* Прицеливание: тщательно прицелившись перед выстрелом, лучник заметно повышает шансы на попадание в цель. За каждый полный ход, потраченный на прицеливание, персонаж получает кубик к запасу бросков на атаку. Максимальное число кубиков, полученных таким образом, ограничено значением Восприятия у стрелка. Чтобы применить этот маневр, значение Стрельбы из лука у персонажа должно быть не ниже 2, к тому же он должен четко видеть свою цель все те ходы, что потратил на прицеливание. Если на протяжении этого времени стрелок отвлекся на что-то еще, все бонусы от прицеливания немедленно исчезают. Цель при этом должна оставаться неподвижной или двигаться со скоростью, не превышающей скорость прогулочного шага.
* Проткнуть жертву стрелой или болтом (Ловкость + Стрельба из лука): тщательно прицелившись, можно проткнуть Каинита стрелой или болтом, которые в этом случае играют роль кола. Помните, это очень сложная задача. Чтобы выполнить этот маневр, игрок должен заранее сообщить о своем желании Рассказчику и выполнить бросок со сложностью +3 (максимум 10). Игрок должен получить не менее пяти успешных баллов и нанести не менее трех уровней повреждений. По решению Рассказчика летящий снаряд может случайно проткнуть вампира, если при броске на выстрел игрок получил минимум одну десятку, а также были выполнены все остальные условия (успешные баллы в этом случае определяются по сложности атаки +3).
Сложность: +3
Точность: обычная
Повреждения: от кола
* Быстрая перезарядка (Ловкость + Стрельба из лука): на перезарядку лука обычно тратится один ход, но опытный лучник может ускорить этот процесс и стрелять каждый ход. Для этого ему нужно выполнить бросок на Ловкость + Стрельба из лука (сложность 7) и набрать минимум два успешных балла. Арбалеты таким образом перезаряжать нельзя. Быстрая перезарядка считается отдельным действием, поэтому для того, чтобы стрелять каждый холл, игрок должен заявить о множественных действиях.
* Бросок с боковым замахом (Ловкость + Атлетизм): самая распространенная техника метания – это броски с замахом из-за плеча, простые и точные, но не слишком опасные. При бросках с боковым замахом задействуется большие группы мышц, в результате чего снаряд летит дальше и наносит более сильный удар. Персонажу нужно пространство для того, чтобы как следует размахнуться (обычно – несколько метров). Точность броска заметно ухудшается. Применяются обычные правила для метания, но сложность броска возрастает до 8, одновременно с этим учитываемое значение Ловкости метателя уменьшается на единицу; зато при определении запаса бросков на повреждения на единицу возрастает учитываемое значение Силы персонажа.
Сложность: +2
Точность: -1
Повреждения: обычные +1
Модификаторы для дистанционного сражения | ||
Ситуация | Сложность | Примечания |
Цель на половинной дистанции | -1 | Только для метательного оружия |
Цель на обычной дистанции | ||
Цель на двойной дистанции | +2 | |
Ветреная погода | +1 | Нельзя стрелять на расстояние, превышающее стандартную дистанцию |
Темнота / туман | +2 | Половинная дистанция |
Бегущая цель | +1 | |
Верховая цель | +2 (рысь) / +3 (галоп) | |
Метание другого оружия | +2 | Только для метательного оружия |
Верховая стрельба | +2 / +4 | См. «Сражения верхом» |
Средневековое оружие и доспехи
Последнее «условие» боя – это оружие и доспехи сражающихся сторон. Средневековое вооружение известно своим разнообразием. Ниже приводится описание самого распространенного оружия, но это далеко не полный список. Для упрощения игры все вооружение и доспехи разделены на несколько категорий, которые не дают полного представления о том многообразии, с которым могут столкнуться путешествующие по миру персонажи.
Информация об оружии и доспехах также представлена в форме двух таблиц. Для некоторых типов оружия, например, шестов и моргенштернов, имеются дополнительные правила.
Холодное оружие
Холодное оружие, эта забава для рыцарей и тяжелое бремя для крестьян, применялось в ближнем бою. К этой разновидности вооружения относятся как простейшие дубинки, так и мечи, вышедшие из рук искусных мастеров. По большей части оно не нуждается в представлении, поэтому мы ограничились лишь несколькими менее известными названиями:
* Меч-полуторник: длинный (примерно 1 м) клинок, которым можно орудовать как одной, так и двумя руками.
* Двуручный меч: клинок длиной от 1,3 до 2 м. Это двуручное оружие наносит страшные раны, но не слишком удобно в обращении. Такими мечами нельзя сражаться верхом. В средние века они мало распространены.
* Моргенштерн: оружие, сходное с булавой, но его навершие соединено с рукояткой цепью, что позволяет наносить дополнительный урон, при этом увеличивая опасность для самого владельца оружия (при провале цепь или цепляется за что-нибудь, или наносит удар по самому персонажу).
Стрелковое оружие
У средневековых солдат, помимо ножей, копий и камней, было и более сложное оружие дальнего боя. Луки также использовались во время охоты.
* Короткий лук: небольшое по размерам оружие длиной от 1 до 1,3 м, предназначенное для охоты. Из него можно стрелять верхом (чаще всего так поступают сарацинские всадники).
* Длинный лук: мощное оружие длиною почти в 2 м, предназначенное для войны. Из него нельзя стрелять верхом.
Оружие всадника
Это особая разновидность оружия, позволяющая оптимально использовать сильные стороны всадника и компенсирующая его слабости.
* Кавалеристское копье: длинное тяжелое копье, используемое в конных сражениях. Самое распространенное кавалеристское вооружение, одинаково эффективное и против всадников, и против пехоты.
* Составное копье: длинное мощное копье, состоящее из двух обычных копий. В основном им пользуются сарацины. Чтобы орудовать таким копьем, надо обладать огромной силой (минимальная Сила равна 4), зато оно наносит врагу серьезный урон.
* Легкое копье: оно также распространено среди сарацин и представляет собой легкое и обычно полое копье. Им проще орудовать, но оно наносит меньше повреждений, чем его более солидные «родичи». К тому же такие копья часто ломаются.
* Сабля: одноручный меч длиной примерно в 1 м, предназначенный для сражений верхом.
Доспех
Средние века породили огромное множество доспехов и защитного снаряжения, которые мы для удобства разделили на четыре категории. Самым распространенным считался легкий доспех, который носили городские стражники и простые воины, в то время как знать и элитные отряды отдавали предпочтение более сложному снаряжению.
* Легкий доспех: такой доспех обычно изготавливается из кожи, иногда – вываренной (что делает ее более твердой), иногда – простроченной. При самостоятельном ношении поддоспешник, обычно надеваемый под более тяжелую броню, также считается легким доспехом.
* Средний доспех: такой доспех несколько тяжелее легкого за счет того, что его кожаные части укреплены металлическими кольцами и/или клепками; в некоторых случаях кожаный доспех может быть дополнен легкой кольчугой.
* Тяжелый доспех: металлический доспех, обычно – кольчуга поверх стеганного поддоспешника.
* Рыцарский доспех: как и тяжелый доспех, рыцарский доспех состоит из кольчуги, надетой поверх кожаного поддоспешника и дополненной тяжелыми рукавицами и поножами. Обычно вместе с таким доспехом носят топфхельм. Помните, что рыцарский доспех – это не пластинчатые латы (которые появились только несколько веков спустя и быстро вышли из употребления из-за изобретения огнестрельного оружия).
* Легкий шлем: металлический шлем, защищающий от удара голову и шею. Может быть с наносником, но большая часть лица все равно остается открытой. Обычно носится вместе с тяжелым доспехом.
* Топфхельм: тяжелый шлем, защищающий голову, шею и лицо воина. Для обзора оставлены прорези на уровне глаз. Обычно носится вместе с рыцарским доспехом.
Щиты
Изготовленные из дерева, кожи и металла щиты обеспечивают дополнительную защиту от превратностей битвы. В отличие от доспехов, которые воины носили почти все время, щиты доставались только при наступлении беспокойных времен. Их нельзя носить скрытно, но все же у большинства щитов есть кожаный ремень, с помощью которого щит крепился на спине воина.
Существует несколько разновидностей щитов, в том числе:
* Малый (кулачный) щит: деревянный щит, обычно круглой формы, окрашенный или обтянутый кожей. Такие щиты прикрывают лишь небольшую часть тела (поэтому не слишком годятся для пассивной защиты), зато идеально подходят для отражения ударов.
* Пехотный щит: большой щит лучше защищает своего владельца от ударов, ограничивая при этом его подвижность и затрудняя парирование.
* Кавалеристский щит: вытянутый узкий щит, обычно в форме капли, предназначен для конных сражений и обеспечивает примерно такую же защиту, как пехотный щит в пешем строю.
Холодное оружие
Оружие | Повреждения | Скрытность | Минимальная Сила | Примечания |
Топоры | ||||
Топорик (в ближнем бою) | Сила +3, Л | О | ||
Топор | Сила +5, Л | Д | ||
Боевой топор | Сила +6, Л | Н | Двуручное | |
Дробящее оружие | ||||
Палица | Сила +1, П | О | ||
Дубинка | Сила +1, П | О | ||
Булава | Сила +1, П | Д | ||
Моргенштерн | Сила +3, П | Д | Сложность +1; при провале может нанести удар по владельцу | |
Боевой молот | Сила +5, П | Н | Сложность +1; двуручное | |
Клинковое оружие | ||||
Нож | Сила +1, Л | К | ||
Кинжал | Сила +1, Л | О | Сложность -1 | |
Сабля | Сила +2, Л | Д | ||
Одноручный меч | Сила +4, Л | Н | ||
Меч-полуторник | Сила +5, Л | Н | 4 (3 для одной руки) | Можно держать как одной, так и двумя руками |
Двуручный меч | Сила +6, Л | Н | Сложность +1; двуручное | |
Древковое оружие | ||||
Дротик | Сила, Л | Н | ||
Вилы | Сила +1, Л | Н | Двуручное | |
Копье (короткое) | Сила +1, Л | Н | Сложность +1 | |
Пика | Сила +3, Л | Н | Двуручное | |
Посох | Сила +2, П | Н | ||
Алебарда | Сила +6, Л | Н | Сложность +1; двуручное | |
Легкое кавалеристское копье | 6 или Сила, Л | Н | Непрочное; см. правила по кавалеристским копьям | |
Обычное кавалеристское копье | 8 или Сила, Л | Н | См. правила по кавалеристским копьям | |
Составное кавалеристское копье | 9 или Сила, Л | Н | См. правила по кавалеристским копьям |
Дистанционное оружие
Оружие | Повреждения | Дистанция | Скрытность | Минимальная Сила | Примечания |
Стрелковое оружие | |||||
Длинный лук | 4, Л | 110 м | Н | 1 ход на перезарядку | |
Короткий лук | 2, Л | 55 м | Д | 1 ход на перезарядку | |
Легкий арбалет | 2, Л | 110 м | Д | 2 хода на перезарядку | |
Арбалет | 3, Л | 91,5 м | Н | 3 хода на перезарядку | |
Тяжелый арбалет | 4, Л | 137 м | Н | 4 хода на перезарядку | |
Праща | 5, П | 46 м | О | 1 ход на перезарядку | |
Метательное оружие | |||||
Нож | Сила, Л | 14 м | О | Сложность +1 | |
Топорик | Сила +1, Л | 18 м | О | Сложность +1 | |
Дротик | Сила +2, Л | 46 м | Н | ||
Копье | Сила + 1, Л | 37 м | Н | ||
Камень | Сила, П | 37 м | К |
Доспехи и шлемы
Предмет | Поглощение | Штраф | Минимальная сила | Скрытность | Примечания |
Легкий доспех | +1П / +2Л | - | О | Для защиты головы нужен шлем | |
Средний доспех | +2П / +3Л | -1 к Ловкости | О | Для защиты головы нужен шлем | |
Тяжелый доспех | +3П / +4Л | -1 к Ловкости | Н | Для защиты головы нужен шлем | |
Рыцарский доспех | +4П / +5Л | -2 к Ловкости | Н | Для защиты головы нужен шлем | |
Легкий шлем | +2П / +3Л | -1 к Восприятию | Н | Защищает голову; бонусы на поглощение не складываются с бонусами от доспеха | |
Топфхельм | +3П / +4Л | -2 к Восприятию | Н | Защищает голову; бонусы на поглощение не складываются с бонусами от доспеха |