Правовой статус и организация деятельности представительного органа муниципального образования.




В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления. В связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность во введении института представительства.

Исключительная роль представительного органа обусловлена тем, что депутаты избираются непосредственно членами местного сообщества на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Представительные органы выражают волю всего населения муниципального об­разования, придают ей общеобязательный характер и осуще­ствляют от его имени власть. Им подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц местного самоуправ­ления, подотчетны глава муниципального образования и другие выборные должностные лица.

Таким образом, представительный орган местного самоуправления – это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

В действующем законодательстве закрепляется два критерия представительного органа: 1) избрание непосредственно населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании; 2) представление интересов жителей территории муниципального образования.

Наименования представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т.п.

Количественный состав представительного органа зависит от числа жителей муниципального образования и в разных странах является различным. Так, во многих штатах США преобладают советы, небольшие по своему составу (6-12 чел.). В Японии, наоборот, состав местных советов довольно многочисленный – от 40 до 120 членов применительно к ассамблеям префектур и от 12 до 100 членов применительно к муниципальным ассамблеям. Во Франции численность советников в муниципальных советах может составлять от 9 (в коммунах с населением менее 100 чел.) до 69 (более 300 тыс. чел.).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. (ст. 35) на федеральном уровне устанавливает требования к численности депутатов представительных органов местного самоуправления в зависимости от численности жителей муниципального образования.

Так, численность депутатов представительного органа, устанавливаемая уставом муниципального образования, не может быть менее:

7 человек – при численности населения менее 1 тысячи человек;

10 человек – при численности населения от 1 до 10 тысяч человек;

15 человек – при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;

20 человек – при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;

25 человек – при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 тысяч человек.

Представительный орган не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Свою деятельность представительный орган местного самоуправления осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством субъекта Федерации, уставом муниципального образования, положением о нем и регламентом представительного органа.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Представительный орган решает вопросы исключительного ведения представительного органа местного самоуправления. Это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений, которые вправе решать только представительный орган местного самоуправления и никакие иные органы. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 35) в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Перечисленные полномочия представительных органов – это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В уставах муниципальных образований в соответствии с законодательством субъектов РФ полномочия представительных органов могут быть расширены (но не сужены). В последнем случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления значительно возрастает.

 

Правовой статус главы муниципального образования – высшего должностного лица муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. (ст. 1) должностное лицо местного самоуправления - это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления

Выборное должностное лицо - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. ст. 1).

Глава муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования;

4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации;

5) в случае формирования представительного органа муниципального района из числа представителей выборных органов поселений является председателем представительного органа муниципального района.

Установленные ограничения (2-4) не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования. Представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях.

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования. Право созывать внеочередные заседания представительного органа муниципального образования на практике часто используется главами муниципальных образований для решения неотложных вопросов;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Приведенные полномочия принадлежат Главе муниципального образования независимо от способа его избрания и от того, какой орган он возглавит - представительный или исполнительный.

Глава муниципального образования издает правовые акты в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования.

Виды и юридическая сила правовых актов главы муниципального образования зависят от того, какой орган в системе органов местного самоуправления он возглавляет в соответствии с уставом муниципального образования.

В случае если глава муниципального образования является председателем представительного органа, он не наделяется правом издавать правовые акты, направленные непосредственно на решение вопросов местного значения. Его компетенция ограничивается изданием постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Таковыми, к примеру, могут быть правовые акты по вопросам, связанным с созывом, подготовкой и проведением заседаний представительного органа, координацией деятельности постоянных комиссий, организацией исполнения решений представительного органа, наймом и увольнением служащих представительного органа муниципального образования.

 

Исполнительные органы местного самоуправления: правовой статус и организационные основы деятельности.

Исполнительные органы местного самоуправления – это органы местного самоуправления, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение нормативных актов, и наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией.

Постоянно действующим органом исполнительной власти является администрация муниципального образования.

Местная администрация выполняет полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Главное содержание деятельности администрации составляет непрерывное осуществление управленческих функций по практической реализации и исполнению решений, принятых представительным органом муниципального образования.

Как правило, к ведению исполнительных органов муниципальных образований отнесены: владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью; формирование и исполнение местного бюджета; комплексное социально-экономическое развитие на своей территории; жилищно-коммунальный комплекс; муниципальное здравоохранение и образование; культура, физическая культура и спорт; пожарная безопасность; регулирование земельных отношений; охрана окружающей среды; муниципальные дороги и муниципальный транспорт; муниципальные статистика и архивы; торговля, общественное питание и бытовое обслуживание; муниципальные информационные системы и связь.

Местная администрация обладает правами юридического лица и следовательно:

- имеет обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета,

- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности;

- быть истцом и ответчиком в суде;

- имеет гербовую и иные печати, штампы, бланки, расчетные и иные счета в банковских учреждениях.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

В случае, когда глава администрации является муниципальным служащим, назначаемым по контракту, срок его полномочий определяется уставом муниципального образования и обычно совпадает со сроком окончания полномочий представительного органа. Условия контракта для главы администрации поселения утверждаются его представительным органом, а для главы администрации муниципального района и городского округа – представительным органом в части, касающейся решения вопросов местного значения, и законом субъекта РФ в части осуществления отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному району или городскому округу. Условия контракта могут содержать квалификационные требования к главе местной администрации, необходимые для реализации им своих полномочий.

Закон предусматривает, что условия конкурса на замещение должности главы местной администрации и проект контракта должны быть опубликованы не менее чем за 20 дней до дня проведения конкурса, с тем, чтобы у потенциальных кандидатов было достаточно времени для подготовки к проведению конкурса. Число членов конкурсной комиссии устанавливается представительным органом муниципального образования, при этом для муниципального района и городского округа 1/3 членов комиссии назначается законодательным органом субъекта РФ по представлению его высшего должностного лица. Контракт с наемным главой администрации заключается главой муниципального образования. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Типичными функциями главы местной администрации являются следующие:

- организует разработку и исполнение местного бюджета, осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета;

- организует подготовку генерального плана развития территории муниципального образования:

- определяет структуру, штаты администрации и вносит их на утверждение представительному органу местного самоуправления;

- от имени администрации заключает договоры и соглашения с различными структурами;

- не реже одного раза в год представляет населению и представительному органу местного самоуправления отчет о деятельности администрации;

- принимает меры по обеспечению правопорядка, координирует меры по борьбе с преступностью;

- назначает и освобождает других руководителей администрации и муниципальных предприятий;

- издает постановления и распоряжения;

- осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции в пределах своей компетенции.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: