жизни могло показаться нескромным, вызывало подозрения у соседних народов и давало врагам Этрурии пищу для сплетен.

Интересно, а как же одевались этрусские женщины?

 

На торжествах они изображены в танце, во время пирушек - смотрящими боевые игры. Они носили туники более длинные, нежели мужчины, которые также соответствовали греческому хитону, и часто украшали их каймой. Во время празднеств они одевали верхний плащ — тебенну, богато вышитую и украшенную отделкой. Волосы женщины заплетали в косы либо укладывали узлом, который закреплялся лентой. Носили они и головной убор, называемый тутулус (tutulus). Самые дорогие прочные ботинки изготовлялись из красной кожи. На переломе VI и V веков этот активный народ играл весьма заметную роль в жизни Средиземноморья. Этруски имели торговые связи с самыми отдаленными странами. Именно этим объясняется смесь различных влияний, сказавшихся на внешнем виде этрусского платья.

В своей конечной фазе одежда этрусков сыграла важную роль посредника между греческой и римской одеждой, непосредственным предшественником которой она является. И, наконец, её можно рассматривать как переходное звено к одежде средневековья.
Несмотря на всяческую роскошь, золото и драгоценности, нижняя и верхняя одежда этрусков уже носит характер средневекового платья. Где-то здесь родился средневековый заостренный башмак, средневековая тонзура, а также средневековая гражданская и церковная одежда.

Все это помогает нам получить представление об этрусской женщине, имевшей привилегированное положение в обществе, где она блистала и трудясь, и развлекаясь, осыпаемая градом стрел чужеземных завистников и наделяемая в своей земле почти суверенной властью, сведущая в искусстве, образованная, питающая особую любовь к изыскам эллинской культуры и становящаяся проводником цивилизации, наконец, почитаемая после смерти как эманация могущественною божества. Такое место, возможно, занимали Федра или Ариадна на минойском Крите, а Корнелия, мать Гракхов, никогда бы не осмелилась претендовать на него в Риме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: