Работа с ключевыми словами
Усвоение материала связано с понятийным аппаратом, поэтому студент должен уметь применять ключевые слова в аналитическом обзоре сферы культуры, динамики развития культуры, анализировать культурно-исторические эпохи и персоналии. К зачету студент знать и владеть не менее 50 культурологическими терминами.
Методические рекомендации
для самостоятельной подготовки к семинарам
Семинарское занятие способствует закреплению знаний, полученных студентом на лекциях, глубокому изучению обязательной и дополнительной литературы. Активное участие на семинарах оттачивает мысль студента, вызывает интерес к проблеме, побуждает к постановке вопросов, прививает навыки устного выступления, готовит к будущей теоретической и практической деятельности. Немаловажное значение имеет семинар и для преподавателя, позволяя ему регулярно контролировать усвоение студентами учебного материала, направлять самостоятельную работу, изучать мнения, запросы и интересы студентов, формировать аналитические способности в усвоении материала, развивать художественное мышление.
Семинарские занятия по курсу обеспечивают: закрепление полученных знаний, формирование анализа и умения оценивать явления культуры, овладение навыками общения в процессе восприятия и изучения культуры. Задача самостоятельной работы заключаются в формирование умения находить, осваивать, систематизировать исторические сведения по культуре и искусству, готовить сообщения, выступать с докладами, отвечать на проблемные вопросы.
Подготовка к семинару осуществляется на основе программы курса и методических рекомендаций. В процессе обучения, в течение семестра каждый студент должен подготовить доклады и сообщения. Доклад готовится по схеме 1. Хронология 2. Общая характеристика 3. Основные понятия 4. Персоналии.
Студенты на семинаре конспектируют основные тезисы и усваивают ключевые слова, понятия, термины по заданной теме. Студент должен знать минимум ключевых слов. На семинарских занятиях студент может использовать любую литературу, рекомендуемую высшей школой, учебники, хрестоматии, словари и др.
Самостоятельное изучение курса представляет определенные сложности связанные, прежде всего, со значительным объемом материала и разнородностью частей курса. Культура явление многогранное, поэтому зачастую по тем или иным вопросам отсутствуют общепринятые определения понятий. Если при изучении курса студент столкнется с такими разночтениями, следует проанализировать существующие противоречия и выбрать точку зрения, наиболее согласующуюся с его знаниями. В случаях сомнений студент должен консультироваться с преподавателем.
План подготовки к семинарским занятиям
1. Подбор литературы по теме семинара.
2. Выборка основных тезисов и их конспектирование.
3. Составление ключевых слов по вопросам и теме семинара.
4. Определение основных понятий и терминов и их расшифровка.
5. Написание текста доклада или сообщения.
6. Подготовка вывода по теме.
Студент должен обязательно написать источник информации.
Подготовка студента к семинару оценивается по десятибалльной системе:
1-4 балла – умение решать задачи элементарного характера, предполагающие один способ решения и отвечать на вопросы описательного характера.
5-10 баллов – умение отвечать на вопросы логического характера, предполагающие выявление логических связей и решать задачи, имеющие несколько вариантов.
Методические рекомендации для составления таблицы персоналий.
В процессе обучения в каждом семестре студент должен заполнить таблицу, в которой должны быть перечислены ученые, философы, историки, социологи и другие, внесшие вклад в развитие культурологии. Студент выбирает самые известные и значительные имена, используя учебную, справочную и научную литературу. Студент может использовать рекомендуемую литературу, кроме этого источники научно-исследовательских учреждений, ведущих учебных заведений России и зарубежных стран мира. К зачету студент должен написать не менее 80 персоналий.
Образец заполнения таблицы
№ | Имя ученого | Место и год рождения или проживания. | Научные труды | Роль и значение для развития культурологии |
Э.Тайлор | Великобритания 1832-1917гг. | Первобытная культура | Впервые научно обосновал эволюционную теорию развития культуры |
Методические рекомендации для подготовки контрольной работы
Контрольная работа выполняется в письменном виде, предназначена для самостоятельной работы студента и входит в промежуточный и итоговый контроль знаний. Так как количество часов не позволяет исследовать всю литературу, необходимую для подготовки к зачету. Темы составлены на основе пройденного лекционного материала, заданий, разработанных для СРС, и тем, рассмотренных на семинарах в соответствии с компетенциями. Промежуточная и итоговая аттестации помогает определить подготовленность студента к зачету и уровень усвоения материала. Полученные результаты анализируются, на основании этого подводятся итоги, которые определяют дальнейшую работу. Контрольные работы оцениваются по десятибальной системе, полученная сумма баллов показывает рейтинг студента. В каждой группе выводится средний коэффициент, по которому определяется уровень полученных знаний. Полученная сумма баллов учитывается на зачете, в случае низкого рейтинга, студенту даются дополнительные вопросы на основе пройденного курса или из рекомендуемой учебной и учебно – методической литературы. По желанию студент может использовать литературу, имеющуюся в других библиотеках или в личном пользовании, отвечающей требованиям высшей школы и рекомендуемые ею. Использование словарей является обязательным, так как, по мнению автора, знание терминологического и категориального аппарата помогает в усвоении получаемых знаний.