Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет Маркетинга
Кафедра истории и философии
Реферат
По дисциплине «Деловые и научные коммуникации»
На тему «Формы деловых коммуникации»
Выполнила:
студентка факультета Маркетинга, группы МЛ/17в
Мальцева Яна Александровна
Проверил:
доцент, к.ф.н., Гавриш Виктор Дмитриевич
Москва – 2017
Деловая коммуникация отличается от простого общения тем, что в процессах ее осуществления ставится цель и конкретные задачи, которые должны быть решены. В деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером без потерь с обеих сторон. В этом смысле этика служит своеобразным посредником, позволяющим быстрее найти оптимальное решение, сгладить острые углы, с достоинством выходить из затруднительных ситуаций.
В целом, деловые коммуникации могут быть прямые (предполагающие непосредственный контакт) и косвенные (возникающие в случаях, когда между партнерами существует какая-либо пространственно-временная дистанция).
Деловая коммуникация может осуществляться в следующих формах:
1. Деловая беседа – передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам и проблемам.
Деловая беседа выполняет ряд функций: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение или разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование деловых мероприятий.
Она может быть непосредственной или опосредованной, чаще всего, по телефону. Данная форма деловых коммуникаций может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.
2. Деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда целенаправленны и предполагают заключение сделок, подписание соглашений и контрактов.
Деловые переговоры могут проходить на официальном и неофициальном уровне. Переговоры могут быть внешними (с деловыми партнерами и клиентами) и внутренними (между сотрудниками).
3. Собеседование – используется при решении кадровых вопросов: при приеме на работу, увольнении.
4. Спор – столкновение мнений, разногласие по какому-либо вопросу, борьба за отстаивание собственных позиций.
Спор может быть реализован через полемику, дебаты, дискуссии.
Дискуссия - форма спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения.
Полемика - форма спора, предполагающая наличие противоположных мнений и обоснованных аргументов, основная задача - утверждение одной из противостоящих позиций.
Дебаты - формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуютдруг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).
В чем отличия разных форм спора? В отличие от дискуссий, диспутов, целью которых выступает коллективный поиск истины, в полемическом споре целью является победа над противником и утверждение собственной позиции.
5. Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.
Деловое совещание - общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения.
Цель совещания - описание ожидаемого результата, нужного типа решения, желательного итога работы.
Важно для получения нужного результата совещания: точно и в нужном направлении сформулировать предмет обсуждения; выносить на совещание лишь те темы, которые не удается решить отдельным специалистам в рабочем порядке.
Типы совещаний: совещания по планированию; совещания по мотивации труда;совещания по внутрифирменной организации;совещания по контролю за деятельностью работников; совещания, специфические для фирмы.
Оптимальное число участников 6-7 человек. На совещания надо приглашать только тех, в чьей компетентности находится обсуждаемая проблема и кто способен решить вопрос.
6. Презентация – первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции, фирмы и ее создателей. С помощью презентации информируют и убеждают потенциальных клиентов и партнеров в необходимости приобретения конкретной продукции или услуги.
Задача презентации: так продемонстрировать товар и его возможности, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание к своей фирме, а в конечном итоге, как ожидаемый результат -заключить договоры и сделки.
Длительность проведения презентации: 1,5-2 часа. Проводить презентации рекомендуется после 15 часов (после презентации можно организовать коктейль или фуршет с 17.00 до 19.00).
7. Торги – это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков и выбора наилучшего из них.
В результате торгов заключается юридическая сделка с тем деловым партнером, который предложил наиболее выгодные условия.
Торги отражают стремление деловых партнеров убедить друг друга во взаимной выгоде согласованных действий и решений.
Наступательные методы в процессе торгов:
- разведка (использование подставных лиц для выявления подлинных цен товара, для зондирования ситуации, т.д.);
- пропаганда своего товара с помощью рекламы и формирования общественного мнения;
- гибкая перемена тактики продаж, «нащупывание» слабых мест в системе «обороны» партнера;
- настойчивость, давление;
- тактика затягивания торгов;
- незначительные конфликты для того, чтобы нащупать слабину и измотать противоположную сторону;
- ультиматумы, предъявляемые в последнюю минуту, чтобы вырвать значительные уступки уже после того, как оппонент успокоился и начал мысленно подсчитывать свою прибыль.
8. Деловая переписка – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи информационного сообщения.
Деловое письмо - письменное обращение к должностному лицу, оформленное в соответствии с правилами переписки.
С помощью деловых писем осуществляется обмен информацией, делаются предложения, ведутся переговоры, предъявляются претензии, выражаются благодарности и т.п.По содержательной направленности можно выделить более 20 наименований писем.
9. Пресс-конференция — мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности.
Основное назначение пресс-конференций: адресное распространение информации (новостей, документации, фотографий) среди редакций СМИ.
Наиболее оптимальное время проведения пресс-конференции - с 11.00 до 16.00. Длительность пресс-конференции - от 30 минут до 3 часов.
Любая форма деловой коммуникации носит уникальный, своеобразный характер, предполагая каждый раз разных участников, условий, предмета обсуждения. Но, тем не менее, все формы должны строиться в соответствии с определенными, универсальными принципами деловой этики.