- начальный опыт организации социальных действий
- опыт участия в различных мероприятиях школьного уровня
- умение разрабатывать и организовывать различные проекты, акции,мероприятия
- овладение умением вести за собой, проявление лидерских качеств школьника
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие детей в разработке, организации и проведении различных мероприятий, акции, проектов, конкурсов.
Промежуточная аттестация проводится в форме защиты проекта
Содержание программы внеурочной деятельности «Я – лидер!»
(8 класс)
· Раздел 1. Кто такой лидер? (4 часа)
· “Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой А.А. Куманёва “Раздумья о будущем”.Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста.
· Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера. Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.
· Раздел 2. Организаторская техника лидера. (3 часа)
· Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.
· Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.
· Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта” (К.С.Станиславский).
· Раздел 3. Умения и навыки лидера. (4 часа)
· Как правильно вести беседу? Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы. Умение анализировать проведённую беседу.
· Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.
· Игра “Поспорим с “Великим”. Подготовка лидера как оратора. Умение анализировать и высказывать своё мнение. По поводу – реплики – цитаты известных писателей, политических деятелей, учёных. Театрализованный спор.
· Лидер – это человек воспитанный. Правила поведения в общественных местах, в гостях, за столом. “Золотые ” правила этикета лидера.
· Раздел 4. Виды деятельности лидера. (12 часов)
· Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.
· Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.
· Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах.
· Практикум. Разработка сценария(миниатюры) выступления «Новогодний микс».
· Поиск сценария, редактирование сценария. Распределение ролей. Репетиции.
· Проведение мероприятия «В гостях у сказки». Определение формы проведения, подбор и систематизация информации
· Составление конкурсной программы для мальчиков и девочек. Поиск и отбор информации из различных источников.Систематизация информации
· Раздел 5. Организация школьного и классного самоуправления (11 часов)
· Самоуправление в школе и для школы. Различные системы организации самоуправления в школе. Ученический совет. Школьная республика.
· Формы и организация самоуправления в классе. Различные системы организации классного самоуправления. Класс-город. Класс-семья.
· Направления работы актива класса и формат работы. Делегирования полномочий, организация работы секторов по досуговой деятельности, образовательной, спортивной, трудовой, культмассовой.
· Виды и организация коллективно-творческого дела в рамках класса силами класса. Организация общешкольных и внутриклассных мероприятий. Виды и формы.
· Практикум: Разработка КТД для класса.Выбор формы проведения КТД, назначение КТД.
· Разработка конкурсной интеллектуальной программы «Самый умный» для школьников.
· Игровая программа
· Мы – лидеры! Игровая программа. Подведение итогов. Выдача дипломов об окончании «Школы лидера»
Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Я – лидер!» (8 класс)
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Кто такой лидер Школа юного лидера. Вводное занятие Понятия: лидер, организатор, руководитель. Представление о себе, как о лидере Кто такой лидер? Их роли | |||
Организаторская техника лидера Я-лидер! Я и моя команда. Стиль работы лидера. Практикум «Чемодан лидера» | |||
Умения и навыки лидера Как правильно вести беседу.Дебаты Основные навыки выступления лидера Лидер – человек воспитанный Игровой практикум | |||
Виды деятельности лидера Организация КТД. Этапы КТД Виды КТД Проектная работа в деятельности лидера Разработка сценария выступления «Новогодний микс» Организация и проведение КТД для школьников Составление конкурсной программы | |||
Организация школьного и классного самоуправления Самоуправление в школе и для школы Что такое самоуправление в классе Формы и организация КТД активом класса Практикум «В копилку лидера». Разработка КТД для класса Интеллектуальная игра «Самый умный» Игровая программа Промежуточная аттестация Итоговое занятие «Мы – лидеры!» | |||
Итого |
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Я – лидер!» (8 класс)
№ | Наименование изучаемой темы | Основное содержание в теме | ||
Дата | Тема занятия | Кол-во часов | ||
Раздел 1. Кто такой лидер? (4 часа) | ||||
«Школа лидера» вводное занятие | Знакомство с группой. | |||
Понятия: лидер, организатор, руководитель | Понятие «Лидер», «организатор», «руководитель» определение понятийного аппарата лидера. | |||
Представление о себе, как о лидере. Личностные качества лидера | Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста | |||
Роли лидера. | Лидер-созидатель, лидер – разрушитель, лидер-инициатор, лидер-умелец, деловой лидер, лидеры-генераторы эмоционального настроя. | |||
Раздел 2. Организаторская техника лидера (3 часа) | ||||
Я –лидер. Я и моя команда. | Правила работы с командой. Элементы организационной работы | |||
Практикум «Чемодан лидера» | Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти | |||
Стили работы лидера | Лидер – регламентатор, спринтер, хлопотун, волокитчик, коллегиал. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля | |||
Раздел 3. Умения и навыки лидера (4 часа) | ||||
Как правильно вести беседу? Дебаты. | Подготовка лидера как оратора, реплики – высказывания великих людей | |||
Лидер - человек воспитанный. | Правила поведения в общественных местах, деловая игра «В мире этикета» | |||
Основные навыки выступления лидера. | Выступление перед группой. Чтение стихотворений. | |||
Игровой практикум | Практикум «Перевертыши», «Театр» | |||
Раздел 4. Виды деятельности лидера (12 часов) | ||||
Организация коллективно – творческой деятельности | Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы подготовки и проведения КТД. | |||
Виды КТД | Классический и личностно-ориентированные КТД. Трудовые, спортивные,познавательные и досуговые КТД | |||
14-16 | Проектная деятельность в работе лидера | Шаги проекта.Выстраивание шагов проектной деятельности. Выделение проблемы и поиск путей ее решения | ||
17-19 | Разработка сценария выступления «Новогодний микс» | Разработка сценария миниатюры новогоднего выступления | ||
20-21 | Организация и проведение КТД для школьников «В гостях у сказки» | Разработка КТД для школьников. | ||
22-23 | Как составить конкурсную программу. Составление конкурсной программы к предстоящим праздникам | Составление конкурсной программы Определение ролей ведущих Использование различных форм конкурсных программ | ||
Раздел 5 Организация школьного и классного самоуправления (11 часов) | ||||
Самоуправление в школе и классе | Различные системы организации самоуправления в школе. Управлние классом. | |||
Что такое самоуправление в классе. | Старосты и актив класса. Их роли. Роль лидера в классном коллективе | |||
Формы и организация КТД активом класса | Организация общешкольных и внутриклассных мероприятий. Виды и формы | |||
27-28 | Практикум «В копилку лидера». Разработка КТД для класса | Разработка и проведение мероприятия для классного коллектива. | ||
29-30 | Интеллектуальная игра «Самый умный» | Разработка и проведение игры для школьников | ||
31-32 | Игровая программа | Разработка и проведение конкурсной программы | ||
Промежуточная аттестация (защита проекта) | ||||
«Мы –лидеры!» | Составлении игровой программы. Диагностика лидерских качеств. Самоанализ | |||
Итого: 34 часа |
Содержание программы внеурочной деятельности «Я – лидер!»
(9 класс)